А. С. Макаренко отмечал: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет,— это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы за которыми вы ухаживаете, были до пяти лет».

 

Если дети плохо ведут себя в 11—12 лет, истоки этого надо искать скорее всего в прошлом. Поэтому очень важно, чтобы взрослые уделяли максимум внимания нравственному воспитанию ребенка именно в раннем возрасте, а не тогда, когда он начнет причинять окружающим серьезное беспокойство своим поведением.

 

Все это осложняет выбор форм и методов педагогического воздействия в каждом конкретном случае. Однако всегда следует быть терпеливыми и настойчивыми, последовательными и соблюдать чувство меры во всем: в любви и требовательности, в одобрении, и осуждении, в разрешениях и запретах. Поведение детей раннего возраста отличается резкой диспропорцией. Малыши в этот период очень активны и не умеют сдерживать себя. Но при правильном воспитании уже в два-три года в поведении ребенка наступает перелом — он понимает, что значит «нельзя», «отдай», «не мешай», «уходи», «брось», и ограничивает свои стремления по словесному требованию взрослых.
На четвертом-пятом году жизни ребенок становится обычно весьма послушным. Он довольно легко прекращает недозволенные действия по замечанию взрослых. А пяти шестилетний ребенок научается сдерживать свои эмоциональные порывы, у него появляются зачатки нравственных и нравственно-волевых качеств: послушание, щедрость, самостоятельность, правдивость и др.
Развиваются нравственные качества ребенка в процессе общения его со взрослыми и детьми, в процессе его собственной разнообразной деятельности (посильном труде, игре и т. д.). Поэтому для полноценного нравственного развития детей очень важно, чтобы взрослые позаботились о включении их с малых лет в самые разнообразные виды деятельности. Большое влияние на поведение ребенка оказывают взаимоотношения взрослых в семье. В зависимости от того, что одобряют и осуждают они, как относятся друг к другу, к окружающим людям, формируются его представления о хорошем и плохом, симпатии и антипатии, уважение и неприязнь и т. д.

Но если малыш находится постоянно только в узком кругу родных, это может привести к существенным упущениям в его нравственном развитии. Поэтому моральный опыт ребенка нельзя ограничивать лишь рамками семьи.

Следует отметить, что нравственное воспитание не сводится к формированию у ребенка отдельных нравственных качеств. Эти качества в той или иной степени связаны между собой. Каждое из них влияет на процесс развития других и, в конечном счете, вызывает определенные изменения во всей личности ребенка.
Например, воспитывая у малыша выдержку, мы тем самым в известной мере формируем у него и другие моральные достоинства. И в самом деле, ведь нет выдержки вообще, а есть выдержка, проявляющаяся в поведении, значимом для окружающих. Если ребенок не обладает выдержкой, ему трудно с уважением относиться к людям. Он может проявить по отношению к ним грубость, непоследовательность. Или же возьмем другой пример. Разве можно считать человека самостоятельным, если он не может сказать правду по собственной инициативе, без толчка извне?

Следовательно, формирование моральных качеств идет в тесной взаимосвязи и осуществляется как единый процесс. В то же время каждое моральное качество формируется лишь при определенных условиях. Ребенок научится быть правдивым или щедрым лишь в том случае. Если созданы те специфические условия, которые необходимы для проявления именно этих достоинств, для упражнения в соответствующем поведении. Трудолюбие ребенка можно воспитать лишь в процессе трудовой деятельности, выдержку — в ситуациях, требующих волевых усилий. Таким образом, забота об удовлетворении потребностей ребенка — только часть того большого и важного дела, которое называется воспитанием. Если мы действительно хотим сделать ребенка счастливым, то непременно должны беспокоиться о правильном развитии его нравственности — того, чего составляет основное богатство человека, делает его гражданином, является главным мерилом его общественной ценности.

Мы можем отточить ум ребенка, вооружить его всеми необходимыми знаниями, сделать из него прекрасного специалиста, но он окажется полезным членом общества лишь в том случае, если эти знания и умения будут использованы им на благо людям, а не против них. Даже самый замечательный специалист, если он противопоставляет себя обществу, обречен на всеобщее осуждение и одиночество. Человек должен знать, что приносит людям радость и нужен им, — только тогда он почувствует себя счастливым.

  Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы