По мере того как дети становятся старше, их самостоятельность все больше приобретает нравственное содержание. Пяти - шестилетний ребенок уже должен проявлять самостоятельность не только в самообслуживании, но и по своей инициативе, без подсказок и требований уступать сверстникам игрушки, сознаваться в совершенных проступках, быть вежливым и т. д.
Надо использовать всякий удобный случай для того, чтобы ставить ребенка перед необходимостью самому искать выход из сложившихся обстоятельств, принимать решения.


Шестилетний Славик хочет подарить что-нибудь своему другу Диме. Но что именно - он никак не может решить. Наконец, он вытащил из ящика игрушечную машину и саблю.
Повертел их в руках, помялся и подошел к отцу: «Папа, что подарить Диме: машину или саблю?» - «Что хочешь, то и подари», - ответил отец. - «Но ты скажи, что лучше». - «Я не знаю, какой подарок Диме больше понравится. Тебе лучше знать, ты же с ним каждый день играешь». - «Нет, ты мне скажи, что подарить»,— настаивал Славик, но отец категорически ответил: «Ты сам уже большой, знаешь, что делать». Наконец, через четверть часа измученный сомнениями Славик понес своему другу машину.


И так шаг за шагом с раннего возраста мы, родители, должны формировать у детей умение проявлять самостоятельность во всем. Делать это нужно умело, чтобы самостоятельность детей не превращалась в капризное своеволие, привычку всегда поступать по-своему, не считаясь с желаниями и интересами окружающих. Иными словами, развитие самостоятельности неразрывно связано с формированием у детей мотивов нравственного поведения и является частью воспитания у них моральных качеств.

 

 

Если спросить у трех-четырехлетнего ребенка, жадный он или нет, наверняка услышим ответ: «Не жадный». Жадность он уже считает плохим качеством. А между тем как раз в этом возрасте у ребенка можно отметить эгоистические наклонности. Они появляются так рано, что можно даже усомниться: не рождается ли ребенок эгоистом?

Конечно, ребенок рождается и не жадным и не щедрым. Но у него есть с первых лет жизни потребности, пробуждающие интерес к предметам окружающего мира. Он тянется ко всему, что кажется привлекательным. Плохо это или хорошо для других, малыш об этом не имеет никакого представления. Поэтому, сам того не сознавая, он может совершать такие поступки, которые мы называем «агрессивными» проявлениями «жадности».


Двухлетний Славик, как только вышел погулять во двор, поспешил к стоящей недалеко коляске. В ней сидела маленькая девочка и размахивала погремушкой. Он подошел, уцепился за игрушку и вырвал ее из рук девочки, не обращая никакого внимания на плач ребенка. А когда мама вернула отобранную погремушку маленькой хозяйке, он поднял такой рев, будто его несправедливо обидели. При правильном воспитании ребенок уже на втором году жизни начинает понимать, что значит «мое» и «твое», «наше» и «не наше». Но это понимание никак не влияет на его поведение.


Ребенок может знать, что игрушка, например, принадлежит не ему, и тем не менее, он будет упорно стремиться получить ее. Детям раннего возраста очень трудно отказаться от того, что им понравилось. Однако если попытки малыша завладеть нужной вещью каждый раз пресекаются взрослыми, то уже к двум-трем годам он начинает сдерживать себя.

 

 

К сожалению, взрослые не всегда единодушные к осуждению агрессивных поступков детей. Кто не был свидетелем такой сцены. Мама сердито отбирает у малыша игрушку, которую он только что вырвал из рук другого ребенка, а папа пострадавшего успокаивает ее: «Зачем вы его ругаете? Пусть поиграет. У нас есть другая игрушка». Такое великодушие неуместно. Оно способствует развитию у детей эгоистических наклонностей и бесцеремонности.


А ведь можно было поступить иначе. Заметив интерес другого ребенка к игрушке сына, отец мог предложить своему малышу отдать ее на время. От этого бы выиграли оба ребенка: первому не пришлось бы лишний раз упражняться в агрессивности, а второму представился бы удобный случай проявить доброту.


Для воспитания щедрости у детей необходимо приучать их с самого раннего возраста отдавать другим то, что кажется нужным и интересным им самим. Сначала детям это дается с трудом. Полутора-двухлетний малыш почти не в состоянии отдать другому то, на чем он сосредоточил свое внимание в данную минуту. Если ребенок увлеченно играет с какими-то игрушками, он уже не в силах расстаться с ними без слез. В такие моменты все усилия побудить его к уступке скорее всего окажутся тщетными.


Точно так же нелегко ребенку отдать другим конфеты, если он уже настроился их съесть. Лишь в пяти шестилетнем возрасте, когда дети приобретают привычку делиться, им становятся под силу такие «трудные» задачи.

Родителям следует помнить, что успеть настроить малышей на альтруистический лад нужно раньше, чем у них возникнут индивидуалистические тенденции в поведении. Давая ребенку конфеты (не одну), предложите угостить бабушку, отца. Нетрудно побудить малыша, например, дать другому ребенку игрушку, которая его самого в данный момент не занимает.

 

 


Постепенно, он привыкает делить с кем-либо то, что принадлежит ему, накапливать опыт ограничения своих желаний. Привычка же присваивать себе все, что понравится. Обычно развивается у тех детей, желания которых беспрекословно удовлетворяются. Такие дети становятся в какой-то степени капризными и деспотичными, они могут за столом вырывать из рук папы и мамы ложки, стаканы, забирать себе самое вкусное, пытаться отобрать у взрослых газеты, книги, авторучки, а у детей, больших и малых, их игрушки и т. д.
Когда такой ребенок получает в чем-либо отказ, он «взрывается» капризным плачем. Эти эгоистические установки, вначале бессознательные, со временем перерастают в черту характера и служат основой для формирования индивидуалистических убеждений.


В семьях, где воспитывается несколько детей, обычно для развития эгоизма нет условий. Как правило, родители одинаково любят всех детей и рано приучают их делить все поровну, не позволяя никому из них стать потребителем всего приятного за счет другого. Иное положение складывается в семье с единственным ребенком. Часто здесь взрослые считают, что они все лучшее должны отдавать нежному и беспомощному малышу, которому «надо расти». И, конечно, они даже не допускают мысли заставить его поделиться с ними тем, что доставляет ему удовольствие. Разве можно брать себе то, к чему тянется ребенок? Это было бы жестоко со стороны взрослого человека!

А между тем если малыш всегда оказывается лишь в роли потребителя и никогда не ставится перед необходимостью отдавать что-то другим или хотя бы делиться чем-то, то он неизбежно вырастает жадным. Он не захочет расстаться даже с тем, что ему не нужно.


Разумеется, речь идет не об ущемлении интересов малышей. О детях нужно заботиться - это закон любого общества.

 

 

Но эта забота не должна осуществляться за счет пренебрежения к потребностям других. Даже тогда, когда нет возможности в равной мере удовлетворять потребности всех членов семьи и уступка делается малышу, взрослым желательно представить все так, будто никому не отдается предпочтение.


Мама принесла полкилограмма ранней черешни. Когда все сели за стол, она разложила ее на три порции - две больше и одна чуть меньше. «Папе и маме побольше,— сказала она двухлетней Маринке. - А тебе, самой маленькой, - поменьше». Папа и мама, конечно, не стали есть свою черешню - оставили ее на «потом», чтобы позднее отдать Маринке под каким-нибудь предлогом. Но девочка была убеждена, что черешню получили все.


А когда Маринка приносит из детских яслей праздничный подарок, она с помощью мамы обязательно выделит конфеты папе, маме и бабушке. Разумеется, затем она получает от взрослых значительно лучшие подарки и все возвращается ей с лихвой. Но это не меняет существа дела: девочка уже поделилась с другими тем, что принадлежало ей. Часто папа и мама дают Маринке сладости, ягоды и фрукты с таким расчетом, чтобы она могла поделиться со своими сверстниками или взрослыми. И так изо дня в день малышка приучается к щедрости. Иногда молодые родители упускают нужный момент для привития ребенку зачатков доброты. Это значительно усложняет дальнейший воспитательный процесс, при настойчивости и упорстве взрослых ошибку еще можно исправить. Ласка и требовательность, прямая и косвенная оценка, положительный пример - вот те средства воздействия, которые побуждают маленьких детей к проявлению доброты.


Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы


  • подробнее

    Изготовление памятников в волгограде подробнее.

    www.memory-vlg.ru