Боязнь осуждения и наказания - одна из главных причин детской лживости. Поэтому, если родители устраивают ребенку «разносы» за малейшие провинности, трудно ожидать от малыша правдивости и искренности. Для предупреждения лживости детей важно, чтобы наказание было соразмерно вине и определялось с учетом тех условий, при которых совершен проступок. Но в то же время нельзя быть слишком мягкими и всепрощающими. Нередки случаи, когда ребенка толкает на обман упрек, сделанный в грубой форме, или чрезмерно резкое замечание.


«Почему не вытираешь нос, неряха! - «хлестко» кричит мама четырехлетнему Вите в присутствии его товарищей. - Смотри, все другие мальчики чистые, а ты грязнуля, не умеешь пользоваться носовым платком».

«У меня платочек грязный», - угрюмо отвечает обиженный Витя, и ему становится тревожно: вдруг мама догадается заглянуть в его карман - там лежит чистый платочек. И он, не дожидаясь проверки, тихонько отходит в сторону и поспешно погружает свой платочек в грязный песок. Теперь все в порядке - мама не уличит его в обмане, платок действительно стал грязным.


А ведь мог бы быть совсем иной исход, если бы мальчику предложили сделать это в необидной форме. Грубый окрик, ущемивший человеческое достоинство ребенка, вызвал с его стороны протест, стремление оправдаться любым способом.


Излишняя строгость и суровое наказание вредны тем, что вызывают различные искривления детской психики, побуждают детей к неправильным действиям. Найти целесообразную меру наказания - это значит решить один из наиболее сложных и трудных вопросов воспитания. Даже небольшие ошибки в этом тонком деле могут иметь неожиданно серьезные последствия. Так, например, если ребенка сердито отчитать за то, что он промочил в луже ботинки и одежду, то в следующий раз, когда с ним произойдет такая беда, он вообще не захочет пойти домой. А к чему это может привести? Скорее всего к тому, что, пытаясь отдалить минуту встречи с разгневанными родителями, продрогший малыш будет как можно дольше бродить по улице в насквозь промокшей обуви и одежде, невзирая на промозглую холодную погоду. Стоит ли говорить о печальных последствиях такой прогулки для физического и психического здоровья ребенка.

 

 

Нередко дети совершают предосудительные действия нечаянно и раскаиваются в своих ошибках. Но родители не всегда это учитывают, начинают их ругать, наказывать. А справедливо ли это? Ведь в подавляющем большинстве случаев ребенок приносит взрослым неприятности бессознательно. Неосторожным движением он может смахнуть со стола тарелку или же пролить молоко, «разукрасить» вареньем свой праздничный костюм, порвать папину книжку, опрокинуть настольную лампу, уронить часы и т. д. В таких случаях искреннее огорчение близких по поводу случившегося поможет малышу понять, что он сделал что-то плохое, почувствовать свою вину.


Когда ребенок воспитывается в доброжелательной атмосфере, испортив какую-либо вещь, он со слезами на глазах спешит к взрослым за утешением и сочувствием. Совершенно иначе ведет себя ребенок, ожидающий наказания. Совершив проступок, он испытывает единственное, вытесняющее все другие, чувство - страх. Это вызывает в нем инстинктивный порыв скрыть улики или же спрятаться самому. Он уже больше ни о чем не в состоянии думать.


Разумеется, каждый ребенок требует к себе особого подхода. Иные дети относительно легко переносят осуждение близких, быстро забывают уроки прошлого и мало думают о неприятных последствиях своих действий. Они могут многократно повторять одни и те же проступки, не особенно беспокоясь за исход дела и о возможной реакции окружающих. Другие малыши очень впечатлительны. Их выводят из равновесия даже строгий материнский взгляд или сердитое замечание. Они долго помнят о наказаниях. К таким детям нужно проявлять особую чуткость. Даже незначительное наказание может их толкнуть на путь обмана.


Поэтому родители сами должны решить вопрос о том, какие меры наказания более приемлемы для их ребенка. Рецептурный подход в таком сложном деле невозможен. Необходимо внимательно следить за тем, как реагирует малыш на меры воздействия, и с учетом этого корректировать свое поведение. Если вы заметили, что он пытается скрыть от взрослых какой-либо свой проступок, то это может означать, что вы превысили меру строгости и взыскательности. В таком случае вам нужно прежде всего рассеять страх ребенка перед возможным наказанием.


А добиться этого можно лишь при изменении прежнего стиля общения с ним - путем значительного смягчения или полной отмены наказаний. Важно помнить, что детский обман и нечестность таят в себе огромную опасность. «Если... человек утратил любовь к честности, - говорит Н. Г. Чернышевский, - он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни» К Поэтому важно внимательнейшим образом следить за поведением ребенка и малейшие проявления нечестности рассматривать как сигнал надвигающейся угрозы. И разумеется, перед лицом этой опасности у родителей должно хватить благоразумия, мужества и силы воли для того, чтобы критически пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком. Если не устранить порок в самом его зародыше и упустить время, то позже бороться с ним будет очень трудно.

 

Но здесь надо еще добавить следующее, что нечестность не только результат неосторожного применения мер наказания. Дети прибегают к обману также с целью получения выгод и удовольствий. Как уже говорилось, первые детские «хитрости» носят именно такой характер. Такого рода «хитрости» и обманы прекращаются сами собой, если они остаются без «подкрепления».


Чем старше ребенок, тем большее влияние оказывает на его отношение к правдивости и лжи поведение окружающих людей. А между тем иногда родители сами культивируют детскую лживость. Когда однажды спросили мальчика, сколько ему лет, он с наивной чистосердечностью ответил: «В цирке было четыре, а сейчас пять». Оказалось, что недавно с ним произошел такой случай. Когда он пришел с папой и мамой в цирк, выяснилось, что вместе со взрослыми пропускают без билета лишь детей до четырехлетнего возраста. Родители отвели в сторону своего встревоженного сына и сказали: «В цирк пускают детей только до четырех лет. Если хочешь посмотреть с нами цирк, запомни вот что: когда тетя, проверяющая билеты, спросит, сколько тебе лет, ты скажи - четыре. А то останешься один на улице». Перепуганный ребенок, давно мечтавший о цирке, вынужден был выполнить родительскую инструкцию - ответил так, как его учили, хотя хорошо знал, что ему пять лет.


Можно ли после подобных случаев ожидать от ребенка правдивости и честности? Разумеется, нет. Только близорукие родители, не задумывающиеся о воспитательных последствиях своих действий, могут таким образом растлевать детскую душу.

Нравственный облик взрослых - один из решающих факторов формирования правдивости у ребенка.
Если вы хотите, чтобы дети ваши выросли честными, спросите прежде всего себя: «А всегда ли я правдив и честен? Могу ли служить для ребенка безупречным примером моральной чистоты?» Если на этот вопрос последует положительный ответ, тогда вы можете рассчитывать на успех в своих воспитательных усилиях. А если же вы не можете быть для ребенка примером правдивости и даже сами иногда поощряете детский обман ради мелкой выгоды, то едва ли вам удастся воспитать у своего малыша честность и искренность. Здесь как нельзя кстати старая поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает».

 

Мы все хорошо знаем, как приятно общаться с чуткими, внимательными людьми. Так уж устроен человек, что его самочувствие, его душевное состояние зависят во многом от уважения и внимания окружающих. Светло и радостно быть рядом с теми, кто по каким-то неуловимым оттенкам твоего настроения, выражению глаз, невольному вздоху узнает о твоих заботах, неприятностях, тактично, ненавязчиво старается помочь справиться с трудностью, неожиданно свалившимся горем.


Нам, родителям, очень хочется, чтобы наши дети были чуткими, внимательными и заботливыми. Но не всегда сбываются родительские желания. Причина тому - опять-таки упущения и ошибки в воспитании. Нравственные отношения ребенка к окружающим формируются в процессе общения со взрослыми и детьми. Обычно первые чувства детей связаны с личностью родителей и близких. Они выражаются в привязанности к маме, папе, бабушке и дедушке - к тем, кто постоянно общается с ними, ласково разговаривает, играет, удовлетворяет их потребности. Чаще всего детская привязанность возникает как ответное чувство.


Ребенок отвечает любовью на любовь. Он довольно тонко улавливает, как относятся к нему взрослые и насколько искренни их чувства. «Дети, - писал великий русский педагог К. Д. Ушинский, - даже еще в младенческом возрасте приучаются уже угадывать сердцем чувства взрослых, и в этом отношении детская проницательность поразительна, Можно скорее обмануть взрослого, чем ребенка, в тех чувствах, которые мы к нему питаем. И это зависит от свежести и симпатической переменчивости детской природы: чувство, едва мелькнувшее в лице и в глазах взрослого, инстинктивно отражается в нервах ребенка, а отражение это отзывается в душе.

Как правильно ухаживать за своим телом во время беременности смотри на сайте xmama.ru

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы