Ребенок, не способный отказать себе в удовольствии ради интересов близких, став взрослым, будет не в состоянии выполнить свой долг перед родителями.

Опыт показывает, что дети, привыкшие удовлетворять все свои желания, вырастают людьми, лишенными чувства благодарности и признательности. Они не замечают все то хорошее, что для них делается взрослыми, не желают терпеть никаких ограничений. Такие дети добиваются удовлетворения своих притязаний любой ценой, даже грубой бранью и криком.

Ребенок, достигающий своих целей с помощью сердитого, капризного крика, со временем привыкает к этому, грубое обращение для него становится нормой общения со взрослыми. Поэтому очень важно оставлять без удовлетворения его просьбы, если он выражает их в недопустимой форме.

 

 

Папа принес домой бананы. «Дай»,— обратилась к нему маленькая Танюша. «Подожди, - ответил папа,— их еще надо почистить». - «Дай!» - требовательно закричала девочка и с гневом швырнула на пол кубики. «Если ты так будешь кричать, я тебе ничего не дам»,— строго сказал папа и демонстративно положил бананы в буфет. Танюша капризно насупилась и замолчала. Тут подошла мама и шепнула дочурке на ухо: «Ты попроси у папы тихо: «Дай, пожалуйста, банан». Прошло несколько минут. Малышка успокоилась, подошла к папе и обратилась к нему тихим, почти нежным голосом: «Папа, дай, баваса, банан» («Дай, пожалуйста, банан»).


Эффективное средство воспитания детей - лишение их возможности нормального общения с близкими в течение определенного времени. Обязательное условие успешного применения этой меры - согласованность действий всех членов семьи.

Маленький Славик то и дело мешает отцу работать: пытается забраться к нему на колени, берет книги, бумагу, шумит. Неоднократные требования отца не мешать ему не дают нужного результата. Тогда он, недовольный, берет мальчика за руку и отводит его в спальню.
Но Славик не задерживается там долго - он опять спешит к папе. Однако его останавливает мама и возвращает в спальню. «Ты мешаешь папе, - говорит она сердито,— сиди здесь». Оставшись один, Славик начинает скучать, плаксиво проситься к взрослым: «Не буду босе мисять! Не буду босе мисять!» («Не буду больше мешать»). И когда получает разрешение выйти из спальни, он уже не торопится в папину комнату - его теперь устраивает общение с мамой. При правильном воспитании уже двухлетний ребенок начинает считаться с интересами окружающих и привыкать к вежливому обращению с ними.

 

 

Он уже знает, что мешать взрослым во время работы нельзя, что просить что-либо надо, употребляя слово «пожалуйста», а после удовлетворения просьбы благодарить - сказать «спасибо». Некоторые родители могут возразить: ведь главное не в том, чтобы сказать «пожалуйста» или «спасибо», а в воспитании истинного чувства уважения и признательности к людям. С такими рассуждениями нельзя полностью согласиться. Если ребенок обращается к взрослому со словами «дай, пожалуйста»,— это значит, что он не считает их обязанными при всех условиях удовлетворять его желания.

Слово «пожалуйста» каждый, раз как бы напоминает ему об этом - точно так же, как и «спасибо» сосредоточивает внимание ребенка на оказанной ему услуге и тем самым способствует пробуждению у него чувства благодарности. Слова «пожалуйста» и «спасибо» учат малыша замечать и ценить доброту окружающих.


Для воспитания у ребенка чувства уважения и признательности к людям важно также научить его разговаривать со старшими: не перебивать, отвечать на задаваемые вопросы, не кривляться, обращаться к ним на «Вы» и др. Это не бессмысленные условности; Они имеют большое воспитательное значение.

Дети не всегда в состоянии самостоятельно увидеть достоинства окружающих, их заслуги. Сами по себе добрые дела могут остаться незамеченными, если на это не обратить внимание детей. Например, папа купил сыну новую книгу. Почувствует ли он за это благодарность к отцу? Трудно категорически ответить на этот вопрос, так как все зависит от поведения родителей. Если мама скажет малышу: «Смотри, какую хорошую книгу купил тебе папа. Давай поцелуем его за это», - то можно надеяться, что ребенок испытает чувство признательности к своему отцу.

 

 

При желании можно использовать самые разнообразные поводы для воспитания у ребенка чувства уважения и благодарности к близким. Это и вкусно приготовленное мамой блюдо, и сшитая ею рубашка, и чистая простыня, и внимание отца к бабушке, и многое другое. Важно, чтобы взрослые обращали внимание ребенка на хорошие поступки друг друга, выражали свое отношение. Это заставит ребенка задуматься о примелькавшихся, незаметных с первого взгляда, достоинствах и заслугах близких.


Вмешательство взрослых во взаимоотношения детей также способствует их нравственному воспитанию. Обычно четырех-пятилетние дети скорее замечают друг у друга недостатки, чем преимущества, причем часто оценивают других на основании какого-нибудь несущественного недостатка. «Саша такой плохой - не умеет до десяти считать», - говорит Дима о своем товарище. А мама ему отвечает: «Я вот часто вижу, как он тебя угощает яблоками, дает другим свои игрушки, катает на коляске маленькую Ирочку. Я думаю, он хороший мальчик. А считать до десяти он еще научится», Диме возразить нечего, он чувствует, что мама права. Мы, взрослые, сами не замечая того, иногда способствуем развитию у детей мстительности и злобности. Например, некоторые родители настаивают на том, чтобы ребенок непременно давал «сдачу» своим сверстникам во время мелких ссор.


Если малыш приходит домой со слезами, они в первую очередь спрашивают его: «Кто тебя обидел? А ты дал сдачу? Нет! Иди стукни его как следует, а не реви!» По природе своей ребенок не злопамятен, не проходит и нескольких минут после ссоры, а он уже ищет примирения со своим бывшим «противником», выражая готовность затеять с ним, веселую игру. Зачем же нам, взрослым, внушать ему недобрые чувства к своим товарищам? Пусть на всю жизнь останется отходчивым, умеющим прощать. Это принесет ему только радость.

 

 

Надо учесть, что даже в возрасте шести-семи лет ребенок часто с трудом распространяет на общение со сверстниками те правила вежливости, которых придерживается во взаимоотношениях с близкими. Поддаваясь минутному настроению, он может легко нагрубить своему товарищу, обозвав его обидным словом. Ребенок часто забывает проявлять внимание также к друзьям. Без тактичной помощи взрослых он не всегда в состоянии научиться проявлять уважение и внимание к своим сверстникам.


К пятилетнему Вите пришел Саша из соседнего подъезда. Увидев своего товарища в прихожей, Витя буркнул, недовольный: «Ты зачем к нам пришел?» - «Витя! - удивленно заметила мама. - Разве можно так относиться к гостю? Пригласи его в свою комнату, покажи игрушки, книги. На, угости Сашу», - и протянула сыну конфеты. Но как только Саша сделал несколько шагов по Витиной комнате, у хозяина снова вырвалось недовольно: «Ты зачем наследил на полу? Иди в прихожую, сними ботинки. Грязнуля какой!» - и прогнал Сашу в переднюю.

А между тем Витя неплохой мальчик. Он вежлив с родителями и взрослыми, но не привык принимать у себя дома других детей. Появление Саши было для него неожиданностью, вызвало некоторую растерянность и раздражение. Совершенно ясно, что его можно научить быть внимательным и гостеприимным «хозяином» лишь в том случае, если терпеливо указывать на нарушение норм приличия, подавать примеры искренней гостеприимности и создавать условия для упражнения ребенка в соответствующем поведении. Родители не всегда вовремя видят зачатки неправильных отношений ребенка к людям. А между тем умение распознать и в самом зародыше пресечь детскую грубость, черствость, малейшие проявления неуважения к человеку, к взрослым и сверстникам, приобретает особую значимость в воспитании культуры отношений ребенка к людям.


Неотъемлемый элемент формирования правильные отношений малыша к людям - воспитание в нем отзывчивости, способности сочувствовать и жалеть. Нередко, в общем-то, неплохие дети оказываются черствыми не только в дошкольные годы, но и в более старшем возрасте.

 

 

Второклассник Петя вместе с семилетним Вовой возвращаются из леса, куда они ходили за грибами с мамой и дядей. Мама с трудом несет две корзины грибов. У Пети и Вовы в руках ничего нет. Они по дороге собирают цветы, бегают и резвятся, не обращая никакого внимания на перегруженных взрослых. Наконец дядя говорит: «Петя, твоя мама очень устала, тяжело нести столько груза. Возьмите у нее одну корзину и несите вдвоем с Вовой. Пусть мама отдохнёт». Но этот довод не действует на мальчиков - они продолжают играть. Состояние матери не вызывает у них никакого сочувствия. Очевидно, в данном случае пробел.


В нравственном развитии детей заключался прежде всего в том, что у них не воспитана внимательно и к близким, способность замечать их состояние, сопереживать.

Следует отметить, что отсутствие чувства жалости у детей - также нередкое явление. Известно, что дошкольники могут не замечать страданий больных родителей, обижать маленьких, мучить домашних животных и т. д. Это объясняется в первую очередь тем, что в наших малодетных семьях ребенок видит вокруг лишь взрослых - более сильных и здоровых, чем он сам. Между тем дремлющее чувство жалости легче всего просыпается тогда, когда малыш видит страдания беспомощного и слабого существа, явно нуждающегося и его сочувствии и поддержке. А папа и мама очень большие и крепкие люди, которые «все могут». Поэтому хорошо если в доме есть животные. Кого же еще могут «пожалеть» дети? Немощных бабушек и дедушек?


Но они тоже есть не у каждого ребенка. Кроме того, многие родители не умеют привлекать внимание детей к чужим страданиям, не показывают им, как нужно «жалеть». А без этого ребенок обычно не может «вчувствоваться» в состояние другого человека даже в том случае, если видит его страдания. Правда, у младших дошкольников чувство жалости еще находится в зачаточном состоянии.


Формирование чувства жалости следует начинать уже с раннего возраста. Ведь жалость, проснувшаяся в ранние годы, делает ребенка отзывчивым и подготавливает внутренние условия для успешного формирования в будущем такого важного нравственного качества, как гуманность.


Дошкольные годы - период самого бурного становления нравственных устоев личности, развития ее эмоциональной сферы. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы воспитательные возможности этого возраста были использованы в полную меру для пробуждения и укрепления у детей гуманных чувств - чувства любви, доверия и уважения к людям, чуткости и внимательности, без которых невозможен человек.

 

 

Прочитав эту книгу, некоторые родители скажут: «Да, трудное это дело - воспитывать детей». Надо признать, что воспитание детей и в самом деле ставит перед родителями много трудных и сложных задач. Но трудностей и хлопот будет несравненно больно, если не уделить должного внимания своевременному решению этих задач, тогда ребенок может вырасти неполноценным человеком, живущим в конфликте с обществом.


Он никогда не будет счастливым, но еще более несчастными окажутся родители, которые его горячо любят. Хорошие же дети - гордость отцов и матерей, их радость. И никакие усилия не могут считаться чрезмерными, если они затрачены для достижения гуманной цели - воспитания человека Человеком.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы