Выдержка - одно из тех качеств, основы которых закладываются в дошкольные годы, Она проявляется в умении ребенка выражать свои эмоциональные реакции и побуждения в этически оправданных формах, принятых в обществе.


Известно, что маленькие дети отличаются крайней импульсивностью. Достаточно небольшого эмоционального возбуждения - и они уже начинают терять контроль над своим поведением. Отсутствие выдержки, нетерпеливость - одна из наиболее характерных особенностей детского возраста, обусловленных прежде всего легкой возбудимостью психики ребенка. Невыдержанность может стать устойчивой чертой характера, если не вести необходимой воспитательной работы с детьми с самого раннего возраста.


Чаще всего невыдержанность - следствие неправильного удовлетворения потребностей детей. Ребенок, привыкший к немедленному исполнению всех своих желаний, выходит «из себя» при малейшей задержке в их удовлетворении.

Двухлетней Лидочке захотелось пить. Она увидела на столе стакан с горячим чаем и протянула руки. «Пить дай!» - «Подожди, - сказала мама, - сейчас остудим». Но не тут-то было. Лидочка раскричалась и затопала ножками: «Дай-дай! Дай-дай! Да-ай!» Воспитание умения ждать, на некоторое время сдерживать свои желания должно начинаться с первых месяцев жизни, с появлением у ребенка активного интереса к окружающему. Когда малыш начинает чего-то требовать, не спешите тотчас же удовлетворить его желание. Пусть немного подождет.


Вот мама собирается кормить ребенка. Он нетерпеливо машет руками - просит, чтобы скорее покормили. «Подожди, - ласково говорит мама. - Сейчас мы повяжем передничек. Кашка еще горячая, пусть немножко остынет».

 

И так постепенно малыш приучится к терпению. Начали собираться на прогулку - надо терпеливо ждать, когда оденут. Попросил яблоко - его нужно помыть, тоже приходится ждать. Вышел во двор поиграть - надо иметь терпение, чтобы не выхватывать без разрешения чужие игрушки, И так на каждом шагу. Если своевременно не научить ребенка терпеть и ждать, ему будет трудно выработать выдержку в более старшем возрасте.


Одной из причин невыдержанности детей может быть непоследовательность требований взрослых. Иногда одни члены семьи осуждают и запрещают какие-то притязания ребенка, а другие их поддерживают. Дети, воспитывающиеся в таких условиях, при малейшем ограничении их желаний заливаются слезами и ищут сочувствия у тех членов семьи, которые их защищают и «жалеют». Нередко невыдержанность развивается как следствие чрезмерной опеки со стороны взрослых.

Когда ребенок привыкает преодолевать все препятствия усилиями других, не напрягая своей воли, когда близкие оберегают его от малейших неприятностей, он растет безвольным существом, отдающимся во власть своих эмоций и мимолетных желаний. При встрече с трудностями он легко теряется, со слезами зовет на помощь взрослых. Именно таким «сверхзащищённым» детям, воспитывающимся в «оранжерейных» условиях, детвора обычно дает клички «размазня», «слюнтяй», «маменькин сынок» и т. д.


У четырехлетнего Миши очень ласковая любвеобильная бабушка, которая не отходит от него ни на шаг с утра до вечера и, конечно, ничем не утруждает своего «маленького крошку». Заботливые руки бабушки натягивают на внука штанишки и рубашку, застегивают пуговицы, надевают и шнуруют ботинки.

 

За столом у Миши работают только челюсти: бабушка держит в одной руке хлеб, в другой - ложку. На долю малыша остается только открывать рот для приема пищи и подставлять лобик для поцелуя чуть ли не после каждого сделанного им глотка. Во время прогулки бабушка всегда держит Мишу за руку. Ему нередко хочется побегать, поиграть с ребятишками, но бабушка начеку: «Осторожно, ой, осторожно, крошка ты моя! Упадешь, ой-ой, упадешь! Иди ко мне!» И так за целый день Мишеньке не удается сделать ни одного «рискованного» шага.


Но иногда бабушка не уследит - мальчик или упадет, или ударится обо что-то. И начинается тогда настоящая трагедия. Ребенок разражается безудержным плачем. Бедная бабушка и ахает, и охает, чуть не плача, судорожно прижимает Мишеньку к себе, целует и гладит его. Паническое поведение бабушки еще более усиливает детские крики. Малышу кажется, что с ним случилось что-то страшное. И он ревет не столько от боли, сколько от испуга и желания вызвать бабушкино сочувствие. Как-то однажды, играя во дворе, Миша упал. Заплакал безутешно, как всегда, и продолжал лежать в ожидании бабушкиных причитаний и поцелуев. Но никто не подходил. Тогда он осторожно посмотрел вокруг - бабушки нет. И сразу же притих. Но как только поднялся на ноги, в дверях показалась бабушка. И Миша разразился громким плачем.


А вот противоположный пример. По тротуару, опережая папу, бежит малыш. Вдруг он споткнулся и упал. Его лицо сморщилось от боли, но через минуту он спокойно встал. «Вот так!» - ободряюще сказал подошедший папа. «Вот так!», - повторил малыш и улыбнулся. «Да это же настоящий мужчина. Молодец!» - не без удовольствия заметил прохожий.

 

Откуда взялась у мальчика такая выдержка? Постепенно, шаг за шагом воспитывалась родителями, которые, не превращая маленькие неприятности ребенка в неудачи взрослых, когда он видит, что и у папы и у мамы не все сразу получается. «Папа, почему ты пишешь, а потом зачеркиваешь?» - спрашивает пятилетний Шурик. - «Не получается, сынок», - отвечает папа.— Один раз не получится - зачеркиваю и пишу второй раз.
Если и на второй раз не выйдет хорошо, то пишу в третий раз». - «И у тебя первый раз хорошо не получается?» - удивляется Шурик. Чем старше ребенок, тем чаще он сдерживает себя под влиянием самолюбия. Уже трехлетний малыш иногда не просит брать его на руки только потому, что ему неловко - ведь он уже «большой». Тот же мотив, в более старшем возрасте, нередко заставляет ребенка подавлять боль, страх, скрывать свои слабости. Это стремление ребенка вести себя достойно может стать надежным союзником взрослых в воспитании выдержки у детей.


Четырехлетний Сережа отличается плаксивостью. Вот и сейчас, катаясь с горки на саночках вместе с дядей, как только упадет, каждый раз плачет долго и обиженно, обвиняя в своих неудачах дядю: «Ты меня плохо посадил», «Ты меня толкнул» и т. п. Рядом катается на коньках шестилетний Вова, Он тоже падает. Дядя говорит: «Вот молодец Вова. Падает, ему больно, а он все равно не плачет: большой». Эти слова слышит Вова. Взбегая на горку, он кричит плачущему Сереже: «Когда падаешь, надо смеяться, а не плакать. Это маленькие плачут».


Скоро Сережа перестает плакать. Снова садится на санки и начинает спускаться с горы. Как только сани набирают скорость, мальчик начинает раскачиваться из стороны в сторону - хочет опрокинуться. Но ничего не получается. Санки уже почти останавливаются, но ребенок резким движением переворачивается и падает на снег. «Смотри, я упал и смеюсь», - слышится его бодрый голос.

 

Теперь начинается сплошная серия падений - и ребенок рад: «Я не плачу, а смеюсь, я не маленький»,— кричит он весело каждый раз, поднимаясь на ноги.

Как мы видим, падение, раньше вызывавшее у ребенка резко негативную реакцию, теперь стало восприниматься им иначе, так как приобрело для него иной смысл, возвышающий его в глазах присутствующих.


Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы