Своими руками      Конкурсы

На нашем не официальном сайте представлены  задания и ответы на конкурс "Русский медвежонок" для учителей на 2015 год.

Внимание:
ответы находятся внизу страницы, после вопросов.

 

Задание 1
Грамматические нормы русского языка XVIII-XIX вв. во многом отличались от современных. Даны примеры из студенческой работы, посвящённой одной особенности языка того времени. Какой пример попал в работу по ошибке?

Варианты ответов:
(А) ...Сквозь тумана
Безмолвно прошлое встаёт... (Н. П. Огарёв)
(Б) Юрий отвечал твёрдым голосом на вопросы священника, но смертная бледность покрывала лицо его; крупные слёзы сверкали сквозь длинных ресниц потупленных глаз Анастасии... (М. Н. Загоскин)
(В) На рассвете продолжали мы плыть вдоль берегов, в чаянии найти какую-нибудь пристань, и наконец сквозь густого тумана увидели высокие Кандийские горы с их снежными вершинами. (Неизвестный автор)
(Г) Ночь, помню, тёмная была, на небе тучи, да ещё и неба сквозь дерев не видать.
(В. Г. Короленко)
(Д) ...Барин, приказавши им не признаваться и не кланяться никому из знакомых лакеев, тоже принялся рассматривать робко сквозь стёклышка, находившиеся в кожаных занавесках... (Н. В. Гоголь)

 

 

Как сделать такие снежинки из бумаги - смотрим ЗДЕСЬ.

Задание 2
В последние десять лет белорусы в разговорной речи часто называют белорусские рубли «белками». Один лингвист изучал особенности употребления этого неофициального названия, собирая примеры в интернете. Какой пример попал в подборку лингвиста по ошибке?

Варианты ответов:
(А) И разговора нет о таком «нереальном» курсе, как 22 тысячи белок за одного американца!
(Б) 100 тысяч белок хватит только на одну педаль ребёнку или 0,5 рюкзака.
(В) Например, покататься на лодочке стоило 30 тысяч белок.
(Г) За всю эту округу Василий Матвеев заплатил чуди 20 тысяч белок и 10 рублей.
(Д) Сижу вот и думаю, как отмечать Новый год, если в кошельке 20 тысяч белок, а пенсия 10 января.

 

Задание 3
Укажите правильную синтаксическую характеристику предложения  «Жизнь прожить — не поле перейти».

Варианты ответов:
(А) Простое двусоставное предложение.
(Б) Простое односоставное безличное предложение.
(В) Простое односоставное обобщённо-личное предложение.
(Г) Сложное предложение с двумя двусоставными частями.
(Д) Сложное предложение с двумя односоставными безличными частями.

 

 

Задание 4
Чьё имя не может на письме совпадать с деепричастием?

Варианты ответов:
(А) Валентины;  (Б) Варвары;  (В) Веры;  (Г) Екатерины;  (Д) Марии.

 

 

Задание 5
Рассказывая о своём путешествии в Берлин, Джакомо Казанова пишет в «Мемуарах»:
«Там я заметил, между прочим, <...> и некоего Ноэля, <...> любимца короля прусского и его повара».
Как можно понять эту фразу (укажите все возможности)?

Варианты ответов:
(А) Ноэль был любимцем и поваром прусского короля;
(Б) Ноэль был любимцем прусского короля и его повара;
(В) Ноэль был любимцем прусского короля и имел собственного повара;
(Г) возможны варианты (А) и (Б);
(Д) возможны варианты (А)–(В).

 

 

Задание 6
Дана фраза из предисловия к трагедии И. А. Аксёнова «Коринфяне» (1918):
Трагедія есть, какъ никакъ, организмъ, образованный путемъ соподчиненія (композиціи) отдѢльныхъ положеній (музыкальныхъ №№, эпико-патетическихъ декламацій или фильмъ и т. д.) — заданной темѢ, распускаемой въ фабулу.
Если прочитать эту фразу вслух, сколько в ней будет слов в родительном падеже?

Варианты ответов:
(А) 5; (Б) 6; (В) 7; (Г) 8; (Д) 9.

 

 

Задание 7
Даны примеры из различных текстов, в которых встретилась нестандартная форма удасться. Какой пример устроен не так, как остальные?

Варианты ответов:
(А) Да оно и не могло бы мне удасться при всём моём желании. (П. А. Висковатов)
(Б) Некоторые надеялись, что, быть может, в Каррасе как-нибудь удасться примирить противников. (П. А. Висковатов)
(В) - Это всё равно, как если б я предложил вам украсть святую чашу из церкви - с той разницей, что вам могло бы удасться сбежать с чашей, потому что она только церковное имущество... (М. Корелли, пер. Е. В. Кохно)
(Г) «Вздор, смогу, должно удасться… так надо…» - решил он тотчас же. (Н. Э. Гейнце)
(Д) Розыгрыш имел шансы удасться, если бы работник отеля не узнал одного из членов съёмочной бригады (из новостей).

 

 

Задание 8
Даны слова: бани, лани, няни, пани, сани. Сколько из этих слов можно понять как форму единственного числа?

Варианты ответов:
(А) одно;  (Б) два;  (В) три;  (Г) четыре;  (Д) пять.

 

Задание 9

Только одно из сочетаний:  жьж, зьз, мьм, рьр, сьс — встречается в русских словах, не являющихся именами собственными. А какая буква идёт после него?

Варианты ответов:
(А) о; (Б) и; (В) е; (Г) я; (Д) а.

 

 

Задание 10
Какой глагол мог раньше, а изредка может и сейчас, управлять родительным падежом без предлога?

Варианты ответов:
(А) бежать;  (Б) идти;  (В) лететь;  (Г) прыгать;  (Д) сидеть.

 

 

Задание 11
Петя выделил в словах взор, дозор, надзор, подзорный и прозорливый приставки в-, до-, над-, под- и про-. Но, по-видимому, в одном из этих слов исконно была другая приставка. О каком слове идёт речь?

Варианты ответов:
(А) взор;  (Б) дозор;  (В) надзор;  (Г) подзорный;  (Д) прозорливый.

 

 

Задание 12
В кратком описании одного фильма читаем: «Тому, кто работает завучем в одной из худших школ штата, придётся немало потрудиться, чтобы изменить ситуацию к лучшему». Это описание представляет собой результат правки: одно слово редактор заменил в нём на другое, предположив, что в предложении допущена грамматическая ошибка, хотя на самом деле ошибки там не было. Какое слово появилось благодаря этой правке?

Варианты ответов:
(А) изменить; (Б) кто; (В) лучшему; (Г) немало; (Д) придётся.

 

 

 

Ответы на конкурс "Русский медвежонок" на 2015 год

Ответ к задаче 1:
Д
Решение:   Работа, из которой взяты примеры, посвящена случаям употребления предлога сквозь с родительным (а не винительным) падежом. В XVIII-XIX вв. соответствующее управление встречается у сквозь довольно часто, в том числе в таких классических произведениях, как «Светлана» В. А. Жуковского и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
Однако в приведённой цитате из Н. В. Гоголя слово стёклышка никак не может быть формой род. пад. ед. ч.: как показывает определение находившиеся, это вин. пад. мн. ч.
Таким образом, в этой фразе предлог сквозь имеет такое же управление, как в современном языке.
Ошибка же возникла потому, что изменилась морфология: в соответствии с современной нормой им.-вин. пад. мн. ч. от слова стёклышко выглядит как стёклышки, а форма стёклышка однозначно понимается как род. пад. ед. ч.

 

 

Ответ к задаче 2:
Г
Решение:  На правильный ответ наводит несколько наблюдений. Пожалуй, самое очевидное, хотя и не самое интересное наблюдение, это употреблённое в примере (Г) слово чудь, которое не используется в современном языке: так в древнерусском языке называли некоторые финно-угорские народы.

Можно также обратить внимание на нелингвистический факт, что сейчас 10 рублей это слишком мало, чтобы заплатить их за целую округу.

Более интересное же явление то, что обычно слова с одним и тем же значением не могут выступать в качестве членов однородного ряда: мы вряд ли скажем *В зоопарке были и бегемоты, и гиппопотамы или *Я занимаюсь лингвистикой и языкознанием. Поэтому однородный ряд белок и рублей в примере (Г) подсказывает, что в данном случае слово белки не значит рубли.
Теоретически можно было бы предположить, что белки здесь обозначают ‘белорусские рубли’, а рубли ‘российские рубли’, но так как в задаче идёт речь о ситуациях общения белорусов, для которых, безусловно, основными являются белорусские, а не российские рубли, то высказывание с таким значением слов неизбежно привело бы к непониманию.

 

 

Ответ к задаче 3:
А
Решение:  Начать синтаксический анализ этого предложения следует с установления падежа слов жизнь и поле. По форме это может быть как именительный (и тогда это подлежащее), так и винительный (и тогда это дополнение).
В данном предложении падеж у обоих существительных винительный: его требуют управляющие ими глаголы прожить и перейти (проверить падеж можно, например, подстановкой в имеющийся контекст любого слова первого склонения: историю прожить, землю перейти). Значит, это не подлежащие и здесь только два главных члена неопределённые формы прожить и перейти.
При этом вторая форма характеризует первую, при переводе в прошедшее время появляется глагол было, возможно подставить связку это (Жизнь прожить это было не поле перейти) всё это признаки того, что прожить подлежащее, а перейти сказуемое (составное именное).
То есть это двусоставное предложение, такие конструкции в русском языке встречаются, например: Курить здоровью вредить.

 

 

Ответ к задаче 4:
В
Решение:  Валентину можно назвать Валя, Варвару — Варя, Екатерину — Катя, Марию — Маша. Эти уменьшительные имена по написанию совпадают с деепричастиями от глаголов валить, варить, катить и махать. А вот у имени Вера такого уменьшительного нет.

 

 

Ответ к задаче 5:
Г
Решение:  Фраза Там я заметил, между прочим, <...> и некоего Ноэля, <...> любимца короля прусского и его повара имеет более одного понимания.
Во-первых, слова любимца и повара могут быть однородными приложениями к слову Ноэль (заметил Ноэля, любимца и повара), поэтому возможно понимание (А) Ноэль был любимцем и поваром прусского короля.
Во-вторых, однородными членами — дополнениями к слову любимца могут быть слова короля и повара (заметил Ноэля, любимца короля … и … повара), поэтому возможно понимание (Б) Ноэль был любимцем прусского короля и его повара.
Что же касается варианта (В) Ноэль был любимцем прусского короля и имел собственного повара, то он подразумевает, что Казанова заметил двух человек: и самого Ноэля, и его повара.
Но это понимание требует наличия запятой, которая закрывала бы приложение любимца прусского короля, относящееся к Ноэлю (заметил и Ноэля, …, и его повара), поскольку однородными дополнениями, соединёнными парным союзом и, были бы слова Ноэля и повара. А поскольку запятой в тексте нет, понимание (В) невозможно.

НО: Дальнейший текст «Мемуаров» показывает, что реальности соответствует только понимание (А): Его Величество Фридрих Великий не прикоснулся бы к блюду, приготовленному не им.

 

 

Ответ к задаче 6:
Д
Решение:  Особую сложность для определения падежей составляет текст в скобках после слова «положений».
Раскрыв сокращение в словосочетании «музыкальныхъ №№», получаем «музыкальныхъ нумеровъ» (в то время это существительное обычно писалось через у), а значит, здесь содержится не одно слово в родительном падеже, а два.
Слово «фильмъ» стоит в ряду однородных членов в родительном падеже, следовательно, это не именительный/винительный падеж единственного числа слова «фильмъ», а родительный падеж множественного числа устаревшего слова «фильма».
Учитывая это, выделим слова в родительном падеже: «Трагедія есть, какъ никакъ, организмъ, образованный путемъ соподчиненія (композиціи) отдѢльныхъ положеній (музыкальныхъ [нумеровъ], эпико-патетическихъ декламацій или фильмъ и т. д.) — заданной темѢ, распускаемой въ фабулу.
Итого выделено оказалось 9 слов.

 

 

Ответ к задаче 7:
Б
Решение:  Если следовать предписаниям строгой литературной нормы, формы удасться в русском языке не существует вообще.
В действительности, однако, эта форма встречается очень часто, выступая в качестве «заместительницы» двух разных нормативных форм:

1) 3 л. ед. ч. будущего времени удастся — в силу вечной путаницы между написания ми -тся и -ться;

2) неопределённой формы удаться — вероятно, в силу обобщения на глагол удаться правила «неопределённая форма омофонична форме 3 л. ед. ч. настоящего или будущего времени», характерного для многих русских глаголов на -ся (ср. стремиться ~ стремится и т. д.), в том числе для глаголов на -есться, наиболее близких по особенностям спряжения глаголам на -даться (ср. наесться ~ наестся и т. д.).

Синтаксический анализ предложений, приведённых в условии, показывает, что в примерах (А), (В), (Г) и (Д) представлен случай 2), тогда как в примере (Б), хотя он и принадлежит тому же автору, что пример (А), — случай 1) (обычная орфографическая ошибка).

 

 

Ответ к задаче 8:
Г
Решение:  Слово сани, хотя и обозначает один объект, является plurale tantum, то есть имеет только формы множественного числа.

Слово пани (вежливое упоминание женщины в Польше) в русском языке несклоняемое, поэтому может быть понято как форма единственного числа.
Что же касается слов бани, лани и няни, то на первый взгляд они кажутся не чем иным, как формами именительного падежа множественного числа. Но ведь формы родительного падежа единственного числа этих слов выглядят так же (нет бани, лани, няни)! Поэтому эти три слова тоже должны быть посчитаны.

Таким образом, из предложенных слов четыре могут быть поняты как формы единственного числа.

 

 

Ответ к задаче 9:
Г
Решение:  Искомое сочетание букв можно встретить только на стыке морфем, причём это должны быть достаточно неплотно примыкающие друг к другу морфемы, потому что в противном случае ь писаться не будет; одно из перечисленных сочетаний можно найти в повелительном наклонении глаголов (на стыке глагольной основы постфикса -ся): взвесься, накрасься. После сочетания сьс идёт буква я.

 

 

Ответ к задаче 10:
А
Решение: Глагол бежать в значении ‘избегать чего-либо; убегать от чего-либо’ сейчас управляет родительным падежом с предлогом от (бежать от судьбы), раньше мог управлять и родительным падежом без предлога:
Философ ранний, ты бежишь / Пиров и наслаждений жизни (А. С. Пушкин, «Стансы Толстому»); Уж поздно было, ночь сгустилась;  / Но сон бежал очей (Е. А. Баратынский, «Бдение»).

Такое управление иногда может использоваться и сегодня:
В центре «Войны» - история русского парня <…>, пережившего некий опыт, бежать которого стало в нашем обществе нормой (А. Машкова. В условиях реального времени (2002) // «Культура», 21–27.03.2002).

Следует также заметить, что примеры с обстоятельством времени в родительном падеже типа первого апреля не дают оснований для выбора ответа, во-первых, потому, что такое обстоятельство может сочетаться с любым из пяти данных в условии глаголов, а во-вторых, потому, что в данном случае форма родительного падежа не обусловливается особенностями синтаксической сочетаемости сказуемого.

 

Ответ к задаче 11:
А
Решение: Существительное взор родственно таким словам, как воззрение, воззреть. А значит, там исторически выделялась приставка воз-/вз- со значением ‘наверх’, а не в-. Кроме того, можно вспомнить синоним слова взорвзгляд, в котором явно имеется приставка вз-.

 

 

Ответ к задаче 12:
Б
Решение: Описание фильма сейчас выглядит немного странно: предложения с тот, кто обычно содержат в себе некоторое обобщающее утверждение, а не описывают единичный случай, который, по всей видимости, представлен в фильме.

Всё встаёт на свои места, если предположить, что слово кто появилось как замена слову который: на первый взгляд может показаться, что во фразе Тому, который работает завучем… содержится неправильная конструкция тот, который вместо тот, кто, и тогда эта фраза действительно требует правки: но упоминание слова штат позволяет понять, что речь, скорее всего, идёт про США, и тогда Тому — это дательный падеж имени Том.

Возможно, для того, чтобы облегчить понимание фразы, её автору не стоило ставить слово Тому на первое место в предложении, поскольку в такой позиции большая буква не может однозначно указать на то, что перед нами имя собственное, но тем не менее нельзя отрицать, что Тому, который работает завучем в одной из худших школ штата, придётся немало потрудиться, чтобы изменить ситуацию к лучшему — вполне грамматичная фраза, подходящая для жанра краткого описания фильма.

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Написать письмо Деду Морозу!!!

Крыса из бумаги на 2020 год!

Разносклоняемые существительные

Русский медвежонок


2015 год


Для учителя

2-3 класс

4-5 класс

6-7 класс

8-9 класс

10-11 класс



2014 год


2 и 3 класс

4 и 5 класс

6 и 7 класс

8 и 9 класс

10 и 11 класс

Иностранцы



2013 год


2 и 3 класс

4 и 5 класс

6 и 7 класс

8 и 9 класс

10 и 11 класс



2012 год


2 и 3 класс

4 и 5 класс

6 и 7 класс

8 и 9 класс

10 и 11 класс


2011 год


2 и 3 класс

4 и 5 класс

6 и 7 класс

8 и 9 класс

10 и 11 класс


2010 год


2 и 3 класс

4 и 5 класс

6 и 7 класс

8 и 9 класс

10 и 11 класс

2009 год


2 и 3 класс

4 и 5 класс

6 и 7 класс

8 и 9 класс

10 и 11 класс

2008 год


2 и 3 класс

4 и 5 класс

6 и 7 класс

8 и 9 класс

10 и 11 класс

2007 год


2 и 3 класс

4 и 5 класс

6 и 7 класс

8 и 9 класс

10 и 11 класс


British Bulldog


2015 год


3 - 4 класс

5 - 6 класс

7 - 8 класс

9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс

5 - 6 класс

7 - 8 класс

9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс

5 - 6 класс

7 - 8 класс

9 - 11 класс


Кенгуру


Кенгуру 2015


2 класс

3-4 класс

5-6 класс

7-8 класс

9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)

9 класс (выпускникам)

11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс

3 - 4 класс

5 - 6 класс

7 - 8 класс

9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс

3-4 класс

5-6 класс

7-8 класс

9-10 класс


Золотое руно


2016 год


3-4 класс

5-6 класс

7-8 класс

9-11 класс


2015 год


3-4 класс

5-6 класс

7-8 класс

9-11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы