В подобных проявлениях и берут свое начало ростки гуманного отношения к людям. Если такая привязанность обоюдна, личные взаимоотношения детей особенно устойчивы. Они испытывают радость от общения с предпочитаемым сверстником, стремятся продлить его как можно дольше.

На примере взаимоотношений Вики и Нели можно сказать, что между младшими дошкольниками уже может существовать устойчивая эмоциональная привязанность. Такое постоянство и устойчивость в данном объединении детей объясняются различными причинами.

Среди них можно выделить, например, такие: высокий уровень развития общительности обеих девочек, что выражается в их умении довольно легко налаживать контакты со сверстниками; сравнительно одинаковый уровень развития. (Вика отдавала предпочтение Неле, как мы полагаем, еще и потому, что та обладала ярко выраженной доброжелательностью, готовностью к помощи, содействию.)

 

Наблюдения за детьми показывают: большинство из них уже замечают в сверстнике положительные нравственные качества и ориентируются на них при выборе партнера для той или иной деятельности, особенно для игры. Хотя, как правило, при этом многие из них еще не умеют мотивировать свой выбор. На вопрос: «Почему ты с ним (с ней) играешь?»— младший дошкольник чаще всего отвечает: «Он хороший. Он поделился со мной конфетой». Для малышей поступок сверстника и его личностные качества еще не разделимы.

 

В приведенных выше примерах личных взаимоотношений детей ярко просматривалось и эмоциональное тяготение Нели к Вике, хотя та и не отличалась в контактах со сверстниками добротой и подельчивостью. Правда, во взаимоотношениях с Нелей Вика всегда была ласковой и приветливой. Очевидно, Нелю привлекала в Вике ее активность, живость.

Подобное поведение ребенка — источник богатых впечатлений, его отношение к окружающему более эмоционально окрашено, и это, безусловно, привлекает сверстников. В психолого-педагогической литературе, посвященной изучению взаимоотношений дошкольников, нет однозначного объяснения, почему дети предпочитают одних сверстников и отвергают или почти не замечают других.

Среди уже названных нами факторов, влияющих на возникновение у ребенка симпатии к сверстнику, можно выделить и другие: хорошее владение игровыми умениями и навыками, способность понимать другого.

 

Последнее может казаться преждевременным для младших дошкольников, однако специальные исследования, проведенные учеными, свидетельствуют: даже дети третьего года жизни уже способны различать состояние других людей и оказывать им элементарную помощь и сочувствие. Непременным условием такого отношения детей к окружающим людям является развитие их эмоциональной сферы.

Известный русский педагог П. Ф. Каптерев указывал на большую роль чувства симпатии в воспитании ребенка, и отмечал, что симпатию дети чаще всего проявляют к тем, кто нуждается в их защите и покровительстве. Наиболее общим условием развития симпатии Каптерев считал возбуждение в ребенке любви ко всему живому, заботу о растениях, животных, а также знакомство с горем и нуждой и отсутствие зависти при виде радости другого.

 

Соблюдение этих условий, по мнению П. Ф. Каптерева, враждой и отсутствие зависти при виде радости другого имеет важное значение для воспитания чувства симпатии в дошкольном возрасте.

На примере личных взаимоотношений Вики и Нелли можно убедиться в том, что устойчивая эмоциональная привязанность может возникнуть и между детьми, которые вовсе не нуждаются в помощи. Ведь обе девочки относятся к категории детей, которые сами чаще других могут выступать в роли опекунов. Именно так поступала Неля, а Вика потенциально владела этой способностью.

Она проявляла удивительную чуткость и заботливость только по отношению к Неле и оставалась равнодушной к другим детям.

 

Среди воспитателей иногда бытует мнение, что взрослым не следует вмешиваться во взаимоотношения детей, подобные тем, которые мы описали выше. Такие взаимоотношения, считают они, строятся на чувствах взаимной симпатии и поэтому не нуждаются в коррекции со стороны педагогов.

Безусловно, подобные взаимоотношения имеют важное значение в нравственном развитии личности детей, поскольку способствуют приобретению ими опыта положительного взаимодействия. В этом плане взаимоотношения взаимной привязанности действительно являются положительным фактором в осуществлении воспитательного процесса.

Однако не следует упускать из виду такой важный вопрос, как формирование детского коллектива в целом. Небольшие объединения малышей — только первый этап на пути формирования детского коллектива. Перед воспитателями стоит задача постепенно увеличивать число участников объединений, не допускать, чтобы общение ребенка ограничивалось только одним или двумя сверстниками.

 

Гуманное отношение детей друг к другу в небольших объединениях, строящихся на взаимной симпатии — наглядный пример, на который воспитатель может опереться в процессе организации взаимоотношений младших дошкольников. «Как хорошо и дружно играют вместе Вика и Неля. Они никогда не ссорятся, помогают друг другу».

Такое замечание воспитателя вызывает у малышей интерес к девочкам, желание подражать им. Ведь известно, что подражание положительным образцам поведения на этапе младшего дошкольного возраста — один из основных психологических механизмов усвоения детьми норм и правил взаимоотношений со сверстниками и другими людьми.

Формируя детский коллектив, воспитатель расширяет существующие объединения, организует новые из детей, которые еще не являются членами какого-либо объединения.

 

Это достаточно кропотливая и непростая задача, ведь большинство младших дошкольников, как показали наблюдения, еще не имеют постоянных партнеров по общению, так как не умеют самостоятельно строить совместную деятельность и общение. Создавая объединения детей, важно учитывать не только индивидуальные особенности каждого, но и стремление отдельных ребят к налаживанию личных взаимоотношений с теми или иными сверстниками, что необходимо иметь в виду и при расширении уже существующих детских объединений.

 

Наблюдения за поведением младших дошкольников на прогулках, в свободных играх, беседы с ними показывают, что многие из них симпатизируют отдельным сверстникам, хотя никогда почти с ними не общаются. Так, ребенок на протяжении многих дней может наблюдать за играми небольших групп сверстников, никогда не принимая в них участия. На вопросы «С кем ты хочешь строить домик?», «С кем из ребят ты будешь играть на прогулке?» эти дети всегда называют одни и те же имена, хотя и не находят взаимного отклика.

Неумение ребенка строить взаимоотношения со сверстниками иногда является серьезным препятствием на пути формирования у него нравственных качеств личности, в первую очередь тех, которые характеризуют проявления гуманного отношения к окружающим людям: доброжелательности, отзывчивости, и т. д.

 

Наиболее активным детям, стремящимся установить личные контакты со сверстниками, удается добиться этого без помощи взрослого. Они уже в какой-то мере владеют инициативными действиями, направленными на установление контактов с ровесниками: предлагают им свои игрушки, первыми заводят разговор, задают вопросы или же просто о чем-то громко говорят, прямо, не обращаясь к товарищу, который их интересует, но тем самым привлекая его внимание к себе.

Однако большинству детей необходима помощь воспитателя в установлении эмоциональных контактов с ровесниками. Важно, чтобы педагог знал об эмоциональных привязанностях каждого своего воспитанника. Особенно это касается ребят, которые еще не являются членами небольших детских объединений.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы