Намеченная программа родительского всеобуча осуществлялась постепенно. Каждая очередная порция информации, которую получали родители на собрании, на консультации подкреплялась разными средствами наглядной агитации, материалами папок-передвижек, в ходе организованного просмотра детской деятельности в саду и в последующих беседах по их анализу.

Так, подготовили большой стенд, на котором представили совместные работы взрослых и детей. Подготовлены четыре папки-передвижки «Уроки доброты»: для пап, для бабушек, для семей, в которых царит «слепая любовь», для семей с авторитарным стилем взаимоотношений.

 

Проведены специальные беседы с родителями: «У ребенка день рождения», «Семейный праздник», «У нас гости», «В семье больной человек». Беседы проводились индивидуально с представителями каждой семьи. Содержанием разговора было одно: конкретные формы участия ребенка в тех или иных домашних обстоятельствах при специальном их построении с целью активизации гуманных взаимоотношений.

Отличались же беседы формой их проведения и активностью участников. Так, с родителями первой группы беседы строились при их максимальной активности. В этих семьях уже есть свой опыт проведения целого ряда семейных мероприятий с привлечением ребенка.

 

Однако не всегда максимально используются воспитательные возможности. Важно было бы обогатить взрослых такой информацией. С родителями третьей группы вели беседу о том, как нужны и важны для ребенка минуты такого общения в семье, как всё должно строиться, почему нужно соблюдать определенные требования, как отметить нужные моменты в поведении ребенка. По сути, мы как бы делились с родителями опытом организации участия детей в жизни семьи со специальной воспитательной целью. Проводя беседы с родителями четвертой группы, мы пытались убедить их организовать хоть одно семейное мероприятие специально с активным участием ребенка, не пожалеть для этого времени.

 

Особую цель преследовали в беседах с родителями второй группы. Тут главная сложность — болезненное самолюбие взрослых. Важно было найти в каждом отдельном случае способ осторожной поправки принятого ими стиля воспитания ребенка. При этом совершенно исключались даже косвенные намеки на то, что сын или дочь не обладают каким-либо положительным качеством, особенно в области взаимоотношений. Были специально подготовлены для показа родителям занятия с небольшими подгруппами дошкольников. На них дети изготовляли открытку-поздравление для няни (аппликацию на большом листе бумаги), оформляли праздничный уголок для малышей ясельной группы и т. д.

Дети готовили с мамами пирог к вечеру развлечений «А ну-ка, бабушки, а ну-ка, внуки!», сочиняли письмо подружке, которая долго не посещала детский сад по болезни. Дети вечером получили домашнее задание — сочинить вместе с родителями рассказ на тему «Какой выходной день мне больше всего понравился». Задание проверяли специально по подгруппам, чтобы охватить всех родителей и детей.

 

Вот, к примеру, для проверки домашнего задания — рассказа о выходном дне — были приглашены двое родителей из активно включившихся в работу и трое из более пассивных по отношению к своим воспитательным функциям. Днем в индивидуальных беседах с детьми воспитательница выясняла, кто как отнесся ко вчерашнему домашнему заданию: «Давайте послушаем, какой выходной день больше всего понравился Алле. Нам Аллочка расскажет, а мама поможет ей, если нужно». Рассказ Аллы: «Мне очень понравился выходной день, когда мы ездили на выставку цветов.

Папа ее уже смотрел, и он нам и характер общения детей с родными. Мы раскрывали родителям еще одну закономерность: ребенок должен быть обязательным участником деятельности, порождающей те или иные переживания. Лишь в условиях специально организуемой взрослыми деятельности внутрисемейного общения формируются основы гуманных чувств (любовь к родным, преданность им и др.).

 

Основа нравственного воспитания — потребность ребенка в другом человеке. С самого раннего возраста малыш настроен на восприятие эмоциональных воздействий взрослого. В каждой эмоции близкого человека выражается его отношение к самому ребенку, к другим людям, к окружающим предметам, вещам, событиям. В процессе общения с близкими взрослыми дошкольник постепенно учится так или иначе оценивать окружающий его мир.

Основное внимание уделялось содержанию общения ребенка со взрослыми на каждой возрастной ступени дошкольного детства. Мы не разделяли взрослых (на членов семьи и воспитателей детского сада), а раскрывали программу формирования гуманных чувств в условиях единства воспитательных воздействий на дошкольника со стороны семьи и детского сада (формирование гуманных отношений между детьми и взрослыми: выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям).

Подчеркивалась необходимость обязательного сочетания ласкового, заботливого отношения к детям с разумной требовательностью к ним, ведущей к созданию у детей практического опыта общественного поведения. Учитывалось, что в семье подчас совершенно не приучают детей к положительным формам поведения, не занимаются воспитанием нравственных привычек.

Чтобы научить родителей систематически побуждать детей поступать по отношению к окружающим в соответствии с нормами и правилами гуманных взаимоотношений, в детском саду специально демонстрировались ситуации, стимулирующие проявление гуманных отношений ребенка к окружающим, показывающие роль воспитателя в организации взаимодействия в разных видах деятельности.

 

Мы также обсуждали с родителями вопросы организации деятельности и поведения детей в условиях свободной регламентации. Под нашим влиянием взрослые обратили внимание на то, что ребенок дома совершенно иначе ведет себя, чем в подобных ситуациях в детском саду (особенно дети из семей второй группы) экскурсию устроил. Мы еще дома договорились, чтобы каждый выбрал самые красивые букеты. Потом мы обсудили. Всем понравились гвоздики «Никто не забыт и ничто не забыто».

И еще там дедушка-садовод сам новый сорт георгин вывел и назвал его именем погибшего на войне сына «Антон». Красивый цветок, большой, крепкий и красный, как кровь. Мне еще понравился букет «Веселая семейка», папа сказал, что это будто наша группа по площадке разбежалась. Мама выбрала розы «Я помню чудное мгновенье...», Димка (брат) нашел про полет Гагарина, там гладиолусы так построены были ракетой. Папа маки выбрал, он очень любит их».

 

Воспитательница: «Молодцы вы какие! У нас многие дети были на этой выставке. Очень интересная экскурсия получилась. И я как бы второй раз все увидела, когда тебя слушала. Скажешь дома всем «спасибо».

Почитать еще про отношения мамы и ребенка вы сможете здесь - блог для женщин

А вот какой рассказ придумали Саша с папой: «Нам запомнился праздник Дня Победы. Мы ходили все вместе к памятнику Славы. Сначала смотрели, как возлагали венки, торжественным строем шли воины и ветераны, комсомольцы и пионеры. Потом все люди тоже шли с цветами к могилам и к Вечному огню. Там похоронен командир моего дедушки, полковник. Он погиб, когда освобождали Киев.

Мы ему принесли цветы». Воспитательница: «Спасибо, Саша, очень хорошо ты нам рассказал. Много интересного знаешь про героев войны. Мы тебя всей группой послушаем на занятии. Передай родителям, что ваш выходной день был отличным». Понятно, что основная цель таких встреч — показать взрослым на конкретных примерах смысл совместной деятельности, ее возможности в воспитании гуманных чувств ребенка.

 

В подготовительной группе уже можно делать выводы об эффективности проводимой работы.

Предметом проводимых с родителями бесед и консультаций были различные стороны проблемы «Как и когда рождается личность». Нетрудно было убедить взрослых в том, что неотъемлемой чертой всесторонне развитой личности является ее эмоциональный багаж: способность искренне, глубоко и тонко чувствовать и переживать, т. е. эмоционально откликаться на всё происходящее вокруг. Намного труднее было убедить родителей в том, что формирование этой способности начинается в самом раннем детстве и что решающую роль здесь играют содержание.

 

Дома эти ребята упорно следовали укоренившейся привычке поступать так, как хочется, не всегда откликаться на просьбы. Ребенок не испытывал неловкости, вежливо отказывая в просьбе маме: «У меня интересная книга, я не хочу фасоль перебирать. Можно, я не буду?» Раньше в семье это считалось бы вполне нормальным для «маленького», а теперь взрослые начинали понемногу задумываться. И хотя от каждой семьи с нами работали по одному взрослому (мы выбирали для сотрудничества наиболее авторитетного в вопросах воспитания в каждой семье человека), нас радовали подобные перемены в их оценках своего поведения.

 

Можно было уже надеяться, что при наших общих усилиях удастся внести поправки во взаимоотношения, складывающиеся у ребенка с членами семьи и приводящие к формированию у детей двойственного отношения к окружающим взрослым (в детском саду — послушание и выполнение правил гуманных взаимоотношений, а в семье — полнейшее наслаждение услугами любящих родных), и совместными усилиями искоренить формирующиеся вредные привычки детей. Понятно, что это происходит не быстро.

Но главное, что необходимо было сделать,— это закрепить готовность взрослых создавать в семье нормальные условия взаимопомощи друг другу, постоянно формировать у детей правильные представления о взаимоотношениях людей. Взрослые будто впервые увидели, что у их сыновей и дочерей почти не возникает чувства неловкости из-за того, что они не помогли родному человеку, забыли о его просьбе, что они не замечают обиды взрослого в подобных ситуациях.

Вот как об этом сказала мама Вадика: «Мне казалось, что я лучше всех знаю своего ребенка. А ведь и впрямь любящие глаза порой слепы. Мы и не заметили, когда он вырос. Всё, как с маленьким, обходимся. И вот только теперь поняли, что можно упустить время для воспитания».

Родители терпеливо разъясняли сыновьям и дочерям причины своих переживаний. Вначале это вызвало у тех недоумение, но постепенно дети становились внимательнее к тому, что говорили близкие, выполняли их просьбы, хотя и не всегда охотно. Положительная оценка, похвала воспринималась радостно.

Однако поручения «на потом» дети по-прежнему забывали, не испытывая при этом никаких переживаний. «Я забыл»,— всякий раз спокойно заявлял Коля. От пяти до девяти раз через несколько дней пришлось в разных вариантах терпеливо разъяснять мальчику с привлечением множества примеров, как плохо было бы если бы и родные страдали такой забывчивостью, как он. Для нас важно было, чтобы во всех беседах нигде не прозвучал укор в адрес ребенка.

У родителей данной подгруппы такую атмосферу создать было не трудно. Убедившись в отсутствии гуманных переживаний у их детей в случаях, когда эти чувства должны были возникнуть обязательно, родители начали относиться к нашим советам по-другому: стали прислушиваться и задумываться, а дома все чаще пробовать и проверять. Они уже были откровеннее при встречах; у них появилось желание посоветоваться относительно выбора средств управления поведением ребенка дома, чего никогда ранее не отмечалось у данной категории взрослых.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы