Опытные педагоги, как правило, пользуются самыми разнообразными приемами и средствами построения добрых, доверительных взаимоотношений со своими маленькими подопечными. Вместе с тем наблюдения показывают, что эти взаимоотношения могут меняться, если в одной группе работают разные воспитатели, отличающиеся личностными особенностями, опытом, мастерством.

Остановимся кратко на описании отдельных сторон эмоциональных взаимоотношений со старшими дошкольниками четырех воспитателей двух смежных групп.

 

Начнем с двух, которых условно назовем Л. С. и С. А.
Воспитательница Л. С. отличается живостью, активностью, ярко выраженной экспрессивностью: богатством мимики, умением владеть интонацией своего голоса; эмоциональной восприимчивостью. Ома чутко относится к детям, разным фактам и событиям их жизни, умеет индивидуально подойти к подопечным. Применяет различные способы влияния на детей, учитывая особенности восприимчивости. Каждого ребенка.

Общаясь с одними, умело использует депрессивные средства воздействия (ведь иногда бывает достаточно просто укоризненного взгляда или жеста, чтобы дети перестали шалить). Другим она спокойно, по-новому объясняет недопустимость их поведения. Этих резко осуждает, тех подбадривает. Многообразие средств ярко выраженного эмоционального влияния на детей, применяемых Л. С, дает положительные результаты, выражающиеся в общем жизнерадостном настроении группы, в хорошей дисциплине, в спокойном, доброжелательном отношении ребят к педагогу и друг к другу.

Эта же группа детей, в общем-то, благополучных и дисциплинированных, изменялась до неузнаваемости в присутствии другой воспитательницы — С. А. Построение взаимоотношений этой воспитательницы с подопечными характеризуется однообразием и бедностью средств влияния на воспитанников.

 

Монотонная, тихая речь, невыразительность экспрессивно-мимических средств, неумение эмоционально выразить отношение к поступкам детей мешали успешному развитию воспитательного процесса. Кроме того, С. А. злоупотребляла замечаниями и только изредка одобряла действия детей, сводя свою похвалу к оценкам типа: «Молодец», «Хорошо». В целом же ее общение с воспитанниками было заметно свернутым.

Педагогическое вмешательство ограничивалось лишь остроконфликтными ситуациями на игровой площадке и имело преимущественно форму замечаний типа: «Прекрати!», «Не балуйся!», «Кому сказала!» и пр. Требования педагога дети выполняли не сразу, а только после многократных повторений. Часто не реагировали на замечания просто потому, что не слышали их, поскольку баловались, шумели, кричали. Общая атмосфера в коллективе в присутствии С А. отличалась нервозностью, напряжением, взрывчатостью. Наблюдения за работой воспитателей свидетельствуют о том, что неумение эмоционально выразить свое отношение к детям большой тормоз в их работе.

 

Необходимость развивать экспрессивно выразительные способности: интонационную сторону речи, умение намеренно усиливать компоненты проявления разных эмоциональных состояний (гнева, неудовольствия, любим, радости) важное условие повышения педагогического мастерства. Очень важно также уметь учитывать и реакции ребенка на разные приемы эмоционального влияния.

Экспрессия чувств не просто рассчитана на понимание, она действует заразительным образом, рассчитана на то, чтобы обратить внимание ребенка на какое-то явление, событие, факт, заставить его понять чувства человека, находящегося рядом. Наблюдения за второй парой воспитательниц — В. М. и Н. П. позволили раскрыть довольно интересные и разнообразные картины взаимоотношений педагогов с детьми.

Так, у В. М. преобладает положительное отношение к детям. У нее добрый, отзывчивый характер. Она прекрасно владеет голосом, умеет варьировать тональность своей речи. На лице часто играет улыбка. В общении с детьми ярко выражает доброту, заботу, внимание, готовность придти на помощь.

 

К неправильному поступку ребенка относится по-деловому: терпеливо объясняет недопустимость плохого поведения, выясняет мотивы, побудившие нарушить правило, дает четкую оценку плохому поступку. Характерно: реакция педагога на нарушение дисциплины, правила, нормы — отстроченная. Это позволяет воспитаннику пережить, испытать волнения по поводу своего проступка.

Вот эпизод. Шестилетняя Катя вырвала из рук ровесницы игрушку, толкнула девочку так сильно, что та заплакала. Воспитательница, заметив эту сцену, нахмурилась, покачала головой, сказала спокойно, но твердо: «Катя, я с тобой поговорю позже. А ты пока подумай, хорошо ли ты поступила». Катя смущенно улыбнулась, быстро отдала игрушку подружке. Когда уже возвращались с прогулки в группу, В. М. подозвала к себе девочку и спросила, поняла ли она недопустимость своего поведения. Катя искренне признала вину, видно было, что она эмоционально пережила свой поступок.

 

В. М. часто высказывает одобрение, радостное удовлетворение по поводу исполнения детьми ее требований, указаний: «Ой, вы мои молодцы!», «Спасибо, мои хорошие, как замечательно вы сделали», «Вы меня всегда радуете», «Что бы я делала без таких хороших ребят!» и пр. Она быстро и умело разрешает детские конфликты. Научила детей мириться, согласовывать свои действия в игре, справедливо распределять роли и т. д. В. М. часто ласкает детей, персонально для каждого подбирает добрые слова.

Она почти не тратит усилий на то, чтобы дисциплинировать группу. В большинстве случаев бывает достаточно указания - требования (что нужно сделать, куда пойти, ЧТО принести, куда поставить, кого, позвать), которые дети всегда выполняют с первого предъявления. В группе преобладает, и помог, дружелюбное настроение. Дети жизнерадостны, активны, бодры, веселы. Эта же группа и присутствии другой воспитательницы Н.П. вела себя так же дисциплинированно, не порядка, установленных правил. Однако чувствовалось, что дети в присутствии Н. П. несколько скованны, напряжены. И это мы объясняли тем, что воспитательница добивалась выполнения своих требований другими приемами, чем В. М., заставляя ребят подстраиваться под ее настроение. Для Н. Н. характерна жесткость, сухость в обращении с детьми, определенная резкость в тоне голоса, постоянная строгость, сдержанность чувств. Педагог не мотивирует указания, а навязывает свою мысль, требуя: «Делай так, как я сказала».

  Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы