Характерно, что одни и те же сюжеты в разных возрастных группах отличаются по своему содержанию. Если основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками — в воспроизведении действий людей, а детей среднего возраста — отношений между взрослыми, то у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов.

 

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого — моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Роль игры в развитии чувств не исчерпывается игровыми отношениями. Реальные отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют соподчинению и согласованию их действий, определяют подчинение их правилам. Можно предположить, что насыщение отношений проявлением гуманных чувств также способствует воздействию на эмоциональную сферу ребенка.

Как различаются реальные и сюжетно-ролевые отношения дошкольников, можно проследить по усвоению такой, скажем, нравственной нормы поведения: «надо делиться с другими». Оказалось, в ситуации реальных отношений больше половины детей не делились игрушками, но в условиях специального моделирования игровых отношений 96 % ребят самостоятельно, без напоминания выполнили эту нравственную норму. Следовательно, ролевые отношения отражают уровень обобщенных представлений дошкольников о сфере нравственных отношений между людьми, а в отношениях по поводу игры проявляется уровень нравственной воспитанности детей.

 

При определении путей воздействия на нравственное развитие дошкольника следует учитывать особенности поведения, связанные с выполнением нормы в каждом из двух игровых планов. Рассмотрим особенности формирования гуманных проявлений у старших дошкольников в ходе творческих сюжетно-ролевых игр. Более всего этой цели отвечает тематика детских игр «в поликлинику», «в больницу», «в семью», «в железнодорожный вокзал», «в почту», «в магазин», воспроизводящих отношения людей.

Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтрально, не затрагивая вообще чувств ребенка, т. е. сводится к подражанию предметно-манипулятивной деятельности и воспроизведению внешней стороны отношений взрослых. Так, врач и больной, работники сферы услуг и клиенты могут взаимодействовать в игре, не переходя к эмоциональным отношениям. Игра в таком случае не способствует воспитанию нравственных чувств.

На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре.

Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупкой к больному. Но на содержании игры существенно не сказывается, вежлив ли продавец в обращении с покупателем или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому правила культурного поведения вводятся в педагогически направленной игровой деятельности в ролевые требования как обязательный атрибут игры.

Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, но при этом остается открытым вопрос, будут ли на самом деле проявляться сопереживание, сочувствие, сострадание. Действенность такого приема определяется тем, что гуманные чувства становятся значимыми для протекания игры.

Чтобы определить специфику влияния игры на эмоциональные отношения ребенка к сверстникам в ходе ролевого взаимодействия, прежде всего следует вспомнить, что в современной психологической науке выделяют информационную, инструктивную и мотивирующую функции деятельности. Применительно к нашему предмету это означает: ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание. Проектируя же воздействие игры на воспитание гуманного отношения к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира — мотивационно потребностную сферу, самосознание.

 

Чтобы определить направление воспитательного влияния игры на гуманные проявления детей, нужно учитывать следующие три момента:

Особенности гуманных проявлений детей в зависимости от их осведомленности о нравственных нормах и опыта реального поведения.

Мы включали детей в воображаемую ситуацию разрешения нравственной коллизии в вербальном плане. Показывали им сюжетные картинки на нравственные темы, которые должны были помочь дошкольникам спроектировать свое поведение. Выявленные представления ребенка о том, как нужно себя вести, сопоставляли с его реальным поведением во взаимоотношениях со сверстниками в повседневной жизни дошкольного учреждения.

С этой целью анализировали ход игр на один сюжет с разным содержанием и изменяющейся структурой ролей. Если же представления ребенка о гуманных проявлениях были недостаточно глубокими или неадекватными содержанию игры, то создавались условия, при которых он мог уточнить свои знания в области нравственного поведения и по аналогии с поведением сверстников освоить способы реализации этих знаний в игре. Наиболее эффективным оказывался прием привлечения ребенка к роли, входившей до этого в его «пассив», а не «актив», т. е. не столько привычной, сколько желаемой.

 

Функции игры в воспитании гуманных чувств детей. Нужно было определить, входят ли они во внутренний мир ребенка благодаря соответствующим содержательным характеристикам или ролевым предписаниям. Чтобы выяснить условия, способствующие гуманным проявлениям в игре, мы варьировали содержание в пределах однотипных сюжетов, отражающих нравственные отношения, подбирали игры с заданным и свободным обозначением ролей (по предложению воспитателя либо по инициативе детей).

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы