С определенной и неопределенной характеристикой роли («доктор» — «добрый доктор»), с наличием и отсутствием требований к системе ролевых действий; моделировали проявления гуманных чувств средствами сценического воплощения образов (игра-драматизация, кукольное театрализованное представление). Первоначально мы проверяли умение детей определять переживания людей по картинкам.

Выяснилось, что 92 % детей правильно определили настроение как грустное, плохое. Остальные (8 %) восприняли его как сердитое. При этом одни дети (76 %) ориентировались на внешние выразительные средства, характеризующие то или иное состояние (плачет, глаза грустные, не улыбается, смотрит печально) , другие (24 %)— на аксессуары, смысловую сторону ситуации (кровь течет, повязка на ноге, лекарство).

Кстати, японская традиция - фестиваль плачущих детей. Считается, что после него малыши будут расти здоровыми.

Ответы на вопрос «Что бы ты сделал, если бы был рядом?» свидетельствуют о том, что пятилетние дети понимают: пострадавшему, попавшему в беду надо помочь. Но 33 % детей не знают, как это сделать. 40 % детей с готовностью откликаются на чужие огорчения и даже берут на себя явно несвойственные им в реальном поведении функции: «Я бы поставила горчичники», «Я бы смазала ногу мазью», «Я бы дал лекарство».

 

Часть детей (12 %) перекладывают помощь на взрослого, проявляя тем самым осведомленность в доступных им средствах и не проникаясь сопереживанием: «Я бы позвал маму», «Я бы позвонила маме по телефону».

Некоторые дети (76 %) отождествляют себя с действующим лицом и, изъявляя желание утешить, успокоить, предлагают варианты своего эмоционального содействия: «Я бы успокоила, сказала: «Не плачь, сейчас придет врач, сделает тебе укол, это почти не больно», «Я бы его успокоила, развеселила, рассказала смешную сказку», «Я бы больного успокоил, подарил бы ему куклу».

Наблюдения за поведением детей в реальных жизненных ситуациях, когда с кем-нибудь из сверстников что-либо случалось, показали значительное несоответствие воображаемых и реальных поступков.

 

Уровень сформированности гуманных проявлений у детей не соответствует их возрастным возможностям, эмоциональный опыт их беден. Одни дети даже не умеют замечать состояние сверстника, другие, видя затруднительное положение товарища, не сочувствуют ему и не стараются помочь, утешить. Третьи, сопереживая, не умеют оказать действенную помощь. Разная эмоциональная чувствительность детей по отношению к другим людям требует от педагогов учета индивидуальных особенностей и более «прицельного» проектирования формирующих воздействий.

С этой целью мы организовали наблюдение за ходом подготовки и протеканием сюжетно-ролевой игры в средней и старшей группах. Детям предлагались игры на сюжеты, включающие заботу о человеке, животных: «Больница», «Поликлиника», «Железнодорожный вокзал», «Зоопарк».

Анализ проводился по двум критериям:
а) отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить гуманное отношение к другому;
б) степень эмоциональной окрашенности игровых действий детей, в частности проявление сопереживания, сочувствия, приязненного отношения, а также оказание помощи.

Мы установили, что одни и те же сюжеты, разыгрываемые детьми разных возрастов, различны по своему содержанию. Основной смысл игры дошкольников среднего возраста — внешняя сторона взаимоотношений людей: матери и ребенка, доктора и пациента. Для старших ребят содержание игры заключается не столько в воспроизведении общественного смысла деятельности взрослых, сколько в соблюдении правил поведения и установленных норм взаимоотношений.

 

Например: «врач» пришел на дом к «больному» и почти с порога спрашивает: «Что у вас болит?». «Больная» назидательным тоном перебивает его: «А «здравствуйте» забыл сказать?». Наташа, желая включиться в игру «Больница», подходит к играющим с громким стоном: «Я больная, ой, ой!». На ее стоны сначала никто не обращает внимание, затем Аня (врач) строго и довольно равнодушно говорит: «Не мешай, видишь, я делаю операцию». Но Наташа продолжает жалобно стонать: «Ой, ой, мне плохо!». И врач, наконец, сжалился: «Ну, ладно, подожди немного, полечим».

Как видим, взяв на себя роль, дети исправно исполняют обязанности, налагаемые ею, передают определенные взаимоотношения взрослых. Но при этом отсутствует эмоциональный компонент — основа нравственного содержания игры. Даже там, где роль предполагает проявление гуманных чувств, например при общении врача с больным, дети обходятся скорее эскизными, чем подлинными эмоциями. Как правило, они ориентированы на воспроизведение необходимой совокупности действий.

Вот в больницу на «скорой помощи» привезли больную— Таню. К ней подходит врач Оксана со стандартным вопросом: «Что у тебя болит?». Таня: «Очень болит горло». «Сейчас я тебя послушаю». Внимательно слушает трубочкой. Обращается к «маме» (Ане): «У вашей дочки очень хриплый голос. Надо сделать укол. У нее воспаление горла». Услышав об уколе, Таня громко стонет: «Ой, я боюсь уколов!» (имитирует плач).

Аня и Оксана совершенно не реагируют на это. Лишь когда Таня стала настойчиво и громко стонать и плакать, Оксана прикрикнула на нее: «Тихо, я тебе сказала!» — и «сделала укол». Таня: «Ой, больно, больно!» Врач (строго): «Зато ты скоро выздоровеешь». Как видим, ребенок лишь выполняет обязанности, предписанные ролью врача. Видимая забота есть не что иное, как выполнение ролевых действий. В ней отсутствуют эмоциональные проявления: нежность, жалость, ласка — та основа, на которой у ребенка складывается гуманное отношение к людям.

 

Итак, сюжетно-ролевая игра дает детям возможность проявлять доброту, заботливость. Но даже направленная на заботу о человеке, животных, игровая деятельность дошкольников в основном протекает без эмоциональных проявлений гуманного характера, хотя по развертыванию сюжета видно, что дети имеют представление об эмоционально-нравственных отношениях между людьми.

По-видимому, развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений. Конечно, старший дошкольник знает, что врач не только лечит заболевшего (слушает его, делает укол, выписывает лекарство), но и обращается с ним ласково, внимательно, сочувственно.

Но для него на первый план выступает внешняя сторона труда людей, их отношений. И если на проявлении гуманных чувств не делается акцент и взрослый не вносит их в содержание игры, то дети не считают нужным их выявлять. Подобное выпадение гуманных проявлений из игры возможно потому, что оно не нарушает сюжетной канвы игры.

 

Для формирования у дошкольников гуманных проявлений мы наметили следующие пути: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.

Решение этих задач осуществлялось посредством включения гуманных проявлений в основное содержание игр детей. Ориентация на воссоздание эмоционально-нравственных отношений людей достигалась за счет введения гуманных проявлений в атрибутивные признаки роли.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы