Гармоническое развитие ребят, развитие их гуманистической направленности достигается лишь в тех случаях, когда они под влиянием доброжелательного отношения взрослого переживают положительные эмоции. Но потребность ребенка в положительном отношении взрослого удовлетворяется, если педагог не умеет проявлять свою доброжелательность к воспитанникам так, чтобы она была ими воспринята и правильно понята.

 

А ведь от этого умения зависит, как сложатся взаимоотношения между взрослым и детьми, будет подопечный ощущать доверие к воспитателю, привязанность к нему, или же начнет сторониться его, избегать общения. Само собой разумеется, что характер взаимоотношений зависит и от контактности, коммуникативной активности самих ребят. Так, в процессе общения со взрослыми в детском саду выделяются воспитанники активные, инициативные, стремящиеся установить теснейшие связи с ними, привлечь их внимание к себе.

Дети, чья инициатива в установлении контактов с взрослыми незначительна, занимают малоконтактную позицию, редко обращаются к воспитателю по собственному желанию. Дети безынициативные, замкнутые, застенчивые избегают прямых контактов, индифферентны к влияниям, оценкам, требованиям взрослого. Названные особенности общения не могут не сказаться на эффективности воспитательных воздействий на детей, поэтому педагогические меры влияют на воспитанников не одинаково.

 

Наблюдая за процессом общения детей с воспитателями двух детских садов г. Киева, мы зафиксировали три варианта социального поведения дошкольников в общении со взрослыми.

Дети первой группы отличались социально активным поведением, доброжелательностью, общительностью. Дети второй группы менее активны, проявляли слабую инициативу в общении, третьей — были молчаливы, замкнуты, держались отчужденно. Под инициативностью в процессе общения с воспитателем мы подразумевали все самостоятельные действия ребенка, адресованные взрослому, частоту обращения к педагогу по собственной инициативе, длительность общения с ним.

Обращалось внимание также и на эмоциональный фон общения, восприимчивость ребенка к словам воспитателя и мерам его воздействия. Наблюдения позволили установить определенное постоянство в системе общения воспитанников с педагогами.

 

Так, дети коммуникативно активные часто по собственной инициативе обращались ко взрослому, используя для этого разные поводы (демонстрация своих успехов, жалобы на товарищей, стремление приобщить взрослого к игре, желание что-то рассказать, приласкаться). Малоконтактные, малообщительные дети обращались к воспитателю, крайне редко, в самых «критических» случаях, конфликтных ситуациях, когда затрагивались их личные интересы, если очень хотелось что-то получить или обидел кто-то из товарищей. Как же складываются взаимоотношения детей указанных групп с воспитателем?

Дошкольники с разным уровнем коммуникативной активности по-разному добиваются и расположения педагога к себе. Дети инициативные, общительные стимулируют воспитателя к более обширному и разностороннему общению. Часто обращаясь ко взрослому, добиваются его внимания и тепла, что еще больше увеличивает их привязанность к наставнику. Постоянно втягивая взрослых в орбиту своей деятельности, побуждают тех также быть более активными, что способствует накоплению и расширению опыта взаимопонимания, нахождения «общего языка». Вот пример.

 

Андрей, воспитанник подготовительной группы, построил самолет (из мелких деталей конструктора), и ожидая воспитательницу, зорко следит, чтобы никто из детей не разрушил его. Ирина Александровна подходит к Андрею, на лице ее улыбка, заметно оживление. Она говорит ласково: «Андрюша, ты ждал меня? Я вижу, какой ты красивый самолет построил. Ты молодец. Да это же не простой самолет. Это самолет новой конструкции». Воспитательница радуется вместе с ребенком, и он активно стремится к эмоциональным контактам с педагогом, потому что испытывает удовольствие от этого общения.

Воспитатель для ребенка — носитель общественных требований, правил, различных оценок (поощрения, порицания, запрета). Поэтому в связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребенка у последнего формируется признание или непризнание педагога, доверчивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, умение выразить ему свои чувства, признательность, желание общаться с ним, сообщать о радостях и неудачах. Активность, как со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения.

 

Дети же малообщительные, неконтактные, замкнутые не умеют выразить своего положительного отношения к педагогу. Часто избегают общения, уединяются, предпочитают спокойные, малоподвижные игры, любят подолгу рассматривать картинки в книжках, на прогулках обычно играют отдельно от детей группы.

Да и сами воспитатели, как показывает практика и наши наблюдения, мало общаются с такими детьми, ведь они не нарушают дисциплину, порядок, послушны, их присутствие в группе не доставляет никаких хлопот. Иногда от педагога можно услышать: «Я даже не помню, был ли Игорь сегодня в группе... он вообще такой тихий, спокойный... его и невидно и не слышно... играет самостоятельно...» Некоторых педагогов вполне устраивает такое положение дел. Они откровенно заявляют: «с такими детьми абсолютно не устаешь», «есть они в группе или нет, все равно».

 

И получается: потребность ребенка в общении не только не стимулируется, не развивается, а, наоборот, тормозится, гасится, что, естественно, не способствует развитию его гуманных чувств.

Характер и интенсивность общения определяется не только активностью детей, но и тем, насколько взрослые создают благоприятные условия для развития общения по мере взросления ребенка. Это положение со всей четкостью реализуется при изучении взаимоотношений дошкольников и педагогов детских садов.

Добиться расположения воспитателя, обратить его внимание на себя, быть замеченным им - вот главная забота ребенка. И если некоторые дети не добиваются этого, то вовсе не потому, что они не стремятся к общению с воспитателем, а в силу недостаточности коммуникативных умений, препятствующей возможности эмоционально «выразить себя», свое желание общаться с педагогом.

 

С другой стороны, как уже отмечалось, некоторые воспитатели сами гасят инициативность, активность, желание ребенка общаться.

Рассмотрим ситуацию.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы