Старшая и подготовительная группы вышли на прогулку. Погода чудесная — весна, солнышко. Воспитательницы уселись на скамейку и, подставив лица лучам солнца, тихо разговаривали.

Вдруг к одной из них подошел Андрюша.

— Александра Михайловна,— сказал он,— хотите, я вам подарю эту веточку, потому что я вас очень люблю?

Выбрось вон свою палку и иди, играй, а нам дай спокойно поговорить.

И видя, что Андрюша еще стоит с протянутой веточкой, Александра Михайловна резко добавила:

«Иди, иди себе».

Потупившись, мальчик неловко пошел прочь.

Думаем, читателю и без глубокого анализа ясно, какие чувства испытал Андрюша. И если такое повторится несколько раз, у ребенка и совсем пропадет желание когда-либо обращаться к педагогу. Так возникает непонимание друг друга, полоса отчуждения, что снижает эффективность воспитательных воздействий, уровень культуры взаимоотношений вообще. А, как известно, дети лишенные эмоционального тепла, оказываются педагогически запущенными. А ведь нельзя допустить, чтобы вне сферы внимания воспитателя остался хоть один ребенок.

Абсолютное большинство детей испытывает острую потребность во внимании взрослого и болезненно переживает его дефицит. Невнимание со стороны педагога так же ранит, обижает детей, как и несправедливость, в результате одни из них замыкаются в себе, а более активные не останавливаются и перед нарушением дисциплины. А ведь совместная деятельность, каковой и является общение, невозможна, если один из участников невнимателен к другому.

 

Мы попытались перестроить отношения воспитателя к детям и детей к воспитателю. Педагоги насыщали свое отношение положительными моментами, проявлениями тепла, внимания, выразительно демонстрировали заботливое отношение к воспитанникам. Цель перестройки заключалась в том, чтобы сделать воспитателя объектом внимания ребенка (особенно малоактивного и замкнутого), чтобы научить его обрести теплые отношения взрослого. Задача достаточно сложная, учитывая деликатность сферы чувств. Ее решение требует мастерства воспитателя и большого такта.

Полученные материалы показывают, что под влиянием доброжелательности воспитателя, внимания к интересам и потребностям ребенка его замкнутость, скованность, необщительность сменяются более активным поведением по отношению ко взрослому. Ребенок уже не избегает контактов с воспитателем, а, наоборот, преодолев свою застенчивость, сам проявляет интерес, охотнее отвечает на вопросы, держится менее скованно. Но все же очевидно его неумение проявлять гуманные, теплые чувства.

Приводим фрагменты перестройки педагогом своего отношения к малообщительным, малоактивным детям и ответного реагирования. Педагог, который до эксперимента уделял ребенку мало внимания, теперь намеренно проявлял к нему приязнь, тепло, поощрял его активность и оказывал содействие.

Воспитательница Л. В., наблюдая за Алешей, заметила, что он любит играть машинками. Чтобы расположить мальчика к себе, она стала рисовать разные машинки, вырезать их и давать мальчику. Алеша охотно включал эти картинки в свою игру. И так несколько раз. Вскоре Алеша (вначале робко, а затем смелее) уже сам стал подходить к воспитательнице и терпеливо ждать, когда она вырежет ему машину, при этом ласково смотрел на нее. Доброе отношение воспитательницы, знаки внимания к ребенку способствовали развитию его стремления обращаться к ней.

Алеша постепенно становился более контактным. Следует отметить: сначала внимание педагога, непривычное для ребенка, вызывало у него недоумение, удивление, которое быстро сменялось радостными переживаниями. Мальчик уже не боялся, как прежде, заговаривать с воспитательницей и со своей стороны стал оказывать ей знаки внимания, выражал готовность помогать, быть полезным.

Девочка Ира, замкнутая и малоконтактная, не нарушала дисциплину в группе, вела себя спокойно и не привлекала внимания педагога. Но вот как-то Ира дежурила по столовой, несла тарелки. Воспитательница, проходя мимо, нежно погладила ее по голове, девочка радостно улыбнулась в ответ. Ирина мама, забирая дочку, сказала воспитательнице: «Ира говорит, что вы ее очень любите. Спасибо вам!». Воспитательница стала уделять девочке больше внимания, и Ира «оттаивала» на глазах.

 

Андрей любил после посещения цирка, кинотеатра или театра делиться своими впечатлениями об увиденном. Но его родители, занятые своими делами, не слушали мальчика, воспитатели в детсаду тоже не всегда проявляли к нему должное внимание. Ребенок, не имея возможности реализовать свою потребность в общении с окружающими, замыкался, сторонился взрослых и детей, рассказывал о своих впечатлениях игрушкам (мишке, зайцу).

Но вот воспитательница (согласно условиям психолого-педагогического эксперимента) стала внимательнее относиться к Андрею, расспрашивать его о том, где он был, что видел, активизировала его речевую деятельность, ввела мальчика в круг сверстников, предложила детям послушать, как он хорошо умеет рассказывать сказки.

Испытывая эмоциональное благополучие от благожелательности окружающих, мальчик стал активнее в общении, он чаще улыбается, непосредственнее выражает свою радость. Конечно, нельзя сказать, что Андрей полностью изменился: еще отмечаются и определенная скованность, и заторможенность в его действиях, еще не часто наблюдаются гуманные проявления ребенка по отношению к воспитательнице и сверстникам, однако положительные сдвиги в его поведении очевидны.

Таким образом, активное общение между воспитательницей и ребенком имеет большое значение для развития его эмоциональной сферы. Об этом свидетельствуют данные исследований, как советских психологов, так и зарубежных. Так, ученые установили, что влияние одной и той же воспитательницы на детей различно, что сказывается на их поведении.

Было замечено, что воспитательница вступала в контакт с самым приятным для нее ребенком в группе в три раза чаще, чем с наименее для нее симпатичным воспитанником. В результате «непривлекательный» ребенок чаще находился в пассивном состоянии. Если воспитательница обращается только к отдельным детям и не обращает внимание на остальных, то это приводит к отрицательным эмоциям у этих остальных, что, безусловно, вредит делу их воспитания.

Известный советский психолог М. И. Лисина в своем исследовании убедительно показала, что изменение поведения взрослого быстро и резко меняет отношение к нему ребенка, что достаточно бывает малейшей перестройки, и воспитатель убеждается, что ребенок и группа в целом, прежде доставлявшие много хлопот, становятся управляемыми.
Каковы же средства управления деятельностью ребенка, его поведением, чувствами?

 

Мастерство педагогического руководства проявляется, прежде всего, в умении сочетать многообразие средств, методов и. приемов воздействия на детей. Здесь большое значение имеют: характер требований воспитателя к детям (справедливый, обоснованный, последовательный, направляющий); особенности замечаний (необидные, доброжелательные, не унижающие человеческого достоинства); оптимальное соотношение положительных и критических оценок.

В. А. Сухомлинский говорил что опытный воспитатель никогда не допускает уничтожающей оценки. В умном порицании всегда есть оттенок удивления: «Я никогда не ожидал от тебя такого поступка, я считал и продолжаю считать тебя лучше, чем ты сам заявляешь о себе своим поступком». Эти слова не произносятся, но обязательно «читаются между строк» — в этом как раз и заключается искусство порицания... Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты...».

Важная составная часть воспитательного процесса — обращение воспитателя к детям. При этом имеют значение многие аспекты, а именно: содержание, отражающее объективные качества целенаправленной педагогической работы; эмоциональная сторона, включающая разнообразную палитру положительных и отрицательных эмоций воспитателя; воспитательное намерение, заложенное в обращении (оценивающее, информирующее, обучающее); аспект индивидуальных и неиндивидуальных обращений; длительность обращений, которая может быть очень различной и по-разному распределяться среди детей; частота обращения к одному ребенку или нескольким детям.

Перечисленные аспекты и определяют характер воспитательных воздействий в детском саду. Связи между педагогом и ребенком должны быть достаточно эмоциональными, чтобы влиять на настроение воспитанника и его готовность к действиям.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы