Все дети из семей третьей группы обнаружили высокий уровень представлений в области взаимоотношений. Но, отвечая на вопрос, почему поступили бы подобным образом, всегда одинаково мотивируют: «Так надо поступать», «Старшим надо уступать».

Наблюдения за детьми этой группы в детском саду показывают, что им свойственна избирательность в общении со сверстниками. Предпочитают общаться с покладистыми детьми, с другими ребятами нередки конфликты, причиной которых является нежелание уступить, подчиниться, подождать. Эти дети никогда не оказывают услугу, помощь рядом находящемуся по собственной инициативе.

 

Трудную для другого ситуацию эмоционально не воспринимают, а только оценивают причину случившегося: «Он побежал сильно и не удержал коробку, она и рассыпалась», «Надо было не прыгать, а обойти лужу, не упала бы тогда». По подсказке воспитателя оказывают помощь, но делают это равнодушно, хотя и точно выполняют поручение. Исключения составляют ситуации, когда ребенок сам является причиной неудачи (нечаянно толкнул товарища, тот рассыпал кубики — помогает ему собрать; наступил на песочный замок — извиняющимся тоном объясняет, что не хотел).

Лично им адресованные поручения воспитателя такие дети выполняют нормально, а на просьбу, обращенную к группе (типа «Ребята, помогите няне принести постели»), не откликаются, если не стоят рядом с воспитателем. В условиях коллективного труда не могут наладить совместных действий, при этом не конфликтуют, а отмежевываются от партнера, занимаясь своим участком работы. Довольны, когда их результаты не хуже, чем у соседа, и озлобляются в противоположной ситуации.

 

Свои обязанности дежурного выполняют обычно неплохо, не внося, однако, ничего от себя, а главное — не контактируют ни с нянечкой, ни с другими дежурными. Никогда не стремятся получить оценку взрослого за свою работу.

Отсюда вывод, что у детей, воспитывающихся в условиях выше рассмотренных взаимоотношений с близкими взрослыми, не складывается, опыт удовлетворения от сделанного другому добра. Правила поведения они усваивают без осознания их моральной ценности, что тормозит становление у них эмоциональной направленности на другого, даже близкого человека.

 

Следующая, четвертая группа семей, составила 26,5 % (6 из 23 семей). Это семьи, о которых воспитатели говорят: «Нормальная семья, типичная сегодня». Между отдельными членами таких семейных коллективов сложились деловые, холодные отношения. У каждого своя жизнь как внутри семьи, так и за ее пределами. Жизнь другого особо не интересует взрослых в таких семьях (если это не затрагивает сугубо личных потребностей и интересов). Столкновения и даже конфликты в таких семьях — дело привычное. О них легко, правда, по-своему, рассказывают дети, да и сами взрослые в беседах с воспитателями, в разговорах с другими родителями.

 

К воспитанию детей в данных семьях относятся как к родительской обязанности, без энтузиазма. В разных вариантах такие родители повторяют: нет времени заниматься детьми. Иногда дети и бывают вместе с родителями (в поездках за город, в гостях, в кино), но и тут они предоставлены сами себе. Большую часть времени дома дети проводят без присмотра: либо гуляют во дворе, либо сидят у телевизора. Забота о духовном развитии ребёнка, его нравственном воспитании почти отсутствует.

Родители четвертой группы семей не придают особого значения наличию у детей гуманных чувств, хотя вполне правильно оценивают соответствующие отношения, но совершенно не задумываются над поступками сыновей и дочерей, которые их не удовлетворяют. Типичная ошибка также: недооценка значения дошкольного возраста в развитии ребенка; отсутствие необходимых психолого-педагогических знаний и интереса к ним (по крайней мере, в период дошкольного возраста детей).

 

Складывается впечатление, что никаких задач воспитательного плана, и тем более требований к себе, взрослому, члены этих семей не имеют. Их поведение определяется складывающимися обстоятельствами.

Например, родители были на собрании, слушали выступление педагога с просьбой принять участие в подготовке ребенка к детскому утреннику. Проходит и два, и три дня, эти родители не подойдут сами к воспитателю. Их нужно специально зазывать и давать конкретные задания. Выполняют они их буквально, не задумываясь ни над чем, если ошиблись, не переделают по собственной инициативе.

Спокойно и легко мотивируют невыполнение тех или иных просьб: «Я совсем забыла!», «Так занята на работе, совершенно нет времени!» Не беспокоит взрослых и присутствие детей при этом. Часто по их инициативе ребенок выдумывает причину невыполнения домашнего задания. Характерным для взаимоотношений с ребенком в данных семьях является то, что взрослые выдают ребенку все «что придет в голову».

 

Тут почти нет одинакового поведения в типичных ситуациях. Все определяется настроением: в плохом настроении мама отругает за грязное платье; в хорошем — поворчит и даст чистое; под хорошее настроение папа просто наведет порядок в детской, поговорит при этом мирно; в плохом же расположении духа — поднимет бучу, заставит ребенка после долгого назидания всё сделать самому.

Даже естественная родительская забота о здоровье не сопровождается сочувствием, сопереживанием: жалеют, ругая, часто используют назидания впрок, запугивания. Взрослые довольны, когда дети подолгу занимают себя сами, их раздражает постоянное обращение детей за советом, с вопросами.

О совместных делах взрослых и детей в семьях данной группы нет и речи. Родители считают, что это лишь создает им дополнительные трудности, а дошкольнику ничего не дает: «Вырастет — научится чему надо».

Получить данные для такой характеристики внутрисемейных взаимоотношений между взрослыми и детьми с помощью арсенала используемых методических приемов мы еще смогли. Гораздо сложнее было с проведением запланированного естественного эксперимента в условиях семьи.

Даже в случаях, когда взрослые соглашались выполнить наше домашнее задание, сразу было видно, что оно не будет организовано, как задумано нами. Писать взрослые совершенно не хотели, можно было лишь «вытянуть» с трудом кое-какие устные объяснения, «поймав» их через несколько дней после получения задания.

Нам удалось провести с родителями данной группы эксперимент по выполнению ребенком задания в присутствии одного из родителей. Помимо этого, каждого взрослого дважды удалось вовлечь в организацию «дня добрых дел», что позволило наблюдать характер общения родителей и детей в условиях, приближенных к естественным.

 

Полученные данные дают основание охарактеризовать особенности проявлений эмоционального отношения детей к близким взрослым. У четырех детей отмечена четко выраженная нерасположенность к общению с родителями. В ситуации выполнения задания в присутствии папы или мамы эти дети вели себя совершенно независимо от взрослого. И хотя родители сами не особенно активно включались в процесс выполнения ребенком задания, а больше высказывались по содержанию того, что видели в действиях ребенка, и давали привычные оценки их поведения и недостатков (типа «Он всегда спешит куда-то, ничего не думает», «Другие сумели выполнить это, а ты что же...»).

 

Двое из четырех, выполнив задание, особой радости внешне не выражают, но во взгляде — явное удовлетворение. Одна мама одобрила деятельность своего сына так:

«Постарался и сделал правильно», а другая никак не отозвалась на завершение работы. В ответ на эмоциональное одобрение воспитателя дети реагировали оживлением; еще раз поправляли сложенную картинку, улыбались родителям.

Двое других детей из этой группы тоже вначале не реагировали на присутствие взрослого рядом. Однако фразы родителей по поводу неудачных проб их задевают все сильнее и в результате назревает конфликтная ситуация. Вмешивается воспитатель: «Ты, Сережа, не торопись. Вначале внимательно посмотри на образец, разберись»; «Галя, а ты не сердись, так блюдце не получится.

Начни сначала, посмотри внимательно на целое и запомни узор, потом его в кусочках найди и сложи». Это повлияло и на взрослых, они перестали вмешиваться в работу детей. Но Галина мама всё же сказала: «Вот так всегда «фыркает», злится и много ошибок делает. Капризная она очень». Девочка обиделась и больше ни слова не захотела сказать и воспитателю.

 

В ситуациях участия в совместной с детьми деятельности в детском саду в «дни добрых дел» родители данной группы обнаружили полное неумение по-настоящему работать вместе со своим ребенком. Причем их сыновья и дочери не выразили никакой радости по поводу самого прихода взрослого на занятие в детский сад (в то время как дети из первой и второй групп выражали бурную радость уже при появлении своих родителей, с этой минуты все внимание их только и было адресовано близким). Дети не стремились быть рядом с родителями, могли отойти и заняться совершенно другим делом.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы