Иными стали и разговоры с сыновьями и дочерьми при вечерних встречах в детском саду. Взрослые интересовались, с кем и во что играет ребенок. И дети стали реже жаловаться на сверстников. Все чаще взрослые наблюдали за игрой ребят, вмешивались в их разговоры, выясняли их мнения по поводу разных ситуаций, с интересом выслушивали все объяснения, чаще расспрашивали воспитателя, как играет сын или дочка с друзьями, не обижаются ли на них дети, есть ли у них постоянные товарищи.

Постепенно взаимоотношения родителей и педагогов становились все более открытыми и доверительными, что создавало почву для единства воспитательных воздействий. По-другому складывались отношения с детьми родителей третьей группы. Почти все они пытались выполнить наши домашние задания и с удивлением обнаруживали, что дети не реагируют на «просительный», ласковый тон

. «Надо, наверное, порезче давать распоряжение, тогда помнить будут и выполнять»— делились они своими соображениями. Рекомендации были такими: систематически прибегать к просьбам в адрес ребенка и всегда в эмоционально выразительном ласковом тоне, проявлять выдержку, не переходить к приказам и нравоучениям.

 

Прежде всего пришлось подчеркивать в каждой беседе значимость переживания ребенком каждой ситуации взаимоотношений. Мы старались находить возможность еще и еще раз демонстрировать на примерах разные реакции детей на изменение взаимоотношений с окружающими: на глазах меняется поведение ребенка в момент конфликта со сверстниками в ответ на ласковое обращение взрослого («Славик, пожалуйста, уступи ему на время эту машину, пусть подвезет тебе еще свежего песка, пока ты тут построишь»).

Оля огорчилась, что не смогла получить главную роль в игре «Лото», надулась и стала в сторонке. Воспитательница взяла «неудачно» книги, уронила одну возле Оли: «Ой, Оля, помоги, мне, пожалуйста! (Девочка, не глядя, подает книгу.) Спасибо! Пойдем со мной, поможешь мне, тут одну книгу надо подклеить. Вот посмотри, какой бы по цвету листик сюда подошел? Ну-ка, подыщи...» Постепенно девочка развеселилась, с удовольствием работает с воспитательницей. «Вот умница, как красиво отремонтировала книгу. А расстроилась из-за пустяка.

Вот теперь мы пойдем и попросим Сашу, чтоб дал тебе побыть главным. Он уже поиграл. Ты сама сможешь попросить или мне за тебя сказать?»— воспитательница ласково смотрит на Олю. Девочка молчит, но потом сама договаривается с Сашей.

В условиях детского сада пытались организовать возможные ситуации так, чтобы родители проявили максимум выдержки и терпения в организации совместной деятельности с детьми. Руководство осуществлял педагог. Мы стремились, чтобы каждый взрослый увидел способность ребенка эмоционально откликаться на доброжелательное, эмоционально окрашенное отношение к нему. После этого становились понятными наши рекомендации по организации взаимоотношений, стимулирующих положительные переживания ребенка.

 

И все же в семьях третьей группы наши рекомендации внедрялись с большими трудностями, и основной причиной было, по признанию самих взрослых, их неумение перестроиться, изменить привычный способ руководства детской деятельностью (они привыкли указывать, пресекать, поучать, а не убеждать, разъяснять).

Родители четвертой группы практически не выполнили наших домашних заданий. В работе педагогов с данными семьями была принята установка на максимальное использование различных способов вовлечения их в жизнь дошкольного учреждения, с тем, чтобы они видели, как воспитатель организует деятельность с детьми, каких результатов стремится достичь и как при этом чувствуют и ведут себя дети.

 

Кроме того, было проведено контрольное целенаправленное наблюдение за каждым ребенком в моменты его общения с близкими. Оно показало, что и во взаимоотношениях отдельных взрослых с детьми и в поведении самих детей несмотря на невыполнение заданий все-таки произошли определенные сдвиги в положительную сторону.

Особой популярностью пользовались у взрослых и детей «дни добрых дел» и совместные вечера отдыха. Именно они оказались одной из самых эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи в решении задач нравственного воспитания. Каждая встреча открывала детям что-то новое в жизни взрослых. Скажем, дети и не подозревали, что Славин папа умеет так интересно рассказывать о трудовых буднях пожарной охраны.

Много полезных советов дал он ребятам. Кое-кому пришлось сознаться в том, что иногда нарушает дома простые правила противопожарной безопасности. За беседой отремонтировали игрушечную пожарную машину и «скорую помощь». С нетерпением ждали дети, когда Славин папа сможет зайти в сад в парадной форме. У мальчиков появился новый друг. А Слава еще больше полюбил свой детский сад и всегда с радостью спешил к своим товарищам.

 

Таниного папу дети знали давно. Он чаще всех оказывался рядом и на площадке в детском саду, и дома, во дворе. С ним интересно мастерить, строить песочные волшебные замки. Но не менее интересно было узнать, что дядя Коля — токарь самого высокого разряда, ударник коммунистического труда. Он умеет изготовить самую маленькую и точную деталь.

Ребята и дома рассказывали близким о Танином отце. И вот Олег утром спешит поделиться новостью: «А мой папа с дядей Колей на одном заводе работает. Так он рассказывал, что никто так не может точно выточить деталь, как он. Его все конструкторы очень любят, с ним часто советуются, как лучше что придумать». Все эти мероприятия заметно повлияли на характер взаимоотношений детей друг с другом.

Они стали больше общаться, у них чаще возникало желание поделиться новостью с товарищем, они приносили для обыгрывания из дому свои новые игрушки. Разнообразнее стали игровые группы, сговорчивее партнеры, увлекательнее игры. Каждый приход родителей в детский сад ребята встречали радостно, готовы были заняться любым делом, лишь бы вместе со взрослыми. Все были внимательны, предупредительны и вежливы друг к другу в общении. Очень часто дети не хотели расставаться вечером, просили разрешения еще поиграть на площадке.

Совместные вечера отдыха, где дети и взрослые были равными участниками во всех затеях, доставляли детям ни с чем не сравнимое удовольствие. Казалось, никто не упускал малейшей возможности доказать свою любовь к близкому взрослому.

Не менее ценными уроками были подобные встречи и для родителей. Многие открыли для себя жизнь детского сада заново, с интересом вникали во всё происходящее. Другими увидели многие родители и своих детей. Им открылось конкретное содержание детских забот, интересов, переживаний. Так, родители Андрея, как правило, не откликались на предложения педагогов о сотрудничестве, оправдываясь обычными отговорками, что времени нет, что они не умеют и т. д.

 

В одной из бесед воспитательница рассказала детям о том, какую работу выполняет мама Андрея в цеху, кому нужен ее труд и как он ценится на заводе. На другой день вечером мама подошла к воспитательнице: «Вчера Андрей весь вечер только и рассказывал о моей работе. Он больше о ней знает, чем я сама. Я и не думала так никогда, как он мне рассказал». Беседа между родителями и педагогом получилась задушевной и полезной. С этого времени мама и папа Андрея всегда откликались на предложения воспитателя, присутствовали на всех мероприятиях в группе.

Воспитатели старались найти для них посильные поручения. При этом создавалась естественная ситуация для демонстрации способов речевого общения с ребенком, что очень важно для данной категории родителей. Медленно, но все же становились надежными союзниками и такие родители. Как уже было отмечено, формирующая часть исследования была направлена на семьи, отнесенные ко второй, третьей и четвертой группам. Но готовность всех родителей, прежде всего первой группы, откликаться на наши предложения сотрудничать очень скоро дала ощутимый результат: поведение детей изменилось, значительно возросла их активность во всех проводимых в детском саду мероприятиях.

 

Дома, как отметили взрослые, ребята тоже стали внимательнее ко всему, что происходит вокруг, старались вникать во взрослые дела, просили дать им участок работы в общем деле. Всё, что их волновало за день, стремились обсудить дома. Заметно изменились и дети второй группы. Проводимая педагогами работа сблизила их со сверстниками, они почувствовали удовольствие от многообразных контактов с ними, делились этой радостью с близкими.

Менее заметными были изменения в поведении взрослых и детей третьей группы. Единственно бесспорным достижением было то, что взрослые, когда приходили в детский сад следили за собой, старались быть внимательными к детям, хотя и не всегда у них хватало терпения.

 

Некоторые родители сетовали на то, что потепление отношений с детьми повлекло за собой частые пререкания детей в ответ на требования, которые ранее не нарушались («Оставь игру, и собирайся спать», «Поторопись, мне некогда долго ждать»). Однако, как показали специальные беседы, это не были проявления капризов или упрямства. Дети пытались отстоять свою позицию, проявить настойчивость в достижении поставленной цели. Мы склонны рассматривать подобные проявления как положительные новообразования в поведении дошкольников (как осознанное отношение к предъявляемым им требованиям). Именно такой путь ведет к усвоению норм взаимоотношений между людьми. Разбор ситуаций показал, что в большинстве случаев неправильно вели себя взрослые. Именно их невнимательное, нетерпеливое отношение спровоцировало проявление невежливости со стороны ребенка.

Анализ эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье подтверждает правомерность сделанных нами предположений о том, что гуманные чувства дошкольника в условиях семейного воспитания проявляются в таких формах взаимодействия, при которых отношения взрослого с ребенком предполагают двусторонние эмоциональные контакты.

Обязательный компонент при этом — соответствующий настрой взрослого, его умение дать сыну или дочери почувствовать его заинтересованность, готовность сопереживать, а со стороны ребенка — радость от общения с родными, гордость за свое участие во «взрослом деле». Эмоциональные переживания приобретают побудительную силу и служат движущими мотивами поведения дошкольника. Он чувствует, что является предметом заинтересованности близких ему людей.

 

В итоге не только закрепляется чувство удовлетворения от настоящего внимания к себе (как личности) со стороны близких, что углубляет детскую любовь к ним, но и значительно обогащается содержание этого чувства под воздействием радости, испытываемой от ответного внимания родных. Именно в условиях двусторонних эмоциональных контактов и формируется настоящая любовь к родным и близким.

Старшие дошкольники, воспитывающиеся в условиях таких взаимоотношений в семье, уже способны вполне осознанно действовать в пользу другого, и не только близкого взрослого. Отсутствие опыта подобных переживаний значительно тормозит развитие потребности в эмоциональных контактах, а, следовательно, и механизма гуманных проявлений дошкольников.

 

Нравственные чувства и нравственные потребности ребенка являются результатом его воспитания, жизненного опыта. Но, как свидетельствуют данные наших исследований, уже у старших дошкольников складывается разный опыт взаимоотношений с окружающими его взрослыми. Проявления гуманного отношения ко взрослым отмечены у дошкольников, воспитывающихся в семьях, где созданию у ребенка опыта эмоционально-нравственных взаимоотношений уделяется специальное внимание.

 

У этих же детей зафиксирована полнота нравственных и эстетических представлений (соответственно возрастным требованиям) об отношении к окружающим (первая группа). В любых условиях поведения в семье эти дети не могут пренебречь усвоенными нравственными нормами. А в силу того, что всякий раз сделанное ребенком доброе дело в семье положительно оценивается окружающими и обязательно вызывает у него чувство морального удовлетворения, подобное поведение становится устойчивой привычкой и на его основании постепенно формируется потребность проявлять заботу о рядом находящемся человеке.

Необходимо создавать такие ситуации общения ребенка с родными в семье, когда забота взрослых о младшем члене семьи обязательно сочетается с переживаниями адекватного ответного отношения ребенка ко взрослым. Подобные ситуации обязательно нужно строить, чтобы формируемые переживания были значимыми для дошкольника. Речь идет о воспитании через эмоциональное воздействие.

Это процесс сложный и, главное, очень тонкий. Эмоции должны стать мощным стимулом деятельности. Задача состоит в том, чтобы вовремя надлежащим образом формировать чувства личности, «косвенно, опосредованно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются».

Воспринимая то или иное отношение (оценку) взрослого, ребенок испытывает аналогичное характеру этой оценки психологическое состояние — положительное (приятное) или отрицательное (неприятное), удовлетворение «беспредельной потребности в любви» (Л. Толстой). Любовь не должна быть слепой, уродующей характер ребенка, бездумно потакающей детским капризам.

Лишь разумная любовь родителей к детям является могучим средством нравственного воспитания. Только в практике реальных отношений близких взрослых и детей и познается, и воспитывается любовь друг к другу. Основным признаком такой разумной любви родителей к детям является сочетание эмоционально насыщенного положительного отношения к ребенку с требовательностью к его соразмерному поведению. Гуманные чувства нужно культивировать в детях и возможно это лишь в условиях полноценной родительской любви к ним.

 

Как свидетельствуют наши специальные наблюдения, именно в процессе такого общения путем восприятия тех или иных эмоциональных проявлений взрослых и создаются наиболее благоприятные условия для развития способности к самостоятельному проявлению ребенком положительного отношения к близким.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы


  • соблазнение-легко.рф

    Если стесняетесь начать разговор с красоткой, на соблазнение-легко.рф запишитесь на лучший тренинг.

    соблазнение-легко.рф