Родителям важно помнить, что существенные сдвиги в поведении ребенка происходят только тогда, когда создаются условия для повторного проявления выдержки. Проходит три недели. Дядя с Сережей опять на той же горке. Мальчик, съезжая с нее, нечаянно опрокидывается. Встает он медленно, с обиженным лицом и вот-вот заплачет. Дядя спешит крикнуть: «Вот молодец, упал и не заплакал. Как большой!» Мальчик, слыша это, застывает. Его лицо медленно проясняется. Он опять поднимается быстро на горку, садится на санки и - вниз, нарочно опрокидывается и кричит весело: «Смотри, я не плачу!» Через несколько минут Сережа, спускаясь с горки, наезжает на кирпичи и, перекувырнувшись три раза, увязает в сугробе. Все лицо, руки, с которых слетели варежки, в снегу. Поднимаясь, хмуро говорит: «Больше не будем кататься», - направляется, прихрамывая, в сторону дома. - «Тебе что - больно?» - спрашивает дядя. - «Я все равно не плачу», - отвечает мальчик, а сам крепится, чтобы не заплакать, и выдерживает.


Вскоре мальчик начал проявлять выдержку в самых различных ситуациях без напоминаний взрослых. Но однажды, сильно ударившись головой о дверную ручку, он заплакал. На замечание дяди: «Ты что, плачешь?» - он сердито начал кричать: «Не смотри! Не смотри!» Ему было неловко проявлять свою слабость. Таким образом, главное в воспитании выдержки у малышей научить их терпеть и ждать, самостоятельно преодолевать препятствия на пути к цели, вырабатывать у них уверенность в своих силах, эмоциональную устойчивость к различного рода «неприятным» воздействиям. Надежный союзник в воспитании выдержки у детей - развивающееся у них чувство собственного достоинства.

 

 

Самостоятельность у детей не возникает вдруг. Она вырастает из медленно накапливающихся простейших привычек вести себя самостоятельно с самого детства. Поэтому развитию активности и инициативы ребенка, выработке у него привычек самостоятельно выполнять те или иные действия должно быть уделено серьезное внимание.


Правда, по отношению к маленькому ребенку понятие «самостоятельный» как будто бы не очень подходит— ведь он еще во всем зависит от взрослого, постоянно нуждается в его помощи и поддержке. А на самом деле это не совсем так. Кое в чем малыши могут быть самостоятельными. Посмотрите на шести-семимесячных детей. Как они не похожи друг на Друга: одни подолгу играют без участия взрослых, сами засыпают, остаются одни в комнате, другие не умеют самостоятельно играть, засыпают только при укачивании и т.д. Почему между ними такие большие различия?
Потому что они по-разному воспитываются. Чересчур опекаемые дети начали удовлетворять все свои желания только с помощью взрослых, те же малыши, кому предоставлялась возможность преодолевать маленькие трудности, уже приобрели некоторые навыки самостоятельности. А с таких мелочей начинается большое дело - воспитание характера. Некоторые родители, к сожалению, забывают об этом, а когда спохватываются, уже, оказывается, поздновато - ребенка надо перевоспитывать.

В воспитании самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста так называемые «мелочи» имеют особое значение. Здесь важно умение взрослого правильно оценить возможности ребенка на каждом возрастном этапе его развития и, исходя из этого, активизировать его самостоятельные усилия.


Вот у пятимесячного малыша выпала из рук погремушка. Как быть? Поднять ее и вручить ребенку или немного подождать?

 

 

Ведь погремушка лежит рядом, ребенок может достать ее сам. Вот малыш беспокойно повернул головку в одну, в другую сторону и увидел, где лежит пропажа.

Энергичное движение всем тельцем - и он на боку, с кряхтением и сопением подтягивает к себе игрушку.


Возможно, ребенок поплачет от досадных неудач, но у него хватит упорства еще и еще раз возобновлять свои попытки, если привык к тому, что взрослые не приходят к нему сразу на помощь.

Известно, что дети по природе своей активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить своей назойливой опекой.

Кому из родителей незнакомо настойчивое стремление двух трехлетних детей к самостоятельности! «Я сам, я сам», - твердят они каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на них рубашку, колготки, вытирают им нос, кормят с ложки и т. д. Нередко малыши принимаются подметать пол, убирать со стола, поливать цветы и даже пытаются мыть посуду, стирать. Нужно всемерно поддерживать эти первые росточки самостоятельности и инициативы детей.


Что значит - поддерживать инициативу самого ребенка? Это отнюдь не означает, что ему нужно предоставлять полную свободу действий. Ведь первые проявления самостоятельности детей очень неустойчивы, преходящи. Ребенок старается самостоятельно выполнять только те действия, которые для него новы, еще не освоены. Он может несколько раз подряд горячо взяться шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пальто, завязывать и развязывать шарфик и т. д. Но очень скоро все это ему надоест. Теперь он хочет заняться новым делом - и только. Поэтому можно сказать: детское требование «я сам!» - это еще только начало дела Для воспитания самостоятельности важно уметь пробуждать у ребенка такие мотивы, которые заставляли бы его выполнять уже знакомые действия каждый раз, когда это необходимо.

 

 

Ребенок с удовольствием выполняет известные действия, когда они включены в интересную для него, например, игровую деятельность, если они занимательны. Однако приходится прибегать и к иного рода воздействиям. Например, предъявлять малышу определенные требования до тех пор, пока он не привыкнет их выполнять без напоминания. Только систематическими требованиями можно приучить ребенка самостоятельно умываться, убирать игрушки, аккуратно складывать одежду перед сном и т. д.

Все эти действия необходимо повторять ежедневно, и они, конечно, не привлекают ребенка своей новизной. Один из важнейших мотивов формирования самостоятельности у детей - их стремление к самоутверждению. Как отмечалось, это стремление проявляется очень рано. Уже в два с половиной - три года малыши, желая показать, что они «большие» и «хорошие», пытаются оказать помощь взрослым в домашней работе, пробуя вытирать стол, мыть посуду, подметать пол и т. д.


Вите три года семь месяцев. Его перевели из яслей в детский сад. Он гордится этим - значит, большой стал. А большие не ходят за ручку с родителями. Поэтому, когда по дороге пройден последний поворот и показывается калитка детского сада, он каждый раз обращается к папе: «Дальше я пойду один. Я не хочу идти за ручку, не маленький же». Через некоторое время он начинает оставлять папу уже за углом и гордо идет дальше самостоятельно - совсем как «большой». В воспитании самостоятельности ребенка большое значение имеет правильное использование оценочных воздействий, рассчитанных на пробуждение детского чувства собственного достоинства, умение опереться на «опережающую гордость» малыша. Самое главное, чтобы работа в этом направлении велась с ребенком не от случая к случаю, а систематически, пока у него не выработается нужное отношение к делу.

 

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы