Алик - ему три года пять месяцев - не любит самостоятельно одеваться и раздеваться. Вот и сегодня, когда папа ему сказал: «Алик, пора спать, раздевайся», он лениво ответил: «Я хочу, чтобы мама меня раздела». Тогда папа обращается к маме: «Я вчера ходил к Мише. Вот молодец! Сам одевается, сам раздевается. Ты видела, как быстро Миша одевается и раздевается?»— «Да, видела, - отвечает мама. - Миша хороший мальчик: все делает сам, как большой». - «Я тоже умею раздеваться, - говорит Алик, внимательно слушавший разговор родителей. - Вот посмотрите!» - и поспешно стягивает с себя рубашку. А утром папа уже не ждет, как поведет себя сын, а сразу же создает необходимую психологическую атмосферу: «У вас в садике кто самый хороший, самый большой мальчик— все сам умеет делать: и одеваться, и раздеваться?» - обращается он к Алику. - «У нас хорошие мальчики Саша и Вова», - отвечает тот. Сразу же вслед за этим начинается подъем, и Алик принимается за одевание. - «Видите, как я тоже одеваюсь сам. Я же большой», - говорит он, довольный.


На следующее утро, когда Алик еще лежал в постели, папа сказал маме: «Наш сын уже сам умеет одеваться. Сейчас он встанет и быстро оденется». Алик прислушивается к этому разговору, радостно улыбается. Но мама отвечает: «Он, наверно, не может без помощи одеваться, еще маленький». Мальчик тут же вскакивает с постели и кричит с задором: "Смотри, как я одеваюсь!" И через пять минут он, гордый собой, стоит перед мамой в брюках и рубашке.


Как мы видим, желая быть «большим» и «хорошим», Алик каждый раз с усердием пытается самостоятельно одеваться и раздеваться. Но надо учесть, что его детская гордость еще только зарождается. У него еще нет устойчиво-эмоционального отношения к определенным поступкам как к достойным или недостойным. Поэтому завтра он может отказаться от выполнения тех дел, которыми гордился сегодня.

 

 

В таких случаях положительные результаты могут быть достигнуты путем воздействия на ребенка отрицательной оценкой. Это вновь пробуждает у него желание показать себя с положительной стороны, восстановить утраченную «честь» в глазах взрослых.


Алик не хочет надевать сам носки. Напоминания папы о том, что он уже большой, сам все может делать, не действуют на него. Наконец, папа недовольно говорит: «Ты, оказывается, совсем еще маленький. Смотрите,— обращается он к присутствующим, - Алик до сих пор не может без помощи других носки надеть. Его надо в ясли перевести - он, как маленький». Мальчик смущается, но так и не надевает сам носки.


Через несколько часов, когда наступает время сна, Алик без всяких напоминаний начинает раздеваться, аккуратно складывает вещи на стул. «Видите, я же сам умею. А вы говорите, что не умею одеваться и раздеваться»,— замечает он родителям. - «Кто умеет, тот всегда сам все делает», - говорит мама. - «Я тоже всегда могу одеваться и раздеваться», - отвечает ей Алик. Но злоупотреблять отрицательной оценкой по отношению к трех-четырехлетним детям вредно. Эта мера применима лишь в тех случаях, когда воспитатель уверен, что малыш отнесется к этому как к временной неудаче и сохранит стремление быть «хорошим» в глазах взрослых. Надо щадить самолюбие ребенка и заботливо взращивать первые ростки его человеческого достоинства и гордости.


. Нередко проявлению активности и самостоятельности ребенка мешает его плохое настроение В таких случаях приходится пробовать различные средства воздействия, чтобы найти необходимый «ключик» к малышу. Алик сегодня вечером почему-то не в духе. Никак не хочет самостоятельно раздеваться.

 

 

Обычные средства воздействия не дают видимого эффекта. Тогда папа говорит: «Я был в нашем садике и видел, какой молодец Витя. Мария Степановна (заведующая) сказала: «Витя хороший мальчик, всегда сам одевается и раздевается». Это заинтересовало Алика. «А про меня что она сказала?»— спросил он, оживляясь. - «Про тебя она тоже сказала, что ты всегда сам все делаешь». - «Да, папа,— удовлетворенно подтвердил малыш. - Я всегда сам все делаю. Смотри!» - И он быстро начал раздеваться.


Малыш обычно хочет быть похожим на положительных персонажей прочитанных книг. Взрослые и сами могут сочинять коротенькие дидактические сказки и рассказики, положительные герои которых обладают как раз такими, достоинствами, каких недостает ребенку.
И напротив, непривлекательных действующих лиц следует наделить характерными для малыша недостатками: пассивностью, неумением делать что-то, несамостоятельностью, ленью и т. д. Пятилетнему Алику папа вчера рассказал сказку о дяде Степе, умеющем все делать хорошо и быстро, и Ниф-Нифе - ленивом маленьком поросенке. Сегодня утром, увидев, что мама уже встала, Алик вскочил с кроватки, говоря: «Папа, смотри, как я сейчас быстро оденусь.
Догоню маму. Я же, как дядя Степа, да? Яне залеживаюсь в постели», - и начинает торопливо одеваться. Надев колготки, замечает: «Ниф-Ниф был такой лентяй! Утром просыпается и говорит: «Я еще по-ле-жу-у, я не хо-чу-у вста-вать, не хочу-у одеваться»,— «Да, он был лодырь и одеваться сам не хотел - отвечает рапа. - Ты вот быстро надел колготки и сразу же берешься за рубашку, брюки, чтобы не возиться долго». Услышав эти слова, Алик спохватывается и действительно начинает поспешно надевать рубашку и брюки.


Привыкнув самостоятельно одеваться и раздеваться, ребенок нередко выражает недовольство, когда взрослые мешают ему в этом.

 

 

Утром встали поздновато, и надо было спешить. Алик, как обычно, начал собираться в детский сад. Когда очередь дошла до шубы и шапки, папа почти силой стал надевать их на мальчика, вопреки его желанию одеться самому. Вышли на улицу.
Обиженный Алик долго шел молча. И наконец, обратился к отцу: «Папа, ты думал, я не смогу сам одеться?» - «Нет, не думал. Я знал, что ты сам умеешь. Ты всегда одеваешься сам». «А почему тогда не дал мне одеваться самому?»— не унимается малыш. - «Мы очень спешили, и я тебе немножечко помог. Теперь уже всегда сам будешь одеваться», - успокаивает его отец.

В другой раз, опять в связи со спешкой, пришлось мальчику одеваться с помощью мамы. В это время вошел сосед: «А я думал, ты уже сам умеешь одеваться»,— сказал он. От этого замечания ребенок так расстроился, что даже заплакал от смущения и обиды: «Я не просил маму одевать, я сам могу». И долго еще всхлипывал. Некоторое утешение доставили ему лишь слова мамы о том, что он еще не надел ботинки и куртку.


Эти примеры говорят о том, что теперь ребенок относится к проявлениям самостоятельности эмоционально, оценочные суждения взрослых дали свои плоды.

Формирование самостоятельности ребенка осуществляется более успешно, если родители умеют использовать достижения самого малыша для дальнейшего воздействия на его поведение. Четырехлетний Алик засыпает лишь тогда, когда с ним рядом родители. Ссылки на то, что он уже большой мальчик, должен засыпать без мамы и папы, не производят на него никакого впечатления. Как только взрослые отходят от кроватки, он пускается в рев. Не помогли также поучительные сказки. Перелом в его поведении произошел после следующего случая. Витю давно приучали самостоятельно умываться.

 

 

Но успехи его в этом были скромными. Особенно пугало его мыло. Но однажды он набрался храбрости и вымыл лицо с мылом. Какое это было торжество для него! Еще с мокрым лицом, восторженный, он вбежал в комнату и выпалил: «Папа! Мама! Я вымыл лицо с мылом! Закрыл глаза и вот так вот вымыл (показывает)! Я уже большой, да?» И долго он еще говорил о своем «подвиге», сияющий, то и дело повторяя: «Я большой, правда?»
И все охотно подтверждали это. В этот же день, когда наступило время ложиться спать, папа сказал ему: «Ты, сын, большой уже. Начал сам мыть лицо с мылом. Молодец! Но если ты и в самом деле большой, то, наверно, уже уснешь один, без мамы. Это маленькие одни не засыпают, плачут. Ты маленький еще или уже большой?»


— «Нет, я уже большой», - уверенно отвечает Витя.

— «Может быть, ты еще не очень большой и не уснешь один, хоть и вымыл лицо с мылом?» —сомневается папа.

—«Нет, я большой,— утверждает Витя.

—Я сам лягу, без мамы и плакать не буду. Вот увидишь!»

Долго ворочался он в постели и, наконец, уснул, так и не попросив маму подойти.

Важно отметить, что воспитать самостоятельность у ребенка невозможно, если он не обладает необходимыми в его возрасте умениями и навыками. Нередко можно наблюдать такую картину. Малыш хочет что-то сделать сам, но у него ничего не получается.
Несколько раз попытавшись преодолеть препятствие и испытав неудачу, он бросает начатое дело. Все равно ничего не выйдет. Это надолго может вселить в ребенка неуверенность в свои силы. Поэтому выработка тех или иных навыков, умений - непременное условие формирования самостоятельности у детей. Однако здесь возникает одно серьезное «но» которое часто приводит, в смущение неопытных родителей: малыши очень медленно и с большим трудом приобретают умения и навыки. Ребенок, прежде чем вымыть руки, может перепачкать всю свою одежду, а взявшись застегивать пуговицы рубашки, просидеть полчаса и ничего не сделать.

 

 

А взрослые обычно всегда спешат. Им значительно проще и быстрее самим сделать все за малыша - помыть его, одеть, накормить и т. д. В результате ребенок может вырасти беспомощным существом. Дело еще более усугубляется в тех семьях, где дети ясельного и младшего дошкольного возраста полностью освобождаются от домашнего труда. Конечно, о возможности включения двух трехлетних детей в серьезную трудовую деятельность говорить не приходится.


Но первые трудовые навыки, умение содержать в надлежащем порядке свои игрушки, поливать цветы, мыть посуду, выполнять простейшие поручения взрослых (принести, отнести) дети начинают приобретать именно в этом возрасте.

Навыки и эмоциональные впечатления, связанные с такого рода трудовой деятельностью, безусловно, накладывают отпечаток на развитие воли и трудолюбия ребенка в последующие годы. Поэтому недооценку роли трудового воспитания в развитии самостоятельности ребенка, как и его личности в целом, нельзя оправдать.


Дети вырастают самостоятельными лишь в тех семьях, в которых взрослые, не жалея сил и времени, шаг за шагом терпеливо вырабатывают доступные ребенку данного возраста умения, используя для этого каждый удобный случай. Опытные родители начинают обычно с малого: оказывают ребенку своевременную помощь (показывают, объясняют, как можно и нужно сделать что-либо), контролируют его первые самостоятельные усилия, не давая ему заигрываться, подолгу возиться с одним и тем же делом. Только таким образом у ребенка вырабатываются навыки самообслуживания и различные умения, без которых малышу трудно быть самостоятельным.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы