Витя двух с половиной лет - единственный ребенок в семье, привык ничем не делиться с кем-либо. Он присваивает себе буквально все, что понравится.

 

 

Взять из его рук что-нибудь из этих предметов совершенно невозможно, не приведя его в ярость. Словом, характерный для многих детей этого возраста «эгоизм» у него в полном расцвете.


«Сын, дай мне морковку, у тебя много», —- говорит папа. «Нет, не дам, - отвечает Витя, - сам буду есть»,— и прикрывает ручками пучок моркови. Папа, шутя, откусывает одну из них - ребенок сердито надувает губы, чуть не плачет. Тогда папа обращается к маме: «Дай, мама, пожалуйста, одну морковку».


Она тотчас исполняет его просьбу.

«Спасибо! Вот какая у нас мама хорошая», - и папа целует ее. Проходит две-три минуты, и малыша, наблюдавшего молча за родителями, будто подменили.

Он обращается сам к папе: «Папа, на морковочку! Мама, я тебе тоже даю», - и, ободренный похвалой, весело улыбаясь, отдает папе и маме весь пучок моркови. Через неделю наблюдается аналогичная картина. Мама принесла финики. Ребенок завладевает пакетом и никому не дает ни одного финика.


Просьбы и доводу не помогают. Но после того, как папа обратился к маме с просьбой дать ему конфеты и, получив их, хвалит ее за доброту («мама хорошая, не жадная»), мальчик охотно раздает финики, несмотря на то что их никто у него уже не просит.

Подобные ситуации продолжают повторяться. Проходит пять месяцев. За это время поведение малыша почти не изменилось. Получив что-нибудь вкусное, он ни с кем не поделится до тех пор, пока на него не воздействуют косвенной оценкой - не похвалят кого-нибудь за щедрость. За это время с ним проводились также беседы. Витя уже начал гордиться тем, что он «не жадный». Однако, как только нужно практически проявить свою «нежадность», первый его порыв отрицательный - он отказывается уступать.

 

 

Но иногда все же достаточно сказать ему: «Ты же не жадный», или: «Хорошие мальчики всегда дают другим», или просто: «Ты что?»— и он изъявляет желание отдать то, что у него просят.


Это шаг вперед в его поведении. Теперь достаточно напомнить ребенку, как может быть оценен его поступок, и он действует в соответствии с положительно оцениваемым образцом (хотя и не очень охотно и не всегда). Однако без такого напоминания ребенок еще не проявляет щедрость. Он ведет себя так, будто не может представить, что следует дальше, как будет оценено его поведение присутствующими людьми.

Поворотным моментом в дальнейшем поведении Вити оказался следующий случай.


За столом сидят пама, мама и Витя. Перед ними тарелки с пельменями. Мама хочет воспользоваться соусом из блюдечка, которое стоит недалеко от мальчика, но тот прикрывает его рукой: «Нет, не надо, это мой». Папа: «Дай маме соус, ты же не жадный». - «Нет, не дам», - ребенок решительно пододвигает блюдечко к себе. Тогда папа прибегает к испытанному приему: встает из-за стола, приносит соус и наливает маме. «На, мама, я не жадный. Пусть Витя ест один, ты не бери у него, он - жадный, нехороший». Мама демонстративно благодарит папу.


«Я с жадными не хочу есть», - добавляет она Эффект от этой сцены оказался настолько сильным, что ребенок сразу меняется в лице, становится угрюмым, прямо-таки несчастным, перестает есть. Затем почти целый час ходит расстроенный, ни с кем не заговаривая. Наконец, папа обращается к нему: «Ну, ты больше не будешь жадным? Ты же всегда был хорошим мальчиком, правда?»


Витя будто этого только и ждал: «Я теперь всегда буду хороший». И какой радостью светится его лицо!

 

Через два дня мама приносит сыну конфеты. Ребенок тут же, без всякого напоминания, говорит: «Я одну конфету даю маме, а одну папе. Я не жадный. Правда, я не жадный?» - И действительно с радостью отдает по конфете маме и папе.

Вскоре к обеду опять подали пельмени. Как только перед Витей поставили блюдечко с соусом, он заявил: «Мама, бери соус. Давай вместе будем есть!» И в течение всего обеда, не переставая, предлагал маме соус.


Характерно, что щедрость, проявлявшаяся вначале у Вити лишь в отношении родителей, после нескольких напоминаний распространилась и на других окружающих его людей.

Витя катался с папой на санках. Когда они уходили домой, соседский мальчик Сережа попросил оставить ему санки. Витя сразу же запротестовал. Но замечание папы: «Мы же не жадные. Оставим Сереже санки»,— заставило Витю согласиться. Через два дня, вернувшись с улицы, он радостно сообщил папе: «Папа! Я Сереже оставил санки. Я не жадный. Хороший я мальчик, правда?» После этих случаев Витя начал делиться всем, что имел, без напоминаний. Он просил у папы или мамы конфеты, яблоки, говоря: «Я хочу дать Саше», «Я хочу угостить Сережу».


Щедрость теперь для Вити стала правилом. Следует подчеркнуть, что, делясь с другими, ребенок явно испытывает радость и удовлетворение. В известной степени щедрость для него приобрела самостоятельное положительно-эмоциональное значение. Вот однажды четырехлетний Витя пришел домой с букетом ромашек. «Смотри, папа, я маме принес цветы»,— крикнул он еще с порога.


Попросил папу достать вазочку и начал оживленно беседовать с самим собой:«Мама придет и спросит: «Где ты, сынок, нарвал эти цветы?» А я ей скажу: «В саду».— «Ух, какие красивые ромашки!» - скажет мама. Я ей скажу: «Это тебе подарок, мама», - и празднично сияло его взволнованное лицо, все его маленькое существо от мысли, что мама будет рада.


Таким образом, «детский эгоизм» - это прежде всего результат неправильного удовлетворения потребностей ребенка. При правильной организации взаимоотношений ребенка с окружающими людьми у него не могут развиться такие качества.

 

Моральный облик человека зависит во многом, насколько он правдив и честен. Недостаток правдивости обесценивает личность, подрывает к ней уважение окружающих даже в том случае, если она обладает многими другими достоинствами. Не случайно говорится в народе, что лживость— мать всех пороков.


Роль родителей в формировании правдивости у детей чрезвычайно велика. Они имеют возможность влиять на развитие этого морального качества больше, чем кто-либо другой. Ежедневно общаясь с ребенком, они замечают тончайшие нюансы его поведения, его чувств и переживаний. Родители, как правило, оказываются первыми жертвами лживости детей. Вот полуторагодовалый малыш впервые в жизни придумал небольшую хитрость: когда мама собралась на работу, настойчиво стал повторять: «Бай, бай!»—он поспешил в спальню к своей кроватке. Он хотел, чтобы мама осталась дома. Ведь раньше, когда он говорил «бай-бай», она всегда подходила к нему, брала на руки и шла укладывать. На этот раз, конечно, спать ему вовсе не хотелось.


Как реагировать на эту детскую выдумку? Восторгаться сообразительностью малыша, принять его поступок за милую наивность или же погрозить ему пальцем? Не похожа ли эта выдумка на попытку обмануть взрослых?


Вот еще другой пример. Двухлетний мальчик порвал книжку. Папа спрашивает: «Кто порвал книжку?» Малыш, не задумываясь, отвечает: «Алик» (Алик - его брат -первоклассник) И так повторяется каждый раз. Когда у него спрашивают, кто испортил ту или иную вещь, он с подкупающим простодушием сваливает свою вину на брата.

 

 

Опыт показывает, что когда подобные «забавные мелочи» повторяются, ребенок со временем преподносит своим родителям такие «выдумки», которые можно назвать без всяких колебаний серьезным и тревожным словом «обман». Тогда уже приходится браться за перевоспитание ребенка.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы