Вот почему воспитателю недостаточно, если он почему-либо решился скрывать свои чувства от детей: он должен переменить их, если они могут мешать делу воспитания». Поэтому трудно взрослому рассчитывать на привязанность детей, если он их сам не любит.


Для воспитания у ребенка правильного отношения к людям важно, чтобы близкие обращались с ним тепло и ласково. Ведь они являются для него «представителями» рода человеческого. Если родители своей душевностью и добротой завоюют его любовь, можно надеяться, что он будет с доверием относиться и к другим людям.

Нужно сразу же отметить, что любить ребенка - это не значит постоянно ласкать его. Чувства проявляются во всем поведении взрослого: в том, как он разговаривает с малышом, как разрешает и запрещает ему что-то, как кормит его и укладывает спать, и т. д. Бесконечные поцелуи и ласки лишь тяготят ребенка, вызывают у него досаду и недовольство.


Привязанность ребенка к близким создает лишь предпосылки для возникновения у него положительного отношения к окружающим. Оно продолжает развиваться и закрепляться в процессе общения с чужими для ребенка людьми. Малыш должен сам на опыте убедиться, что и «чужие» тоже добрые, хорошие и ласковые.


Вместе с тем большое влияние на поведение ребенка оказывает отношение близких для малыша людей к окружающим. Мы, взрослые, иногда сами сеем в наших детях семена недоверия к людям. «Смотри, - предостерегает иная бабушка своего плачущего внука, - не перестанешь реветь, тебя посадит в мешок вот этот дядя и заберет с собой», - и, делая страшную гримасу, показывает на первого проходящего мужчину. И малыш старается не плакать: вдруг незнакомые дяди и в самом деле такие злодеи? Недопустимость подобных «воспитательных» приемов очевидна. Если домашние с неприязнью говорят об окружающих, это вызывает у ребенка смутное чувство недоверия к ним.

 

 

И, напротив, когда он видит проявления доброты, это ему внушает мысль о том, что люди вокруг - добрые, хорошие.

Для воспитания положительного отношения к окружающим очень важно также, чтобы члены семьи были гуманными, мягкими и сердечными в своих собственных взаимоотношениях, с уважением отзывались друг о друге, особенно о старших.


Но здесь возникает вопрос: всегда ли нужно хорошо отзываться в присутствии ребенка о другом человеке? Как быть, если человек - пусть даже взрослый - не заслуживает добрых слов? Эти вопросы неизбежно, возникают перед родителями, когда дети достигают четырех-пятилетнего возраста и многое начинают понимать сами. Нужно ли оправдывать взрослого ради того, чтобы поддержать его авторитет в глазах малыша? Ни в коем случае!


Мимо грязной лужи, в которой лежит пьяный мужчина, проходит женщина с ребенком. «Мама, - спрашивает сын, - почему дядя лежит здесь? Разве можно лежать в грязи?» - «Это, сынок, - отвечает мама, - плохой дядя. Хорошие дяди никогда так не делают».

Разве можно защищать тех, кто показывает дурные примеры? Напротив, нужно решительно осуждать их с тем, чтобы у малыша никогда не возникло желание им подражать.


«Зачем же порочить в присутствии детей имя взрослого? - скажут иные читатели. - Достаточно осудить его поступок, а не самого человека». Нет, с такими суждениями никак нельзя согласиться.

Ребенок не может представить, чтобы хороший человек мог совершить плохой поступок. Если какое-то лицо привлекательно для него, значит, хороши все его действия. И, напротив, у плохого человека все должно быть плохо.

 

 

Если мы скажем ребенку, что. такой-то человек, хороший,, а поступок его плох, мы тем самым по существу оправдаем, в глазах малыша действия этого, человека. Поэтому в педагогических целях необходимо, чтобы тот, кто поступает плохо в присутствии, ребенка, получил отрицательную оценку. Лица с дурным поведением не должны пользоваться у малышей авторитетом.


Мы нередко жалуемся на то, что дети подражают недостойным примерам, легко поддаются дурному влиянию среды. А не является ли такое подражание, результатом того, что мы не уделяем должного внимания воспитанию у наших детей умения замечать плохое в. окружающих людях, а главное - не прививаем им чувство неприязни к носителям нравственных пороков? Если воспитывать человека только на положительных примерах, у него никогда не выработается «иммунитет» к плохому.


Однако в подавляющем большинстве случаев ребенок видит вокруг себя положительные примеры, достойные подражания. Это облегчает задачу воспитания у детей чувства уважения к старшим.

Воспитание, у ребенка уважения к окружающим неразрывно связано с удовлетворением его потребностей. Если карапуз с первых лет жизни приучается беспрепятственно удовлетворять все свои желания и капризы, не обращая внимания на интересы близких, из него наверняка вырастет бесцеремонный человек, не уважающий других.


Нравственное развращение детей в семье имеет внешне самые невинные формы и происходит незаметно. И вообще эта проблема обсуждается на многих женских форумах. Кстати, наверное, самые полезные женские форумы - это форумы ЖенСовет.

Но вернемся к нашей проблеме. Подумаешь, если малыш иной раз крикнет на маму или папу, шлепнет их по лицу, рассердившись; шумно поиграет, когда спит в соседней комнате бабушка; съест за, столом лучший кусок и т. д. Ребенок есть ребенок! Он нуждается в повышенном внимании, ему еще непонятно, что хорошо и что плохо.

 

 

На самом деле бессознательный опыт таких взаимоотношений оставляет глубокие следы в детской душе, постепенно накапливаясь, осознается и становится нормой поведения.
Однажды за обеденным столом семилетний Миша сказал папе как бы между прочим: «Папа, ты можешь доесть этот персик, я не хочу больше». «Я так возмутился, - рассказывал потом Мишин папа своим сослуживцам,— что хотелось на него крикнуть: «Ах ты, молокосос. Я заработал деньги, принес с базара персики, а ты мне милостиво разрешаешь доесть откушенный персик; потому что ты уже сыт. Как ты смеешь меня так унижать!»


Это благородное родительское возмущение, конечно; уже несколько запоздало. Миша с первых месяцев жизни привык видеть, что папа и мама постоянно уступают ему все лучшее. Такое привилегированное положение теперь ему кажется само собой разумеющимся. Собственно говоря, Мишиного папу возмущает не фактическое поведение сына - не то, что он пользуется преимуществами перед родителями, а то, что он это преимущество осознал и выразил в словах. К сожалению, мы слишком часто оказываемся в положении Мишиного папы.


Условия жизни советских людей из года в год: улучшаются, а детей в семьях мало, чаще всего в них выводится один ребенок. Естественно, что ребенок в таких семьях находится в центре внимания. Родители готовят своего единственного ребенка, стараются как можно полнее удовлетворить все его потребности, не думая о своих собственных. Проходит несколько лет, и вдруг обнаруживается: ребенок смотрит на своих родителей свысока, ни во что не ставит их желания и стремления.


И тогда начинаются жалобы: «Откуда берутся такие неблагодарные дети? Сколько жертвуешь ради них, а они любят и уважают только себя».

 

 

В действительности же как раз из-за этих родительских жертв ребенок становится себялюбивым и начинает пренебрежительно относиться к ним. Вспомним предостережение великого педагога А. С. Макаренко:

«Обычно говорят: я - мать и я - отец отдаем все ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Это такой ужасный подарок, что можно рекомендовать: если вы хотите отравить вашего ребенка, дайте ему выпить в большой дозе вашего собственного счастья, и он отравится. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям... Отец и мать в глазах детей должны иметь право на счастье в первую очередь»

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы