«Быть светлым лучом для других, самому излучать свет — вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть».

Часто можно услышать от взрослых: «Ребенок еще мал, не понимает даже слов. Подрастет немножко — тогда и начнем его воспитывать». Это глубоко ошибочное мнение основано на неправильном понимании процесса нравственного развития детей.

Моральное формирование ребенка не сводится лишь к усвоению знаний, передаваемых ему с помощью слов. Поведение малыша в первую очередь определяется тем, каковы его потребности, чувства, привычки. А многие вредные, отрицательные потребности, склонности и привычки возникают в течение первых дней и месяцев жизни ребенка, т. е. в тот период, когда он еще не понимает обращенных к нему слов.

 

Например, если новорожденный подолгу находится на руках у взрослых, то вскоре это превращается для него в привычку. Такой младенец становится настоящим бедствием для семьи. Очень рано у детей может возникнуть также привычка засыпать только при укачивании. Не все дети, особенно легко возбудимые, спокойно и быстро засыпают. Услышав детский плач, неопытные родители сразу же начинают качать коляску или кроватку. При этом младенец действительно засыпает быстрее. Если подобные действия повторяются часто, ребенок уже начинает требовать, чтобы его каждый раз укачивали, в противном случае он будет плакать.

Если ребенка слишком часто забавляют взрослые, у него развивается потребность постоянно находиться в их обществе. Можно себе представить, в каком тяжелом положении окажутся близкие такого малыша. Они должны не только постоянно находиться возле него, (что уже само по себе обременительно), но и без устали изощряться в придумывании различных забав, ведь он не умеет себя занимать. Этому некогда было научиться из-за назойливого ухаживания домашних. Так при неправильном воспитании у ребенка закладываются черты своеволия, упрямства.

Как мы видим, нравственное развитие детей начинается задолго до появления у них речи и происходит в процессе удовлетворения простейших потребностей ребенка (в пище, сне и др.). Причем в одних случаях у него возникают нравственно оправданные формы их удовлетворения, в других — нравственно неоправданные. Поэтому очень важно, чтобы детей с первых дней жизни укладывали спать и кормили в одно и то же время и т. д. Это укрепит не только физическое, но и моральное «здоровье» детей, облегчит процесс их дальнейшего нравственного воспитания.

Следует, однако, сказать, что и при правильном воспитании у детей возникают такие желания и стремления, которые противоречат требованиям взрослых. Ведь ребенок — живое, деятельное существо. Он тянется ко всему, что его привлекает. Малыш в возрасте года или полутора лет может во время обеда вырвать ложку из рук матери, выбросить из кармана отца авторучку, попытаться сунуть ему в рот свои пальцы и т. д. Малыш, начавший ходить, кричит, шумит, хватает все, что попадет под руку, тащит, бросает, ломает, рвет и т. д.

Если в этом возрасте потворствовать всем желаниям малыша, он может вырасти эгоистичным и своенравным. Поэтому необходимо пресекать нежелательные тенденции в поведении детей в самом зародыше, не давая им укорениться. Но умение распознать и правильно пресечь вредные тенденции в поведении ребенка — дело сложное, требующее хорошего знания психологии детей и педагогического мастерства. Однако запрещать карапузу все, что ему приятно, тоже нельзя — даже в том случае, если это немного хлопотно для отца и матери. Ведь постоянными «табу» можно заглушить детскую активность.
Как отмечал еще А.С. Макаренко, найти середину между тем, что можно разрешить ребенку, а что нельзя — основной секрет воспитания. «С первого года нужно так воспитывать, чтобы он (ребенок) мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться, и в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными».
Найти это чувство меры между активностью и тормозами — значит решить вопрос о воспитании» Далее Макаренко указывал, что эти тормоза должны быть развиты в основном к пяти годам — иначе встанет трудная проблема перевоспитания. Но каковы те воспитательные воздействия, под влиянием которых у детей успешно формируется способность сдерживать себя?

На первых порах многое зависит от требовательности взрослых и их умения любить ребенка. Мы все очень нежны к маленьким детям и всегда готовы одарить их лаской. И это хорошо. Малыши — беспомощные и нежные существа, они нуждаются не только в повышенном внимании близких, но и в их любви. Посмотрите на двух трехмесячного младенца: он еще не научился узнавать маму, но ее ласку уже чувствует. В те минуты, когда вы говорите с ним нежно, он с явным удовольствием прислушивается к вашему голосу, его личико озаряется улыбкой. И напротив, грубые, сердитые интонации ему неприятны.
Изучение психического развития детей показывает, что ребенок, окруженный лаской и доброжелательным вниманием, становится более общительным, быстрее начинает ходить, разговаривать, в нем больше бодрости и жизнерадостности.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы


  • www.softhome.ru

    Лучшие программы для Пк только на www.softhome.ru зайди и убедись

    www.softhome.ru