А в атмосфере неприязни и раздражительности дети чувствуют себя сиротливо, хуже растут, у них появляется апатия, вялость, безразличие к происходящему, они рано замыкаются в себе, отстают в психическом развитии.

Можно ли отсюда сделать вывод, что ребенка нужно только любить и ласкать? Нет, нельзя. Одними лишь ласками можно испортить ребенка так же, как и невниманием. Любовь к детям должна быть требовательной. Только тогда она может оказать правильное влияние на их психическое развитие.
Что же это значит — быть требовательным в любви к ребенку? Прежде всего, то, что любовь не должна быть всепрощающей. Когда необходимо, она должна уступать место осуждению, запрету, Многие промахи в воспитании детей объясняются неумением взрослых «сердиться» на провинившегося малыша. Некоторые родители полагают, что рассердиться — это значит накричать на ребенка. Однако «сердитость» должна сводиться к лишению малыша внимания близких, прекращению общения с ним.

Кому не приходилось видеть ребенка, целующего рассерженную мать и пытающегося разгладить морщинки гнева на ее лице, чтобы придать ему ласковое выражение? Утрата расположения родителей огорчает детей. Поэтому они начинают все чаще воздерживаться от таких действий, за которые их осуждают близкие. Нужно отметить, что требования взрослого должны подкрепляться достаточно твердым осуждением, иначе ребенок может их не выполнить.
Маленькая Ира то и дело с шумом сбрасывает со своей кроватки игрушечный автомобиль. «Нельзя, доченька, нельзя», — говорит ей бабушка каждый раз, ласково целуя ее. Но девочка будто и не слышит обращенных к ней слов. Как только бабушка поднимет автомобиль, она тотчас же снова бросает его на пол, а затем просит достать. Тогда мама сказала ей строго: «Нельзя!» Суровые интонации в голосе матери и строгое выражение лица сразу же останавливают Иринку.
Не дают воспитательного эффекта обычно и кратковременные вспышки гнева. Нередко можно наблюдать такую картину: мама накричала на своего ребенка и тут же начинает его целовать. В таких случаях малыш не успевает прочувствовать свою вину. Напротив, при частых повторениях подобной непоследовательности он начинает принимать позу несправедливо обиженного. Когда на ребенка сердятся близкие, ему, конечно, грустно и даже хочется заплакать. Родителям тяжело видеть детские слезы, они начинают успокаивать его и ведут себя так, будто виноваты они, а не ребенок.

Малыш это хорошо чувствует. Ему кажется, что если мама, увидев его огорчения и слезы, сразу же начинает ласкать и целовать его, то не он, а она поступила «не так», несправедливо. В следующий раз он уже спешит заплакать, когда мама сердится. Более того, он теперь уже сам обижается на маму, долго не принимает ее нежность, хотя и провинился. Ясно, что при таких условиях осуждение не дает никакой воспитательной пользы, а приносит только вред.
Для оказания на детей необходимого эмоционального воздействия целесообразно выдержать какое-то время «сердитое» отношение к ним. Тогда малыш глубже переживает свой поступок, искренне раскаивается в совершенном. Это и понятно. Ведь для ребенка основной эмоциональный эффект «сердитости» связан с утратой ласки.

Если же после вспышки гнева мы тотчас начнем с ним разговаривать обычным тоном, это будет означать, что мы сохранили привычное ласковое отношение к нему. Поэтому важно всем своим видом подчеркнуть, что мы холодны к нему, что ласковое отношение действительно утрачено, И это на него подействует: он сразу же начнет тосковать по ласке родителей. Двухлетний Витя пытается забросить свои игрушки в ванну, в которой стирает мама. Требования не делать этого его не останавливают.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы