Послушание ребенка необходимо воспитывать с раннего возраста. Некоторые родители могут возразить: дескать, человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность повиноваться чужой воле. Да, это совершенно верно. Но самостоятельность и инициатива хороши лишь тогда, когда они направлены на достижение разумных целей, приятных не только для самого ребенка, но и для окружающих людей. Иными словами, инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. А эти нормы успешно усваиваются ребенком лишь в том случае, если он умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования.

Особенно трудное звено в воспитании послушания - выработка у ребенка привычки выполнять словесное требование «нельзя». Поэтому нам важно разобраться, в результате каких воздействий эти требования становятся эффективными регуляторами поведения детей.


Одно из таких средств воздействия - прекращение нежелательных действий малыша. Например, ребенок хочет положить себе в рот грязный камешек или открыть холодильник, но взрослые не позволяют ему это делать и г. п.


Нередко такая неразумность малыша объясняется тем, что он еще плохо понимает смысл предъявляемых к нему требований. Он может смело ухватиться за лезвие ножа, выбрать в качестве игрушки ножницы, открыть кран газовой плиты.


Что остается делать родителям в подобных случаях?— Доказать маленькому «мятежнику», что кроме слов есть еще и дело: они заставляют его прекратить неразумные действия. Когда слово «нельзя» каждый раз подкрепляется остановкой нежелательных действий, ребенок постепенно убеждается, что, если взрослый сказал «нельзя», - значит, упорствовать бесполезно. Так постепенно словесный запрет приобретает для малыша значение - начинает останавливать его.


Но успех приходит далеко не сразу. Вначале слово «нельзя» звучит для малыша лишь как сигнал тревоги, как предостережение о приближении неприятности - вмешательства другого человека в его дела. Поэтому он может броситься бежать от взрослого, произнесшего слово «нельзя».

Родителям необходимо помнить, что слово «нельзя», произнесенное строгим голосом и с недовольным выражением лица, производит на ребенка сильное впечатление. Если же требования не подкрепляются достаточно выразительным сердитым отношением взрослого к ребенку, он может им не подчиниться.


Начиная со второго года жизни, когда эмоциональные реакции ребенка на «сердитость» становятся в какой-то мере осмысленными, выражение недовольства и осуждения со стороны близких становится важнейшим условием превращения запрета «нельзя» в тормозящий фактор. Уже к двум-трем годам дети подчиняются запретам прежде всего потому, что в случае непослушания на них могут рассердиться близкие.

На поведение ребенка оказывает влияние и то обстоятельство, что нередко невыполнение требований взрослых приводит к естественным неприятным последствиям для малыша.
Например, ребенку говорят: «Нельзя трогать чайник - он горячий!» или: «Не бери ножик— порежешься!» Если родители недосмотрят, он может нарушить эти требования и в результате получить ожог или порез. Таким образом, словесный запрет «нельзя» приобретает значение для ребенка прежде всего под влиянием отрицательно-эмоциональных подкреплений: принудительной задержки его активности, естественных неприятных последствий собственных действий и осуждения взрослых. Если словесные запреты взрослых всегда подкрепляются прекращением нежелательных действий малыша, это приводит к успеху - ребенок становится послушным.


Славик - ему два с половиной года - взял с журнального столика папину авторучку и стал с ней играть. Подошла мама и сказала: «Нельзя, это папина», - «И-зя, папи», - повторил малыш вслед за мамой и поспешил положить авторучку на место, не обнаружив никаких признаков недовольства. Так же спокойно реагирует Славик на другие подобные требования: отдать нож, вилку, ножницы, папины книги, портфель, закрыть холодильник.

Славик никогда не одолевает папу просьбой «почитать» или «покатать», когда отец сидит за столом и пишет. Если папа, запрещая что-нибудь, скажет «нет», то Славик уже больше не пытается настаивать на своем - он еще не помнит случая, чтобы после слова «нет» ему удавалось преодолеть папин запрет.
Вот мамины книги он без слез никогда не отдаст: если кто-нибудь начнет их отбирать, он отбивается изо всех сил, воспринимает это как величайшую «несправедливость». Точно так же обижается Славик, когда приходится отдавать портфель брата. И все это не случайно. Ведь частенько мама разрешает ему брать свои книги, а братик забывает портфель в прихожей и тем самым оставляет его в распоряжении Славика.


Нужно сказать, что послушание детей в возрасте полутора-двух лет не отличается устойчивостью и последовательностью. Ведь малыши очень отвлекаемы и забывчивы, легко поддаются соблазнам. То, что выполнялось ими вчера, уже нарушается сегодня. Одни и те же запреты действенны в одних условиях и теряют силу в других.

Тот же Славик может открыть холодильник, взять книги отца. Или же подойдет иной раз к папиному портфелю, осторожно дотронется до него, приговаривая: «И-зя, папи. И-зя, папи», - и потихоньку потащит его к себе, а если никто не обратит на это внимание, унесет его подальше и начнет открывать.


Такие срывы в поведении наблюдаются у детей и в более старшем возрасте при изменении привычной обстановки. Достаточно, например, появления нового человека в семье, чтобы у ребенка изменилось привычное поведение. В гостях дети ведут себя не так, как дома, - своими неожиданными шалостями и непослушанием могут удивить своих родителей, заставить их покраснеть. Такие изменения в поведении ребенка объясняются тем, что в непривычных условиях дети обычно «теряются», сильно возбуждаются. Под влиянием новых лиц, новых впечатлений у них возникают желания и стремления, которых не было раньше.

Навыки самоконтроля у ребенка часто оказываются недостаточно стойкими для того, чтобы удержать его от опрометчивых действий, вызываемых новой обстановкой. Поэтому, когда ребенку предстоит «испытание» - побывать в новой для него обстановке, желательно провести с ним предупредительную беседу. Собираясь в гости, папа и мама сказали трехлетнему Игорю: «Мы сейчас пойдем в гости к дяде Саше и тете Лене. Там на столе будут конфеты, ты их не проси - это нехорошо. Вместе со взрослыми за столом сидеть не будешь, Если тебя чем-нибудь угостят, то не забудь сказать спасибо».


Нравственные привычки детей крепнут лишь постепенно, по мере обогащения их социального опыта. При этом очень важно, чтобы ребенок подвергался испытаниям в разных ситуациях. Это дает возможность формировать у него гибкую систему мотивов самоограничения не только в тех конкретных условиях, в которых они возникли первоначально, но и в других, однородных ситуациях. В противном же случае дети будут легко терять самоконтроль при изменении обстановки.


Как мы видим, послушание ребенка развивается в процессе взаимоотношений со взрослыми.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы