Если родители и близкие умеют сказать, когда нужно, твердое «нет» и любят ребенка требовательной любовью, тогда словесные запреты становятся важным средством регуляции поведения детей. Если же воспитание ребенка откладывается до той поры, когда он «вырастет и поумнеет», то родителям будет все труднее и труднее объяснять недопустимость пренебрежительного отношения к родительскому слову. Но эти объяснения уже не помогут делу. Своеволие, капризы, упрямство - закономерные последствия беззаботного отношения взрослых к своевременному воспитанию у ребенка послушания.


Капризы чаще всего проявляются в том, что ребенок пытается удовлетворить все свои желания или же отвергает просьбы и советы взрослых. Надо признаться, что даже идеальный воспитатель не в состоянии полностью избежать такого рода капризов. И это естественно. Ведь ребенок - весьма активное существо. Запреты и требования всегда наталкиваются на какие - то его устремления. Встретив препятствие, ребенок выражает недовольство и настойчиво стремится его преодолеть, нередко прибегая к крику и плачу.


Родителям важно обратить внимание на следующую Особенность в поведении детей. Эмоциональный «взрыв» наблюдается лишь при первых запретах, когда ребенок как бы неожиданно наталкивается на препятствие. Затем, через несколько дней (или недель) неизбежно следует вторая фаза - ребенок начинает спокойно выполнять требования взрослого, воспринимать их как «правильные» и «справедливые». Отрицательное эмоциональное состояние, характерное для первой фазы запрета, чаще всего и побуждает малыша все делать «наоборот». Вот характерный пример понятия ребенка в подобные моменты.


Трехлетний Витя вместе с папой возвращается из яслей, Как только повернули к дому бабушки, мальчик интенсивно закричал: «Я не хочу к бабушке! Хочу домой! Хочу к маме!» Слова папы о том, что мама на работе никого нет, не успокоили ребенка - он продолжал капризно плакать и настаивать на том, чтобы идти домой. Тогда папа решил отвлечь внимание мальчика от волновавшей его мысли. «Смотри, какая курица бежит»,— сказал отец. - «Нет, это не курица», - сердито ответил мальчик. - «Видишь, какая она белая?» —«Нет, она черная». - «А вот какой красивый дом». - «Нет, это не дом». - «Не капризничай, ты же хороший мальчик».— «Нет, я плохой».


Как мы видим, под влиянием отрицательно-эмоционального состояния, которое появилось у ребенка в результате неудовлетворенного желания, все его реакции стали негативными (отрицательными). В такие минуты дети отказываются выполнять даже привычные для них требования, действуют вопреки своим собственным интересам: швыряют любимые игрушки, отказываются от конфет, от ласки близких, бросаются на пол и т. д.


Характерно, что нередко улучшение в поведении детей происходит неожиданно. Ребенок, только вчера негативно относившийся к какому-либо запрету, при повторном требовании уже на следующий день может довольно спокойно подчиниться ему. Иногда такие сдвиги в послушании настолько резки, что вызывают удивление. А на самом деле здесь все обстоит просто. Предыдущие требования, относившиеся к другим действиям ребенка, уже в значительной мере «подавили» отрицательные тенденции в его поведении, ослабили их. Количественные результаты прошлых требований переросли в качество, и ребенок более или менее легко, бесконфликтно, начал воспринимать последующие запреты. Посредством наблюдений за поведением детей установлено, что решающее условие в преодолении детских капризов не столько частота запретов, сколько их последовательность. Если же ребенку запрещается то, что разрешалось вчера, его стремление вести себя по-своему закрепляется или даже усиливается.


Когда запреты чередуются с разрешениями, требования взрослого каждый раз наталкиваются на активное стремление ребенка удовлетворить свои желания: он упорно настаивает на своем, «хнычет» и «ноет», рассчитывая преодолеть заслон. Частое повторение таких отрицательно-эмоциональных состояний у ребенка может привести к закреплению негативизма, к выработке дурной привычки всегда перечить родителям. Так капризы могут перерасти в черту характера - упрямство.


Малыши хорошо чувствуют слабости своих родителей. Если любвеобильная мама или папа раз-другой проявили мягкость, ребенок уже с удвоенной энергией начнет добиваться того, что было разрешено однажды. Это обычно не учитывают неопытные родители. Им кажется, что малютка еще ничего не понимает. В действительности все обстоит иначе: у маленьких детей реакции непосредственно связаны с задержкой или удовлетворением их потребностей, их желания часто меняются в зависимости от характера переживаемых в данную минуту впечатлений. Достаточно ребенку небольшого опыта преодоления запретов взрослых, и его уже трудно остановить.


«Знаете, когда я испортил своего сына? - сокрушается Сережин папа. - Когда ему было два года. Это время я помню как сейчас. Мальчик был самый обыкновенный, не всегда слушался. Бывало, запретишь ему что-нибудь, а он начинает просить: «Папа, я еще немножечко, а? Папочка, один только раз?» И не выдержишь— разрешишь: ведь жалко ребенка, хочется, чтобы ему было приятно. С этого и началось. Посмотрите на него теперь: ему 9 лет, а с первого раза никогда не послушается. Как и 7 лет назад, ноет и ноет: «Я еще немножко! Папа, еще один раз, а?» - лишь бы отложить выполнение требования. Пытаюсь быть твердым, иногда наказываю, но уже поздно: нытье стало привычкой. Ничем его не вытравишь. Прямо беда».


Особенно печальные последствия дают противоречивые требования взрослых. Если папа, например, одобряет то, за что ругает мама, ребенок без хныканья и нытья не подчиняется ни тому, ни другому или же слушается лишь того, кто потакает его желаниям. Если что-то интересное для него запрещает мама, он ищет поддержки у папы, а папины требования старается преодолеть |с помощью мамы.


«Опять вымазался, грязнуля! - отчитывает мама трехлетнего Витю. - Отойди сейчас же от машины. Сколько раз тебе можно говорить одно и то же?» А Витя сразу же в слезы: «Мне папа разрешил! Я папе скажу-у?»— и бежит домой. Скоро в дверях появляется папа и с добродушной усмешкой говорит: «Иди, сынок, иди! Ты же мужчина, должен уметь обращаться с машиной. Шофером будешь, моим помощником. А что мама знает? Не слушай ее!» Малыш, вытирая ладонями слезы и победоносно поглядывая, в сторону мамы, снова .направляется к машине.


Нередко ребенок упорно сопротивляется предъявляемым требованиям под влиянием других детей. Двухлетний Саша взял обломки кирпича и стал стучать ими друг об друга. «Не надо так стучать, - сказала мама,— осколок попадет в глаза». Саша покорно отошел от кучки обломков и начал пересыпать песок, и это время подошел в сопровождении папы другой малыш и тоже принялся бить кирпичи. Саша тут же оставил ящик с песком и последовал его примеру. «Нельзя, - сказала мама строго. - Отойди!»

Но Саша стал бить кирпичи еще усердней. Маме пришлось буквально оттащить его в сторону. Но, освободившись от маминых рук, он сразу же поспешил к мальчику, который, с дозволения стоявшего рядом папы, продолжал колоть кирпичи. Мама еще раз увела его в сторону, но Саша опять подбежал к кирпичам. Тогда мама, убедившись в бесполезности своих усилий, несмотря на отчаянные крики и слезы Саши, унесла его домой.


Если ребенку, особенно старше трех-четырех лет, запрещается то, что дозволяется детям в других семьях, родительские запреты могут показаться ему несправедливыми, вызвать чувство обиды. Поэтому можно сказать, что успех в воспитании ребенка зависит не только от усилий данной семьи, но и от других родителей, от того, насколько созвучны требования к детям, общающимся между собой.


Иногда источником детских капризов служит непосильность предъявляемых требований. Во многих семьях можно увидеть такую картину. Ребенок не хочет есть, взрослые настаивают на том, чтобы он ел. Малыш сопротивляется, отталкивает от себя одно блюдо, другое, проливает молоко и т. д. Родители выходят из себя, ругают ребенка за «невоспитанность», а иногда и наказывают.

Иные родители, систематически прибегая к различного рода наказаниям, все же приучают своих детей покорно проглатывать приготовленную для них пищу. Но это наносит ребенку большой вред: в одних случаях ведет к формированию ложного чувства голода и к чрезмерной полноте, в других - вырабатывает отвращение к еде, вызывает заболевания органов пищеварения. Психическая травма от такого рода насилий чаще всего выражается в капризах. Поэтому некоторым родителям важно задуматься над тем, не превращают ли они момент кормления своего ребенка в урок насаждения в нем непослушания и капризов?


В некоторых семьях маленьким детям запрещается бегать по комнате, прикасаться к полированной мебели (остаются следы пальцев), забираться на диван, на кресла, на стулья и т. д. Тем самым не получает достаточного удовлетворения одна из наиболее настоятельных нужд растущего организма малыша - потребность в движениях.


Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы