Следует отметить, что частые запреты вообще вредно действуют на детей. Еще не окрепшая нервная система малыша не в состоянии выдержать частых смен возбуждения и торможения. Ведь каждый запрет требует от ребенка внезапного торможения его активности и сопровождается неприятными эмоциями.


Великий физиолог И. П. Павлов установил, что частые и сильные торможения неизбежно ведут к нервным расстройствам и психическим заболеваниям. Нервная система, защищаясь от невыносимого напряжения бесконечных торможений, со временем вообще перестает реагировать на внешние воздействия или же дает лишь негативные реакции. Это выражается в том, что ребенок как бы бессмысленно сопротивляется требованиям взрослых, старается все делать наоборот, бросать на пол, швыряет и опрокидывает все, что подвернется под руку. Вот почему в семьях, где без конца слышится «нельзя», «перестань», «уходи», «не трогай», «слезай», «отдай» и т. п., дети обычно становятся непослушными.


Иные родители для преодоления упрямства детей прибегают к физическим наказаниям. Бить ребенка - грубейшая педагогическая ошибка. Применение подобных мер воздействия может привести к возникновению у детей неприязни или даже ненависти к своим родителям. Известно, что ребенок не хочет слушаться тех, кого он не любит.
Дети с сильным типом нервной системы под влиянием унижающих их достоинство физических наказаний могут настолько ожесточиться, что родители окажутся бессильными влиять на их поведение. Обозленный ребенок, привыкший к побоям, с тупым упорством отвергает даже самые доброжелательные советы и требования. Он не может подчиниться воле ненавистного человека - пусть лучше наказывают. Такой негативизм со временем может закрепиться и перерасти в различные отрицательные черты характера - упрямство, злобность, желчность, мстительность, недоверие к людям. Детей со слабой, легко тормозимой нервной системой физические наказания могут сделать покорными.


Такие дети становятся пугливыми, нерешительными и безвольными. Некоторые дети со слабым типом нервной системы, если их наказывают, выполняют требования родителей только в их присутствии. Основным мотивом их поведения становится страх перед наказанием, и все другие мотивы отступают на второй план или вообще не находят приюта в искалеченной детской душе. Во всех случаях, когда есть возможность объяснить ребенку отрицательные последствия его непослушания, следует отказываться от применения прямых запретов и требований. Порой, даже полезно разрешить ребенку то, на чем он настаивает: пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний и капризов.


Четырехлетнему Олегу купили лыжи. Ему не терпится покататься на них. Вот уже третий день он упрямо добивается, чтобы ему это разрешили. Папа объясняет: «На дворе еще снега мало, одна лишь грязь - нельзя кататься на лыжах». Но Олежек, у которого никогда не было лыж, не понимает этого. Тогда папа говорит: «Иди, покатайся». Не проходит десяти минут, как Олег несет лыжи обратно: «На них, папа, правда, еще кататься нельзя».


Ребенок легче всего выполняет требования родителем, когда у него жизнерадостное настроение. Поэтому все то, что способствует поддержанию нормального психического состояния ребенка: здоровый быт, соблюдение режима сна и питания, хорошие взаимоотношения между членами семьи, игры на свежем воздухе - все это не только средство укрепления здоровья, но и существенное условие предупреждения детских капризов. Бывает, что даже спокойные, послушные дети начинают капризничать в результате нарушения обычного режима или от сильных разнообразных впечатлений. Иногда капризы - предвестники наступающей болезни. В таких случаях настойчивые требования могут принести только вред.


Больные дети очень чувствительны. Им все не нравится, ничто не мило. Малейшее ограничение их желаний вызывает слезы. У тех детей, которые часто и долго болеют, капризность может стать устойчивой чертой характера. В обращении с ними нужна особая чуткость. Но не следует удовлетворять все их прихоти. Когда они начинают упрямо настаивать на чем-то, нужно постараться переключить их внимание на что-то другое: рассказать сказку, показать игрушку, яркие рисунки и т. д.

Надо сказать, что отвлечение внимания - один из наиболее простых и в то же время эффективных способов прекращения детских капризов, особенно в возрасте до трех лет. Действенность этого приема основана на эмоциональной отзывчивости и подвижности психики малыша.


Подвижность психических процессов ребенка позволяет очень легко отвлечь его даже от интересного занятия и переключить его внимание на какое-нибудь другое дело, заставить забыть то, что минуту назад было для него очень важно. Малыша, разразившегося горьким плачем оттого, что вышел из комнаты любимый человек, с которым он еще хотел поиграть, легко успокоить. Для этого достаточно показать ему какой-нибудь яркий предмет или почитать любимую книгу. И он уже начинает улыбаться сквозь слезы, тянуться ручонками к тому, что привлекло его внимание. Больной плачущий ребенок может надолго успокоиться, услышав приятную мелодию или знакомую песню.


Хороший «поводырь» детского внимания - словесные обращения и жесты взрослого. Если капризничающего ребенка поднести к окну и сказать заинтересованно: «Смотри, какая большая машина идет!» или же указать на пробегающую мимо собаку: «Смотри, собака!», то, по всей вероятности, он прекратит свои капризы и начнет рассматривать новый объект, предложенный вами. И так всегда - новые впечатления легко завладевают вниманием малыша.


Однако ребенка нельзя забавлять долго, предлагая все новые и новые развлечения. Это может привести к тому, что, избавляя его от капризов, мы привьем ему вредную и трудноискоренимую привычку - развлекать себя только с помощью взрослых. Воспитательный процесс идет наиболее успешно тогда, когда послушание означает для ребенка не простое подчинение воле взрослых, а прежде всего - достижение какого-либо приятного результата, например получение им похвалы со стороны близких, удовлетворение зарождающегося чувства собственного достоинства и гордости. Такое послушание, в отличие от подчинения, уже своего рода добровольное самоограничение. Подобное поведение возможно у детей начиная с третьего года жизни, когда они начинают понимать похвалу.


Трехлетняя Галя легла на холодную землю и не хочет вставать. Мама уже в третий раз обращается к ней: «Доченька, вставай, простудишься и заболеешь. Земля холодная». А Галя отвечает: «Я еще немножко полежу». Тогда мама говорит ей после небольшой паузы. Вчера я видела одну нехорошую девочку. Ей говорят: встань, не лежи на земле, а она не хочет слушаться - такая плохая». - «А я хорошая, послушная», - живо откликается Галочка и быстро встает.

Галина мама не стала браниться, когда дочь ей не подчинилась, выбрала косвенный путь воздействия— осудила воображаемую девочку. Под влиянием этого Аля сразу же вспомнила, что она «хорошая и послушная» - ей говорили близкие. Ребёнку захотелось сохранить свою добрую «репутацию» перед мамой, докажи то она действительно хорошая, не похожа на ту непослушную девочку, о которой с таким пренебрежением говорила мама. Оскорбительные формы требований вызывают протест ребенка, особенно с трех-четырех лет, когда у детей появляется самолюбие.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы