Четырехлетний Вова так разыгрался, что вся комната усеяна его игрушками.

Это зрелище выводит маму из себя: «Ах ты неряха, погром какой устроил! Убери сейчас же свои игрушки, негодник ты этакий! Убери, я тебе говорю, что вытаращил глаза?» - и начинает его шлепать» Но чем больше бранится мама, тем меньше проявляет готовности приступить к уборке Вова. Он смотрит на мать исподлобья недобрыми глазами и, с ожесточением втискивая в рот кулачок, шепчет упрямо: «Не буду убирать, не буду убирать!» Если к детям относиться с тактом, их самолюбие становится союзником воспитателя, и нередко отпадает необходимость в прямых осуждениях и конфликтах для того, чтобы изменить их поведение в лучшую сторону.


Как мы увидим дальше, умение опираться на зарождающееся чувство гордости и собственного достоинства ребенка имеет существенное значение в воспитании мотивов нравственного поведения детей и является неотъемлемой частью педагогического искусства родителей.

Поэтому всем родителям важно знать психологическую природу этих моральных чувств, особенности их возникновения и развития.


О значение чувств гордости и чести в регуляции общественного поведения людей трудно переоценить, те чувства определяют наши отношения к своим действиям и поступкам, к поступкам окружающих людей, к выполнению своего гражданского и нравственного долга. Вот почему очень важно воспитывать у ребенка гордость и честь. Формируя эти чувства, мы закладываем у него фундамент нравственного сознания.

В течение первого года жизни дети еще не имеют никакого самолюбия. Они не понимают ни похвал, ни насмешек, а реагируют лишь на ласку и «сердитость» взрослых. Но конец второго и начало третьего года жизни знаменуются важным достижением в психическом развитии детей: с ростом самосознания и накопления опыта общения со взрослыми они начинают эмоционально реагировать на оценку их личности окружающими. Малыши теперь явно радуются, когда их хвалят, нередко ищут одобрения у близких. Затем, по мере накопления представлений о хорошем и плохом, начинают активно утверждать себя во мнении других людей: сообщают им о своих достижениях, умениях и способностях.
То и дело можно услышать от ребенка горделивые заявления о том, что он большой, сильный, смелый, добрый, умеет сам одеваться, не обманывает, может быстро бегать, прыгать и т. д. Но ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста гордится еще только такими делами и поступками, которые положительно оцениваются окружающими. Для малыша «достойно» и «хорошо» только то, о чем с одобрением и похвалой отзываются папа, мама, бабушка, воспитательница и другие взрослые, с которыми он общается. А все то, что ими осуждается, плохо». Причем в этом возрасте ребенок всегда гордится я лишь перед кем-либо, в присутствии другого человека и ориентируясь на его оценку.


Эмоциональная отзывчивость детей на оценку создает новые возможности для формирования у них нрав.

В частности, это приводит к значительному обогащению мотивов детского послушания. Теперь ребенок нередко выполняет требования и просьбы взрослых в надежде заслужить их одобрение или же ради того, чтобы не получить отрицательную оценку.


Вначале малыш совершает поступки, рассчитанные на одобрение, по собственной инициативе, под влиянием создавшейся ситуации, в основном игровой.

«Где мои туфли?» - обращается мама к присутствующим и начинает их «искать». Услышав эти слова, трехлетний Алик тотчас подбегает к матери и цепляется за ее платье: «Нет, нет! Сам». Через минуту он уже гордо несет маме туфли. «Али, сам» (Алик сам принес),— говорит он с довольной улыбкой.


К середине третьего года жизни детей возможность активного руководства их поведением с помощью оценки возрастает в связи с тем, что у малышей появляется чувство собственного достоинства. Стремясь сохранить за собой хорошее мнение близких и избежать их отрицательной оценки, он может отказаться от своих желаний.

Алик, ему два года шесть месяцев, по дороге из яслей домой то и дело просится на руки к матери. Мама наконец говорит ему: «Придем домой и скажем папе и бабушке: «Вот какой молодец наш Алик, сам ножками пришел домой». Но это не останавливает ребенка. Тогда мама продолжает: «Если я тебя возьму на ручки, папа и бабушка увидят и будут смеяться: «Какой нехороший мальчик Алик, не может сам ходить на ножках». Ну давай возьму на ручки, если ты хочешь, чтобы о тебе так говорили». Но Алик теперь уже отвергает ее помощь: «Нет, я сам!» - до самого дома уже не просит больше маму взять его на руки.


По мере дальнейшего развития чувства собственного достоинства под влиянием «оценочного общения» со взрослыми ребенок начинает относиться к некоторым действиям и поступкам, как к делу своей чести. Теперь он совершает хорошие поступки не только ради получек, пия одобрения, но и потому, что видит в них нечто ценное, удовлетворяющее его достоинство.


Сереже три года семь месяцев. Он научился самостоятельно одеваться и обуваться. Вот и сегодня он уж сам надел колготки и пытается застегнуть сандалии Однако что-то не получается. Видя его мучения, папа говорит: «Давай я тебе помогу - можем опоздать в садик».— «Нет, я сам умею, уже большой». - «Большим тоже можно помогать, - отвечает папа. - Ты же мне помог вчера нести сетку». - «Нет, большим не помогают. Помогают только маленьким, - парирует сын - я же не маленький, а большой» - говорит он, довольный. Таким образом, Сережа видит в самостоятельном одевании дело своей «чести», средство утверждения себя в роли «большого». Помощь со стороны приобрела для него смысл отрицания того, что он «большой», и стала ущемлять его детское достоинство.


Но в этом возрасте эмоциональные отношения детей к своим поступкам еще очень нестойки, они отличаются крайней ситуативностью. Ребенок, только вчера гордившийся, например, своим умением надевать чулки, сегодня уже может забыть об этом и не чувствовать утраты своего «престижа» в глазах окружающих.


Поэтому для активизации действий ребенка надо снова «задеть» его чувства собственного достоинства. Нередко это достигается с помощью похвалы. Но известно, что похвалами злоупотреблять нельзя. Частое однообразное их повторение приводит к отрицательным результатам: они приедаются ребенку, и он перестает на них реагировать. Кроме того, есть еще другая опасность. Если увлечься похвалами, можно приучить ребенка совершать правильные поступки лишь ради одобрения. Но сказанное не означает, что ребенка совсем не стоит хвалить.


Может гордиться и перед самим, собой, под влиянием самооценки. Он не позволяет себе плохих поступков не только тогда, когда есть возможность попасть в неловкое положение, но и по велению внутреннего «голоса совести». Между этими двумя стадиями нет непроходимой стены: те чувства, которые возникают под влиянием оценки извне, при определенных условиях поднимаются на более высокую ступень своего развития - начинают переживаться и под влиянием самооценки проявляются как внутреннее отношение личности к своим поступкам.


Разумеется, воспитание таких устойчивых отношений—длительный процесс. В дошкольные годы они еще только зарождаются, а становятся ярко выраженными лишь в подростковом и юношеском возрасте.
Таким образом, когда речь идет о формировании отношений ребенка к своим поступкам с помощью оценки, вопрос может быть поставлен только так: под воздействием каких форм оценки у ребенка развивается внутреннее отношение к своим поступкам как к достойным или недостойным и при каких условиях дети привыкают вести себя только лишь в расчете на похвалу, чтобы «отличиться» в глазах окружающих?
Как показывает опыт, большое значение в воспитании устойчивых чувств ребенка имеет косвенная оценка. Когда в присутствии малыша окружающие с одобрением и уважением говорят о каких-то поступках или качествах других людей, это не проходит для него бесследно. Нередко малыш пытается подражать этим поступкам как эталонам, а чаще «присваивает» их незаслуженно. Он начинает гордиться теми или иными достоинствами, которыми еще не обладает. Это явление широко известно. Его принято называть детским хвастовством. Но видеть в таком поведении двух чётырёхлетних детей одно лишь хвастовство было бы ошибкой.


Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы