Ребенок может быть искренне уверен, что обладает теми достоинствами, за которые хвалили другого, ведь, он еще не сознает противоречий между самооценкой своими реальными поступками, возможностями и способностями. Однако в этом проявляется не только слабый уровень развития самосознания у детей, но и возникновение у них положительного отношения к общественно одобряемым образцам поведения. Если ребенок гордится чем-то, следовательно, он относится к предмету своей гордости как к чему-то высокому и достойному, т. е. положительно. При правильном воспитании это детское стремление завоевать признание взрослых, возникшее под влиянием косвенной оценки, становится важным фактором нравственного развития ребенка.

Правильная воспитательная работа предполагает» в частности, использование «опережающей гордости» ребенка для формирования у него того или иного качества. С этой целью нередко полезно поддержать наивные утверждения малыша, касающиеся его достоинств, - согласиться с тем; что он действительно обладает ценным качеством или умением, на которое претендует.


Скажем, ребенок под влиянием похвалы в адрес другого малыша с гордостью заявил о том, что он тоже умеет самостоятельно одеваться. Может быть, основанием для такой гордости послужило то, что он один-единственный раз и то кое-как, с помощью мамы, надел свое пальто. Как в таком случае быть: сказать ему горькую правду или же похвалить, что он «молодец» - уже сам одевается?


Чаще всего в таких случаях маленького ребенка лучше похвалить, причем - перед всеми домашними, И тогда ему захочется в действительности овладеть этим умением: теперь ему уже будет неловко показаться неумелым. Вот один из примеров перестройки поведения ребенка под влиянием «опережающей гордости».

У трехлетнего Алика появилась «настоящая болезнь» - вот уже больше месяца как невозможно выйти с ним на улицу. Он сразу же начинает требовать, плакать и топать ногами: «Сядем на автобус! Сядем на автобус! Не хочу ногами, сядем на автобус!»
Решили воздействовать на его самолюбие сначала косвенной оценкой. Сочинили с этой целью сказку. Содержание ее сводилось к следующему: «Ниф-Ниф» - маленький-маленький поросенок— совсем не хотел ходить ножками. Выйдет на улицу - сразу начинает плакать: «Сядем на автобус! Сядем на автобус!» А вот был мальчик, такой большой, хороший, всегда ходил сам, не то что маленький «Ниф-Ниф».
Он никогда не плакал, когда видел автобус, потому что он большой! Большие не плачут, всегда сами ходят». «А я тоже сам хожу - я же большой», - повторяет Алик неоднократно, слушая сказку. «Ты же хороший мальчик, тоже не плачешь - большой уже»,— отвечают ему папа и мама (хотя это и не совсем так).
Теперь, когда мы выходили на улицу и видели автобус, мальчик говорил: «Смотри, я большой, сам пойду ножками, плакать не буду». И так прошел по улице без всяких капризов, гордый и радостный.


Как мы видим, под влиянием косвенной оценки ребенок сразу же заявил, что он тоже большой, - сам умеет ходить и не плачет, когда видит автобус. Эта самооценка была поддержана взрослыми, что еще более укрепило его решимость быть «хорошим». Когда вместе с ним вышли на улицу, он оказался перед выбором: или оправдать положительную самооценку и оценку со стороны взрослых, или поступить как обычно.


Алик предпочел первое, так как понимал, что иначе потеряет имя «хорошего мальчика» и заслужит отрицательную оценку, как Ниф-Ниф. Действие согласно положительно оцениваемому образцу принесло ему радость и удовлетворение самим собой, своим поведением. Это был первый опыт положительного переживания Алика в подобной ситуации.


Разумеется, еще рано говорить о возникновении у него положительно-эмоционального отношения одобряемому эталону. Но это отношение он уже однажды пережил, что не пройдет бесследно для его морального развития.


В данном случае стремление Алика действовать да образцу было пробуждено в значительной мере незаслуженно высокой оценкой его личности - оценкой «авансом». Вполне понятно, что, положительно оценивая возможности и способности детей, мы рискуем их перехвалить. А у избалованного всеобщим вниманием и восторгом ребенка очень быстро возникает самомнение. Он начинает смотреть на других детей свысока, с пренебрежением, считая себя лучше всех. Он болезненно принимает каждое доброе слово, сказанное о других людях, так как не привык делить похвалы. Зазнавшийся ребенок не спешит практически, делами оправдать оказанное ему доверие. Так развивается пустое хвастовство, привычка совершать хорошие поступки лишь в расчете на получение похвалы, добиваться ее любыми средствами. Поэтому при воздействии на детей похвалой очень важна дозировка, сдержанность.


Перехвалить всегда вредно. Самое главное - уметь сочетать прямую оценку с косвенной, полнее использовать воспитательные возможности косвенной оценки. Как мы отмечали, положительная оценка, направленная на определенные качества и поступки других лиц делает оцениваемые «образцы» привлекательными для ребенка. Она способствует прежде всего формированию устойчивого положительно-эмоционального отношении детей к конкретным достоинствам. Дети при этом учатся видеть ценность в самих нравственных поступках. Совершая эти поступки, прочно связанные в сознании с. положительной оценкой, зная действительное значение их для себя и для других, ребенок гордится не только самим собой, но и тем, что он делает.


Таким образом, дети учатся измерять свое человеческое достоинство умениями и способностью вести себя определенным образом, в соответствии с одобряемыми образцами поведения. В центре внимания, следовательно, оказывается не собственное «я», а конкретное нравственное достоинство. Косвенная оценка имеет еще то преимущество, что приучает ребенка видеть хорошее и в других людях и тем самым прививает чувство уважения к ним, в то время как злоупотребление прямой оценкой (похвалой) приводит к развитию самомнения. Ребенок не должен чувствовать себя в особом положении, пусть привыкает видеть себя достойным среди равных, учится сочетать самоуважение с уважением к окружающим.


Разумеется, формы оценочного воздействия на ребенка во многом зависят от его возраста. Прямая оценка может оказать положительное воздействие на двух трехлетних детей. Это объясняется тем, что у них нет еще ясных представлений о хорошем и плохом, о дозволенном и недозволенном, о положительном и отрицательном. Поэтому они часто проявляют неуверенность в своих действиях, неоправданную робость и смущение, особенно перед незнакомыми.
Не отличая твердо «правильное» от «неправильного», они не могут предвидеть будущее отношение взрослого к своим действиям. Следовательно, детям необходима похвала. Это способствует воспитанию у них еще неокрепшего чувства уверенности в себе и предупреждает развитие болезненной конфузливости, которая в противном случае может легко укорениться, особенно у детей со слабым типом нервной системы. Что касается детей четырех с половиной лет, для воздействия на их эмоциональную сферу и поведение нередко достаточно одного словесного напоминания о необходимости вести себя определенным образом. Они уже довольно хорошо знают оценочный смысл своих поступков, у них начинают возникать привычные формы поведения, чувство уверенности в себе.


В этом возрасте желательно чаще использовать методы косвенного воздействия на ребенка.

В правильном формировании чувства собственного достоинства у детей важное значение имеет обеспечение единства переживаний и действий. Необходимо, чтобы дети многократно повторяли хорошие поступки и тем самым вырабатывали привычные формы поведения. Это одно из решающих условий перерастания ситуационных переживаний ребенка в устойчивые мотивы нравственного поведения, во внутреннее отношение к своим поступкам.


Все сказанное означает, что для правильного нравственного развития ребенка в первую очередь необходимо обеспечить единство оценочных суждений в той среде, в которой он воспитывается, и прежде всего в семье и в детском саду. Если родители и близкие искренне презирают безнравственное, сами неуклонно соблюдают нормы морали и вовлекают ребенка в обсуждение доступных для него примеров хорошего и плохого поведения, то можно сказать, что для нравственного формирования малыша создана одна из важнейших предпосылок. Если же оценочные суждения взрослых не соответствуют нормам нашей морали или же противоречивы и непоследовательны, если их слова и дела расходятся, трудно ждать от ребенка, чтобы его представления о достойном и постыдном были нравственными.


Не менее важна в воспитании нравственных качеств у детей согласованность усилий семьи и детского сада. Говоря о согласованности действий, мы имеем в виду не только необходимость единодушия в оценке одних и тех же поступков ребенка родителями и воспитателями. Дело в том, что нередко в детском саду усиленно поощряется то, чему дома не придают значения.

 

Скажем, к празднику 8 Марта в саду провели беседу о том, как важно помогать мамам в домашнем труде, похвалили тех детей, которые дома моют посуду, подметают, покупают хлеб. Ребенок, который был раньше в стороне от таких дел, загорается желанием тоже быть «хорошим»— помочь чем-нибудь своей маме. А родители не замечают этого и не доверяют ему никакую серьезную работу - вдруг он разобьет посуду? Не сможет купить хлеб или запачкает его по дороге домой?
Так добрый порыв ребенка остается без отклика и гаснет. Может быть, малыш хотел рассказать в садике, что он тоже «молодец» - помогает маме, но теперь уже ему остается лишь молчать и завидовать тем детям, которые с радостью сообщают воспитательнице о своих хороших делах.


Поэтому родителям важно постоянно следить за той нравственной атмосферой, в которой находятся их дети в детском саду, и помогать воспитателю словом и делом, Причем это сотрудничество должно носить не эпизодический, а постоянный характер. Как уже отмечалось, устойчивые эмоциональные отношения личности к своим поступкам формируются постепенно, в течение длительного времени.

Поэтому для правильного нравственного развития ребенка необходимо оказывать на него целенаправленные воспитательные воздействия не от случая к случаю, а постоянно. Только тогда он сможет прочно усвоить нравственные нормы и будет считать делом своей чести их неукоснительное соблюдение. Это возможно лишь при объединении усилий всех воспитательных коллективов, в которых ребенку приходится жить.


Как мы увидим дальше, при правильной организации оценочных воздействий на протяжении длительного времени создаются благоприятные условия для успешного формирования многих нравственно-волевых и моральных качеств ребенка: выдержки, самостоятельности, щедрости, правдивости и др.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы