ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ, ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

 

ЛОЖКА К ТАРЕЛКЕ

Цель игры: развить логическое мышление, внимание, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: различные картинки небольших размеров (около 60 штук), картон, клей, ножницы.

Ход игры
Эта игра требует определенных приготовлений.
Просмотрите выбранные вами картинки и выберите те, на которых изображены предметы, схожие по форме, материалу, из которого они изготовлены, или по другим параметрам. Затем из картона вырежьте около 30 прямоугольников, размеры которых должны быть 5 см в ширину и 10 см в длину. Возможны и другие варианты, все зависит от размера картинок, которые вы выбрали. Далее необходимо вырезать картинки и с помощью клея наклеить по 2 штуки на картон.

Теперь материал для игры полностью готов.
Игра в некоторой степени напоминает домино, так как заготовленные карточки должны выстраиваться по тому же принципу. В отличие от домино правила здесь менее строгие. f В начале игры необходимо раздать всем участникам игры по 6 карточек. Если определенное количество карточек осталось, их нужно отложить: их можно будет брать тогда, когда закончатся те карточки, которые были розданы. После этого выбирается участник, делающий первый ход, и определяется порядок игры.

Когда первая карточка окажется на столе, следующий по очереди участник должен найти в своих карточках ту картинку, которая могла бы логически или практически иметь с ними что-то общее. Например, если на первой карточке нарисованы дерево и поле пшеницы, то к ним логически могут подойти изображения книжки (так как бумага изготавливается из дерева) и хлеба (так как его пекут из пшеничной муки). Если очередной участник не может найти у себя логически схожий предмет, то ход переходит следующему игроку.

Главное в этой игре, чтобы дети научились находить логические связи между предметами, внешне, казалось бы, очень далекими, и умели их объяснить.

 

ПОХОД В ГОСТИ

Цель игры: развить внимание, аналитические способности, творческое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: несколько чистых листов бумаги (можно цветной), карточки с изображением различных животных или сказочных персонажей (главное, чтобы заметно отличались по размеру) и ножницы.

Ход игры
Перед началом игры вам необходимо вырезать из бумаги прямоугольники и треугольники разных размеров. Затем на столе из них выложить домики (прямоугольники играют роль основной части дома, треугольники — роль крыши). К этому занятию можно привлечь и самого ребенка. Рядом разложить
картинки с изображением животных. В нашем случае это будут слон, собака, муравей, кошка, динозавр и мышка.

После этих приготовлений предложите ребенку представить, что сейчас вы с ним отправитесь в гости к некоторым сказочным персонажам. Но для этого вам необходимо выяснить, где же они живут. Затем обратите его внимание на домики, которые вы вместе выложили на столе, и картинки животных. Попросите его подумать, в каких домиках могли бы жить эти животные, и, главное, объяснить, почему он так решил. Если он затрудняется и не может найти правильного решения, помогите ему наводящими вопросами.

В этой игре, как и в предыдущей, главное не правильность ответа, важно, чтобы ваш ребенок научился логически рассуждать.

 

КОНСТРУКТОР

Цель игры: развить внимание, аналитические способности, воображение, умение концентрироваться на одном задании, усидчивость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: схематичные картинки-образцы с изображением тех предметов, которые составляет ребенок (примерный размер — тетрадный лист), комплект деталей, из которых можно составить эти картинки.

Ход игры
Ребенок усаживается за стол, ему сообщается о цели данной игры — собрать определенную картинку. Ему раздается комплект деталей. Затем показывается первая картинка. Когда ребенок начинает раскладывать, вы должны наблюдать и при возникающих затруднениях помогать. На одну картинку должно уходить не больше 15 минут.

Примерные варианты картинок и наборов деталей:

  1. девочка — туловище (трапеция), ноги (2 маленьких прямоугольника), руки (2 маленьких треугольника), голова (круг);
  1. дом — основа дома (большой квадрат), крыша (треугольник), окошко (маленький квадрат), маленький прямоугольник (труба на крыше);

 

  1. грузовик — основной корпус (большой прямоугольник), 2 колеса (2 кружочка), кабина — трапеция, окошко в кабине (маленький прямоугольник).

 

ОСТРОВ

Цель игры: развить внимание, наблюдательность, аналитические способности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: 2 чистых листа бумаги в клеточку и карандаши.

Ход игры
Эта игра является разновидностью популярной игры «Морской бой». В ней также должны участвовать 2 человека. Каждый участник игры получает чистый лист и рисует на нем квадрат следующих размеров: 6 клеток в длину и 6 клеток в высоту. Это будет таинственный остров.

Каждый игрок должен спрятать на этом острове свои сокровища в сундуках. Их роль будут играть квадратики, состоящие из 2 клеток. Таких сундуков может быть около 5. Рядом со своим квадратом нужно нарисовать еще один, но не заполнять его, это будет остров противника. На этом квадрате нужно будет отмечать все найденные сундуки соперника. Затем на 2 квадратах с левой стороны у каждой клеточки необходимо написать цифры от 1 до 6, с правой стороны — буквы от «А» до «Е». Это будут координаты острова, по которым вы будете искать сокровища. ; Когда игроки совершат все приготовления, можно начинать игру. Они должны сесть так, чтобы не было возможности заглянуть в карту острова друг друга. Затем называют определенные координаты (например:«А5» или «Д3»), они должны постепенно обнаружить все сокровища своего соперника. Победителем окажется тот, кто быстрее найдет весь клад.

 

СКАНВОРД

Цель игры: расширить словарный запас, развить внимание, умение концентрироваться, аналитическое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги в клеточку, карандаш.

Ход игры
В этой игре ваш ребенок должен попробовать самостоятельно составить сканворд. Перед тем как начать игру, вам нужно нарисовать основу для сканворда, в которую будут вписываться слова. После этих приготовлений вы можете пригласить ребенка и объяснить ему задание. Оно заключается в следующем: ваш малыш должен вписать свои слова в заготовленную вами основу, чтобы получился настоящий сканворд.

При этом слова, которые он вписывает, должны быть ему знакомы. Так, рядом ему нужно будет написать определение к ним или задать вопрос. Для первых игр нужно выбирать небольшой сканворд, состоящий из 5—10 слов. Впоследствии можно увеличивать их размеры.
Если в игре участвует несколько человек, то после его составления всем можно обменяться сканвордами и уже заняться их разгадыванием.

 

МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ

Цель игры: развить внимание, аналитические способности, расширить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый листок бумаги в клетку и карандаши.

Ход игры
В этой игре может участвовать неограниченное количество игроков, но идеально участие 3 человек.

На чистом листе бумаги нужно начертить квадрат размером 6 х 6 клеток. Затем в третьем или четвертом ряду нужно написать слово из 6 букв (например, собака), и первый, участник должен подписать к этому слову 1 букву, чтобы получилось новое слово. Например, подписав букву «К» к буква Л «О», можно получить слово «сок». Следующий участник должен получить новое слово путем прибавления еще 1 буквы и т. д. В этой игре нельзя использовать имена собственные или название городов. Случайно образовавшиеся слова не считаются.

Проигравшим в этой игре окажется тот, кто не сможет придумать очередного слова.
Если количество участников больше 3 человек, то по кругу можно пустить несколько квадратов. Размеры квадрата могут варьироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ

Цель игры: расширить словарный запас, развить речь, внимание, умение сосредоточиться.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры.

Ход игры
Правила этой игры заключаются в следующем: участниками выбирается длинное (можно сложное) слово, например электрификация. Затем засекается определенное время, за которое участники игры должны составить как можно больше новых слов из выбранного большого (из выбранного нами слова можно составить слова «тир», «риф», «акция», «лекция» и т. д.).
Победителем считается тот, кто составит самое большее количество слов.

ЦВЕТОЧКИ

Цель игры: развить мышление, словарный запас.

Ход игры

В начале игры все садятся в круг, выбирается определенная тема (например, цветы) и ведущий, который назовет первое слово. Затем участники игры должны вспомнить все, что можно перечислить к этой теме.

Когда будет объявлено о начале игры, ведущий назовет первое слово (например, тюльпан). Следующий за ним участник говорит название нового цветка, которое должно начинаться с последней буквы предыдущего слова (например, незабудка). Следующий игрок называет цветок, название которого начинается с буквы «а» (например астра) и т. д.
В этой игре побеждает тот, кто назовет последним новый цветок.

ПРИДУМАЙ ФРАЗУ

Цель игры: развить внимание, мышление, пополнить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги, карандаш.

 

Ход игры
Эта игра идеально подходит для длительных путешествий или для детей, которые не могут участвовать в подвижных играх.
Суть этой игры — составление фразы. Ее можно составлять как из маленьких слов, так и из номеров машин (этот вариант подходит для поездок). Например, из слова «ток» можно составить следующее предложение: «Таня отмывает коридор». Из номера машины «мосо» можно составить такое предложение «Моряки отплывали с острова».

 

Из одного слова или номера можно составить несколько предложений. Победителем считается тот, кто составил большее количество предложений за самое короткое время. Главное, чтобы предложения были смысловыми и грамотными.

 

ЗАКОЛДОВАННЫЕ ИМЕНА

Цель игры: развить внимание, аналитические способности, расширить словарный запас, научить выделять первую букву.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги, карандаш, картинки с изображением различных предметов.

Ход игры
Если ваш ребенок еще не умеет читать, то эту игру нужно проводить с помощью карточек. Для этого вам нужно подобрать карточки с изображением тех предметов, из первых букв которых можно сложить какое-нибудь имя. Например, имя «Оля» можно составить, используя карточки со следующими1 картинками: озеро, лыжи, яблоко.

Вы должны разложить эти карточки в таком же порядке. Ваш ребенок определит, что на этих картинках изображено, выделит в этих словах первую букву и составит из них новое слово. Если ребенок уже умеет читать, то эти слова вы можете выписать на листочке, он должен их прочитать, а затем выполнить те же задания.

ВКУСНАЯ АРИФМЕТИКА

Цель игры: развить аналитические способности, внимание.
Необходимые материалы и наглядные пособия: конфеты.

Ход игры
В игре могут участвовать 2 человека. На стол выкладываются конфеты. Затем друг за другом каждый игрок может взять из общей кучи 1, 2 или 3 конфеты. Проигравшим окажется тот, кто возьмет со стола последнюю конфету. Для того чтобы выиграть, нужно постараться сделать так, чтобы на столе осталось 5, 9 или 13 конфет. В этом случае, сколько бы ваш соперник ни взял конфет, ему все равно достанется последняя.

БУКВЕННЫЙ ЛАБИРИНТ

Цель игры: развить аналитические способности, наблюдательность, память, расширить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаши для каждого участника.

Ход игры
На листе бумаги рисуется квадрат размером 6x6 клеток. Затем в каждой клетке пишутся буквы алфавита в хаотичном порядке. Суть этой игры состоит в том, чтобы из букв сложить слова. Двигаться можно и в прямом, и в обратном направлении. Движение по диагонали тоже возможно. Главное, чтобы направление движения не нарушалось. Не принимаются имена собственные и названия городов. Проигравшим считается тот, кто последним не сможет придумать нового слова.

КАК МЕНЯ ЗОВУТ?

Цель игры: развить аналитические и логические способности, внимание.
Необходимые материалы и наглядные пособия: комната с расставленными по кругу стульями.

Ход игры
Это групповая игра, и в самом ее начале выбирается первый водящий. Он должен уйти в другую комнату или закрыть уши. В это время остальные участники должны загадать какого-то известного человека или сказочный персонаж. Когда этот игрок вернется, он должен, задавая наводящие вопросы, догадаться, о ком идет речь.

Смотри также специально для мам и пап: детские загадки на Новый Год.

РАСШИФРОВКА

Цель игры: развить мышление, внимание, аналитические способности, расширить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: комната с расставленными по кругу стульями.

Ход игры
В этой игре участвуют, как минимум, 2 участника.
Сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит играть роль расшифровщика. Предложите ребятам представить, что вы вместе работаете в секретной организации. Совместно придумайте, чем вы могли бы заниматься, что вы могли бы выпускать. Пусть дети пофантазирует. Затем расскажите им историю о том, что у вас был обнаружен шпион, но, к сожалению, вы точно не знаете, кто он.

Вами пойман предатель, но он не может говорить и на все вопросы может отвечать кивком головы — либо да, либо нет.

Распределите между ребятами, кто из них будет играть роль расшифровщика, а кто — роль предателя. Затем ребенок, который играет роль предателя, должен вспомнить кого-то из известных сказочных или мультипликационных героев и назвать первую букву его имени. Второй участник, в течение определенного времени, задав около 20 вопросов, должен угадать, кто этот герой.

Когда расшифровщик выяснит имя этого персонажа, ребята могут поменяться ролями, и теперь расшифровкой может заняться ребенок, игравший роль предателя.
Победителей в этой игре нет, хотя победителем можно считать того, кто за меньшее количество вопросов угадает имя предателя.

 

ПОХОЖИЕ БУКВЫ

Цель игры: развить мышление, внимание, аналитические способности, расширить словарный запас.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника игры. Небольшой рассказ или просто набор слов, в которых есть общие буквы.

Ход игры
Откройте выбранный вами рассказ, прочитайте его, попросите вашего малыша пересказать его. Затем расскажите вашему ребенку, что сейчас вам предстоит искать общие буквы в разных словах из этого рассказа.
Выберите 2 слова, в которых можно найти общие буквы, и попросите ребенка найти и показать их.

После того как будет выполнено это упражнение, можно переходить к следующему. Его можно проводить как в письменном варианте, так и в устном. Придумайте слово, которое будет у вас ключевым. Выберите несколько букв, которые вы будете считать общими и станете искать в других словах. Например: в качестве ключевого слова вы выбрали слово «лошадка» и решили, что общими буквами у вас будут «а», «о» и «к». В данном случае производными будут следующие слова: «корзина», «корова», «комната» и т. д.
Методические указания: количество общих букв надо- увеличивать постепенно, начиная с одной буквы. Если ваш малыш затрудняется в поиске производного слова, предложите ему свое и проанализируйте вместе, могут ли там быть общие буквы.

ШПИОНСКИЕ ИГРЫ

Цель игры: развить внимание, мышление, аналитически способности, воображение, творческое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый, лист бумаги, карандаш, ножницы.

Ход игры
Эта игра рассчитана на несколько участников, хотя ее можно проводить и с одним ребенком.

Сначала нужно распределить роли шпиона и шифровальщика (если вы играете с ребенком вдвоем, то роль шпиона играет ваш малыш). Затем вы или ребенок, который будет шифровальщиком, придумываете какое-нибудь слово. Чистый, лист бумаги разрезается на определенное количество частей» соответствующее количеству букв в слове. На каждый лист шифровальщик записывает по одной букве из задуманного им слова. Сворачивает эти бумажки и прячет их по разным местам. Все шпионы в этот момент находятся в другой комнате.

Цель шпионов — найти бумажки с буквами и составить из них слово пароля. Во время поисков шифровальщик может им мешать и запутать их.
Вместо букв могут выписываться слова из известной пословицы или поговорки. Для ребят постарше могут выписываться строчки из знакомого им стихотворения.
Победителем в этой игре считается тот, кто быстрее всех обнаружит все листочки и составит пароль.

 

«САМОЛЕТ ПРОЛЕТЕЛ НАД БЕГЕМОТОМ»

Цель игры: развить мышление, внимание, память, аналитические способности, образное мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги, карандаш.

Ход игры
В процессе этой игры проводятся ассоциации, связывающие далекие по смыслу слова. Так, например, если в качестве первоначальных даются слова «самолет» и «бегемот», из них можно составить следующее смысловое предложение: «Самолет пролетел над бегемотом» или более нереальное «Бегемот пробежал перед самолетом».

 

Для ребят постарше это упражнение можно значительно усложнить. Эти далекие по смыслу слова выписываются в 2 столбика напротив друг друга. Цель ребенка — запомнить слова из первого столбика за счет ассоциаций со словами из второго. На изучения слов ребенку дается от 10 до 15 минут. Затем вы оставляете ему список слов из второго столбика, а он с помощью придуманных им самим ассоциаций должен вспомнить и произнести все слова из первого столбика.

Методические указания: чтобы ваш ребенок не схитрил и вместо ассоциаций просто не выучил один из столбиков слов, нужно сделать следующее. Во-первых, сразу не говорите ему, какой именно столбик слов вы попросите его вспомнить. Во-вторых, попросите его все ассоциации произносить вслух.
Начинать эту игру нужно с нескольких слов, постепенно увеличивая их количество.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Цель игры: развить творческие навыки, внимание, наблюдательность.
Необходимые материалы и наглядные пособия: книга с пословицами и поговорками.

Ход игры
Для участия в этой игре ваш ребенок должен уже хорошо читать. Есть несколько вариантов ее проведения. Во-первых, вы с ребенком можете вместе почитать пословицы и поговорки. Затем, совмещая начало и конец из разных поговорок, вы можете составить из них свои. Главное, чтобы в них заключался определенный смысл. Хотя бессмысленные поговорки тоже полезны, так как они поднимают настроение.

Во-вторых, вы сами составляете смешные поговорки. В этом случае цель вашего ребенка — определить, из какой поговорки взята та или иная часть новой пословицы

 

СОСТАВИТЬ РАССКАЗ

Цель игры: развить внимание, умение сосредоточиться, логическое и творческое мышление.
Необходимые материалы и наглядные пособия: чистый лист бумаги и карандаш.

Ход игры.
Суть этой игры состоит в том, чтобы написать рассказ, слова которого должны начинаться с заданных букв. До начала игры вы должны решить, какое слово или набор букв вы будете использовать. Если это слово, то оно должно состоять, как минимум, из 10 букв. Кроме того, можно использовать алфавит в прямом и обратном порядке. Затем выделяется определенное время, за которое необходимо составить рассказ (5— 10 минут). По истечении этого времени ваш ребенок должен сочинить рассказ.

Для детей дошкольного возраста эту игру можно проводить устно, используя карточки с буквами алфавита. В этом случае можно оказывать значительную помощь. Вы можете вместе придумывать слова на заданные буквы и пытаться соединить их в предложения.

 

МОЕ БУДУЩЕЕ

Цель игры: развить воображение, внимание, художественные и аналитические способности, коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения.
Необходимые материалы и наглядные пособия: по 2 листа чистой бумаги и карандаш на каждого участника игры.

Ход игры
Каждому участнику игры раздаются листы бумаги и карандаш. Теперь объясняется, что ребятам необходимо нарисовать себя в настоящее время и себя в будущем. На это задание дается около 10 минут. Затем работы отдаются ведущему. Он их перемешивает и достает один из рисунков.

Дети должны постараться не только угадать, кто па нем изображен (сколько лет этому человеку, чем он занимается, что на нем надето и т. д.) — в идеальном варианте они должны сочинить целую историю об этом человеке и угадать, кто нарисовал этот рисунок. При этом его автор активно принимает участие в обсуждении и не выявляет своего авторства.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы