Сначала необходимо было внести новое в эмоционально-нравственное содержание игры. Сюжет обогащался разными способами. Например, заметив интерес детей к играм «в больницу», «в поликлинику», предварительно проводили экскурсию в кабинет врача детского сада. Однако игра «На приеме у врача» после этого посещения показала, что это существенно не повлияло на содержание игры и характер ролевых взаимоотношений, хотя дети проявляли живой интерес.

 

Видимо это объясняется тем, что пятилетним детям еще трудно самостоятельно вычленить заботливость, чуткость врача как компоненты производимых им действий и отношения к пациенту.

Мы прибегали к таким приемам обогащения сюжета и содержания детской игры:
- наблюдение детьми приема врача детского сада; чтение художественных произведений (чтобы вызвать у детей, в частности у мальчиков, интерес к игре, создать у них образ врача-мужчины, мы решили дать им представление о труде и подвиге медицинских работников в военные годы, читали и обсуждали с детьми отрывки из повестей Е. Ильиной «Четвертая высота» и С. Алексеева «Госпиталь», из очерка Л. Овчинникова «Татьяна — солдат милосердия».);
- проведение дидактических игр «Отгадай, кто это делает — врач или медсестра», «Что как лечить?»;
- проведение бесед о труде медицинских работников: хирурга, терапевта, окулиста, медицинской сестры.

Игре «Зоопарк» предшествовали чтение произведений о животных (белке, лисе, тигре, обезьяне и др.); рассматривание картинок; проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.

На следующем этапе акцентировалось внимание на гуманных проявлениях. При этом взрослый выступал в соответствующей роли, что позволяло дать детям представление о том, как ведут себя люди, проявляя чуткость, заботу, готовность поддержать другого в трудных ситуациях, желание выразить сочувствие, откликаясь на чужую радость.

 

Система задаваемых действий включала эмоциональные проявления в их развернутой форме. Например, «мама» мягко успокаивала свою «дочку»-куклу: «Не плачь, маленькая, не плачь, хорошая», укладывая спать, обращалась с ней ласково, гладила, целовала, тихонько напевала колыбельную песенку.

Воспитатель разыгрывал определенные сюжетные линии: «Кукла Наташа заболела, ее надо полечить», «Как вылечить любимые игрушки», «Животные заболели», «Какого врача любят все», «Как работают смотрители зоопарка».

При этом на первый план выдвигалось внимательное, чуткое отношение к персонажам, выражаемое интонацией, мимикой, жестами.

Приведем отрывок из инсценировки «Как работают смотрители зоопарка», демонстрирующей заботливое отношение смотрителя зоопарка к своей подопечной обезьянке.

 

— Здравствуй, Чапа! Дай свою лапку. Вот, так. Как самочувствие? Ничего у тебя не болит? (Гладит.) Моя хорошая Чапочка. Сейчас я тебя покормлю. Вот тебе яблоки, семечки, орехи. Ешь, Чапочка, ешь, лакомка. (Гладит обезьянку, семечки дает с руки.) А теперь попей чистой водички. Вкусно? Наелась, Чапочка? Сейчас я тебя почищу, и ты станешь чистой, красивой обезьянкой. (Чистит щеткой.)

Применяемые взрослым эмоционально-выразительные средства имели целью не только вооружить детей умениями высказать положительное отношение к объекту своего внимания, но и возбудить желание проявить его в обращении с игрушкой.

К ролям, предложенным в образце,— мамы, брата, врача, дети добавили новые — медсестры, папы.

 

Эффективность образца определялась полнотой его воспроизведения детьми. Характерно, что некоторые компоненты ролевых взаимодействий отражались не только в заданной образцом роли, но и в других ролях, также предполагающих проявление заботы. Подобная интерференция говорит о том, что образец стал не средством простого копирования, а обобщенным способом выражения отношения.

Обнаружены различия в степени и глубине воспроизведения образа. Активные, эмоционально восприимчивые дети наиболее тщательно копировали игровые действия и манеру взрослого вести себя в демонстрируемой роли. Дети в роли мамы (папы) пользовались речевыми структурами, применяемыми взрослыми. Например, описывали внешний вид заболевшего ребенка фразами, взятыми из образца: «Машенька совсем не улыбается, глазки стали грустными, щечки раскраснелись, головка горячая».

Можно характеризовать использование образца как творческое, так как в характер ролевых действий дети вносили свойственные каждому из них способы эмоциональных выражений.

 

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы