С целью проверки эффективности формирующих воздействий мы провели наблюдения за играми, предусматривающими необходимость гуманных проявлений, например: «Белочка заболела, ее надо полечить», «Зоопарк» и др. Предусматривались также соревновательные моменты, чтобы выявить, как ребенок выполняет предписанные ролью игровые действия, как организует свое поведение, если он знает, как ему следует вести себя.

Мы перенесли в игре акцент с выполнения роли как обычного игрового взаимодействия на ее идеальное исполнение, т. е. выдвигалось требование сыграть наилучшего смотрителя, самого внимательного и заботливого врача и т. п.

Например, в игре «Зоопарк» между смотрителями животных проводился конкурс, кто же из них самый внимательный, добрый, чуткий по отношению к своим подопечным. Введение судейской группы (на следующем этапе) должно было повысить значимость для детей установки на лучшее понимание роли.

 

Остановимся на характеристике группы детей, проявляющих гуманное отношение при воссоздании игрового образа.

Поведение детей этой группы «А» характеризуется ярко выраженной увлеченностью, заинтересованностью игрой.

Они быстро вживаются в образы, образец принимают творчески, легко отходят от заданных моделей ролевого поведения, конструируют новые варианты; в характер ролевых действий вносят дополнения, изменения из собственного опыта, свойственные им способы эмоциональных выражений. Ласковая интонация, взволнованный голос, соответствующая мимика свидетельствуют об искренности переживаний ребят. Приведем пример.

В кабинет «врача» входит Вова с мишкой. От имени мишки он обращается к Антону, исполняющему роль врача: «Полечи меня, доктор, у меня ангина». Антон наклоняется к нему, сочувственно спрашивает: «Тебе очень больно? Да, сразу видно, что заболел, голова опущена, глаза грустные. Покажи горло». Внимательно рассматривает горло больного: «Очень, очень красное». Треплет мишку за ухо, говорит ободряюще: «Ну, ничего, потерпи, вылечим тебя».

Обращается к Вове: «У вас есть дома синька? Когда болит горло, его надо мазать синькой, мне мама так всегда делает». Склоняется над мишкой, говорит, улыбаясь: «Ты не бойся, это совсем не больно»..Протягивает Вове лист бумаги: «Вот вам рецепт, получите в аптеке синьку. Если мишке будет хуже, положим его в больницу. Сейчас по телефону узнаю, есть ли в больнице свободное место». Обращается к Лене, исполняющей роль медсестры: «Ты пока займись мишкой, я должен договориться с больницей» (серьезный вид, деловой тон).

 

По телефону: «Это больница? Звонят из поликлиники. У меня здесь на приеме больной мишка, у него ангина. У вас есть свободное место? Через два дня? Хорошо, я позвоню позже. Придите через два дня, мы положим его в больницу. А пока не волнуйтесь, лечите его, как я вам сказал. До свидания».

Характерно, что некоторые компоненты ролевых взаимодействий находят отражение не только в заданной образцом роли, но и в других ролях, также предполагающих проявление заботливого отношения. Рассмотрим материалы формирующего эксперимента, направленного на внесение нового гуманного содержания в игру через ее центральный компонент — роль.

Чтобы ввести в роль систему действий, включающих эмоциональные проявления в их развернутой форме, путем предъявления образцов ролевого поведения, и делался акцент на гуманные проявления в контексте игровых взаимодействий. В образцах задавались способы проявления гуманного отношения, моделировались развитые формы заботы, сочувствия, внимания. Давая образец, взрослый заботился об его эмоциональной выразительности. Часто к демонстрации образца гуманных проявлений привлекался ребенок.

 

Предлагая те или иные образцы эмоционально-нравственного отношения, мы фиксировали способ их реализации детьми в самостоятельной игровой деятельности, одновременно отмечая все изменения.

Анализ результатов формирующего эксперимента проводился по таким критериям: отражение в содержании игры моментов, предусматривающих проявление гуманных чувств к другому; степень эмоциональной окрашенности игровых действий детей, в частности, проявление чувств, свидетельствующих о сопереживании, сочувствии, содействии, приязненном отношении, в отличие от равнодушия. Экспериментальная группа состояла из двадцати испытуемых. Анализ результатов, полученных уже в начале преобразующего эксперимента, позволил выделить две группы детей на основании различий в степени и глубине воспроизведения игрового образца и, таким образом, установить исходный уровень эмоционально-нравственного отношения детей в игре, с которым сопоставлялись данные, полученные после каждого формирующего воздействия.

 

Приводим выписку из протокола наблюдения.

Лена, исполняющая роль директора зоопарка, ходит по его территории, следит за порядком. Увидев олененка без присмотра, восклицает: «Ой, почему его бросили-, бедного? (Гладит олененка). Не плачь, маленький, успокойся, сейчас найдем твоего хозяина». Вытирает носовым платком ему «слезы». Строгим голосом делает замечание Инне, исполняющей роль смотрителя: «Смотри за своим олененком, не бросай его!»

Для детей данной группы образец — средство выражения отношения. Несколько иначе ведут себя в игре малоактивные, застенчивые дети. Они любят играть, но из-за застенчивости, робости часто отказываются от центральных ролей, предпочитая второстепенные роли или индивидуальные игры. Их игровые действия со сверстниками ограничены, скованы. Они стесняются открыто проявлять чувства. В совместной игре применяют привычные способы обращения, образец копируют частично, нерешительно пользуются эмоционально-выразительными реакциями, показанными взрослыми. Их отличает желание спрятать от постороннего взгляда свои эмоции.

 

Приведем пример. Вова (врач) ведет прием больных. Он обращается к Лене, которая держит в руках куклу: «Как звать дочку? Я должен записать имя и фамилию ребенка». Записывает. «Что с ней случилось?»

Спрашивает тихо, прямо в глаза не смотрит, видно, что смущается. Лена: «У нее сильный кашель, посмотрите ее, доктор. Можно ходить ей в детский сад или нет?» Все это девочка говорит очень громко, тоном взволнованной мамы, отчего Вова смущается еще больше. Сидит некоторое время молча, потупив глаза. Лена не может выдержать длительной паузы, требует от врача, чтобы он осмотрел ее ребенка и выписал справку. Вова говорит еле слышно: «Сейчас я ее осмотрю». Слушает куклу, заглядывает в рот, говорит задумчиво: «Да, очень большие миндалины».

 

И снова надолго задумывается, при этом смотрит только на куклу. Лена волнуется еще больше: «Моя дочка больна, она плачет, доктор, ну сделайте что-нибудь». Вова наклоняется над куклой, стесняясь и краснея, гладит ее, тихо шепчет на ушко: «Скоро пройдет, не плачь». Молча ставит компресс. Обращается к Лене, но смотрит мимо нее: «У вашей дочки такое заболевание, что лучше некоторое время побыть дома, в детский сад не ходить, потом снова ко мне придите».

 

Приводим образцы протоколов наблюдения за детьми:

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

Ф.И. ____________________________________________________________________
Дата рождения:__________________ Класс ___________________________________
Дата обследования: 1._________________________________ (сентябрь 1 класс)
                                  2._________________________________ (декабрь 1 класс)
                                  3._________________________________ (май 1 класс)
                                  4._________________________________ (2 класс)
                                  5._________________________________ (3 класс)
                                  6._________________________________ (4 класс)

  • Особенности самовыражения ребенка


п/п

Характеристика

1 класс
(входн.)

1 класс
(промеж.)

1 класс
(выходн.)

2 класс

3 класс

4 класс

  • Поведение

1.1

Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

 

 

 

 

 

 

1.2

Пассивность, замкнутость, безразличие

 

 

 

 

 

 

1.3

Беспокойство, возбудимость

 

 

 

 

 

 

  • Эмоции

2.1

Положительно окрашенные

 

 

 

 

 

 

2.2

Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

 

 

 

 

 

 

2.3

Частая смена эмоций

 

 

 

 

 

 

  • Особенности общения


п/п

Характеристика

1 класс
(входн.)

1 класс
(промеж.)

1 класс
(выходн.)

2 класс

3 класс

4 класс

  • Особенности общения со взрослыми

3.1

Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

 

 

 

 

 

 

3.2

Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание

 

 

 

 

 

 

3.3

Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

 

 

 

 

 

 

  • Особенности общения со сверстниками

 

4.1

Личностное общение:
Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

 

 

 

 

 

 

4.2

Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность

 

 

 

 

 

 

4.3

Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

 

 

 

 

 

 

 

4.4

Деловое общение
Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

 

 

 

 

 

 

4.5

Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

 

 

 

 

 

 

  • Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности


п/п

Характеристика

1 класс
(входн.)

1 класс
(промеж.)

1 класс
(выходн.)

2 класс

3 класс

4 класс

  • Мотивация

 

5.1

Особенности мотивов
Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

 

 

 

 

 

 

5.2

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

 

 

 

 

 

 

5.3

Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

 

 

 

 

 

 

5.4

Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

 

 

 

 

 

 

5.5

Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

 

 

 

 

 

 

 

5.6

Виды мотивов
Мотивы достижения успеха

 

 

 

 

 

 

5.7

Мотивы избегания неудач

 

 

 

 

 

 

5.8

Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

 

 

 

 

 

 

  • Произвольность

 

6.1

Особенности восприятия образца и правила:
Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно;

 

 

 

 

 

 

6.2

Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

 

 

 

 

 

 

6.3

Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

 

 

 

 

 

 

 

6.4

Особенности решения учебной задачи:
Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

 

 

 

 

 

 

6.5

Принимает, но не удерживает учебную задачу

 

 

 

 

 

 

6.6

Не принимает учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

6.7

Способен объяснить своими словами  цель работы и этапы ее достижения

 

 

 

 

 

 

 

6.8

Степень самостоятельности:
Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

 

 

 

 

 

 

6.9

Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

 

 

 

 

 

 

6.10

Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

 

 

 

 

 

 

 

6.11

Саморегуляция
Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

 

 

 

 

 

 

6.12

Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

 

 

 

 

 

 

  • Отношение к помощи со стороны взрослого

7.1

Нуждается в помощи взрослого

 

 

 

 

 

 

7.2

Принимает помощь взрослого

 

 

 

 

 

 

7.3

Не принимает помощь взрослого 

 

 

 

 

 

 

  • Выводы:
  • Рекомендации:

- педагогу
- родителям

  • Помощь специалистов (педагога-психолога, логопеда), в которой нуждается ребенок:

 

СВОДНАЯ КАРТА
наблюдений за особенностями личностного развития обучающихся _________ класса

Ф.И.О. учителя__________________________________________________________ Дата обследования: ________________________________
                               

 

 

п/п

 

                       Ф.И. обуч-ся

 

Характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Особенности самовыражения ребенка

11.1

  • Поведение

Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Пассивность, замкнутость, безразличие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3

Беспокойство, возбудимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

  • Эмоции

Положительно окрашенные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3

Частая смена эмоций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Особенности общения

 

3.1

3. Особенности общения со взрослыми
Непосредственность, искренность, эмоциональная близость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2

Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3

Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

4. Особенности общения со сверстниками
Личностное общение:
Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2

Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3

Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4

Деловое общение
Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5

Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

 

5.1

5. Мотивация
Особенности мотивов
Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2

Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3

Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.4

Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.5

Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.6

Виды мотивов
Мотивы достижения успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.7

Мотивы избегания неудач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.8

Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.1

6. Произвольность
Особенности восприятия образца и правила:
Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.2

Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.3

Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.4

Особенности решения учебной задачи:
Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.5

Принимает, но не удерживает учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.6

Не принимает учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.7

Способен объяснить своими словами  цель работы и этапы ее достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.8

Степень самостоятельности:
Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.9

Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.10

Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.11

Саморегуляция
Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.12

Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.1

7. Отношение к помощи со стороны взрослого
Нуждается в помощи взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.2

Принимает помощь взрослого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.3

Не принимает помощь взрослого 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы