Как видим, стеснительному ребенку сложно открыто проявлять свои чувства перед сверстниками. Но эти же дети полнее раскрываются в индивидуальных играх. Они увлекаются игрой, разыгрывают свои сюжетные линии и не просто воспроизводят систему действий по уходу, заботе о другом, но делают это с чувством, искренне.

Приведем выписку из наблюдения за игровой деятельностью Вовы, исполняющего роль смотрителя зоопарка. Покормив обезьянку, Вова укладывает ее спать. Гладит, шепчет на ушко: «Спи, хорошая! А я песенку тебе спою». Бережно качает ее на руках, тихонько что-то напевает. Так, держа на руках игрушку, начинает убирать помещение. Просит мальчиков, играющих рядом, чтобы они не шумели. Сделав уборку в «клетке» обезьянки, ласково будит ее: «Вставай, маленькая. Сейчас ты попрыгаешь через палочку». Производит с игрушкой соответствующие действия. Ободряет обезьянку: «Как ты хорошо прыгаешь, молодец! Еще попрыгай».

Сам отвечает за обезьянку: «Не хочу больше прыгать»! И тут же от имени смотрителя ласково журит ее: «Ну, как это — не хочу, ведь ты же будешь скоро выступать в цирке». Обнимает игрушку, шепчет тихонько что-то на ушко, уговаривает.

То, что дети могут вчувствоваться в игровой образ, творчески подойти к роли, дает основание отнести их к группе «А», несмотря на скованность действий и эмоциональных проявлений в играх со сверстниками.

Были и такие дети (мы их тоже отнесли к группе «А»), которые, хотя и включали в свои игровые действия процедуру успокаивания пострадавшего, данную взрослым в образце, однако делали это лишь схематично. Например, если они и гладили пострадавшего, то смотрели при этом куда-то в сторону. Их действия в основном носили деловой характер, были лишены эмоциональной окраски.

 

Приведем выписку наблюдения за игровой деятельностью Дениса, исполняющего роль врача в игре «Зоопарк». Увидев обезьянку, оставленную смотрителем Женей, Денис забирает ее в больницу. Ставит градусник, кормит с ложечки, но делает это порывисто, как-то поспешно, даже не глядя, куда подносит ложечку. Перебинтовывает обезьянке лапку, говорит скороговоркой, без особых эмоций: «Потерпи, скоро пройдет».

Не обратив внимания, что постель на игрушечной кроватке находится в беспорядке, укладывает обезьянку поверх одеяла: «Спи себе». Как бы спохватившись, несколько раз гладит ее? но при этом смотрит в сторону, зовет Олега — директора зоопарка. Говорит ему сдержанно, по-деловому: «Женя — очень плохой смотритель, он совсем не смотрит за обезьяной, она упала с дерева и поломала лапку. Поговори с ним». Как видим, сочувствие к «пострадавшей обезьянке» мальчик проявляет в действии, в скупых словах утешения, однако эмоциональный компонент в этом сочувствии выражается еще слабо.

 

К группе «Б» были отнесены дети, в основном не проявляющие гуманного отношения в игре. Их ролевое поведение не изменилось даже под влиянием заданных образцов: дети фактически не вживались в игровой образ, воспроизводили его поверхностно, эскизно, без эмоционально-нравственных проявлений. Не вычленяли их в структуре игровых действий, не осознавали как обязательный атрибут роли.

Из образца копировали изредка отдельные словесные выражения, оставаясь равнодушными к самому объекту действий. Если же отдельные эмоциональные проявления и имели место у детей, то носили ситуативный характер, зависели либо от побуждений со стороны, либо от общего строя игры.

Приведем пример: Максим, исполняющий роль смотрителя ослика, с самого начала игры увлекся уборкой и ремонтом вольеры. Игрушка валяется в стороне. После замечания Ани (директора зоопарка) Максим поднял ослика, держа игрушку вниз головой, и продолжал ремонтировать загородку.

Увидев такое отношение, Аня возмутилась: «Как ты держишь ослика? Тебе было бы приятно, если бы тебя так держали?» — Максим не возражает девочке: все-таки директор зоопарка. Берет игрушку правильно, гладит ее, при этом смотрит на Аню.

Как видим, игра протекает по шаблону, без эмоциональных проявлений гуманного характера.

 

Следует отметить позитивные моменты, характеризующие творческую сюжетно-ролевую игру старших дошкольников после проведенной работы: гуманные проявления для многих детей стали обязательным атрибутом сюжетно-ролевой игры. Игра наполняется для ребенка новым звучанием, что обеспечивает развитие, углубление ее гуманного содержания. Теперь основной смысл игры дошкольника заключается в проявлении гуманного отношения к окружающим его людям, животным.

Но нужно отметить и факты эмоциональной нечувствительности, зафиксированной у части детей. Видимо, эти дети не ориентированы на эмоциональное проявление как необходимый момент игры и поэтому сохраняют свойственное им ранее воспроизведение игровых действий без соответствующей эмоциональной окраски.

Таким образом, сюжет, содержание, характер складывающихся в игре ролевых взаимоотношений придают ей исключительно важное значение в нравственном воспитании детей. Слияние этих трех структурных компонентов позволяет внести в игру элемент актуального переживания, связанного как с вхождением в игровой образ, так и с эмоциональным отношением ребенка к другому. Задача педагога и состоит в том, чтобы обеспечить условия для реализации этой «двойной» опосредованное™ эмоций участников игры.

 

Новое, гуманное содержание должно вноситься в игру взрослыми. Игра становится воспитательным средством при условии, если взрослый помогает детям найти способы выражения гуманных отношений, учит проявлять заботу, доброжелательность, чуткость, внимание.

Значение рассматриваемых игр в решении воспитательных задач дошкольного учреждения следует оценивать в двух планах.

Во-первых, в них реализуется потребность ребенка отразить свои представления о взаимоотношениях людей. Как известно, она особенно сильна в старшем дошкольном возрасте и проявляется в изменении содержания игр: главным становится не предметная деятельность людей, а человеческие отношения.

 

При осуществлении контроля за развитием сюжетно-ролевой игры достаточно сопоставить протекание игр на один и тот же сюжет на протяжении какого-то времени, чтобы по характеру ролевого взаимодействия партнеров судить об обогащении или застое игры. Если воспроизводится нравственная сущность жизни и деятельности людей, то обязательно имеют место оценочные отношения, положительные или отрицательные персонажи, утверждается добро и осуждается зло.

Во-вторых, те или иные проявления ребенком чувств, осмысленность действий и поступков в игровой ситуации вносят свой вклад в формирование личности. Доброжелательность и уважительность в отношениях утверждают гуманистическую направленность личности, отчужденность, недружелюбие — эгоистическую.

По силе воздействия на становление личностных свойств и мотивационной структуры, которыми определяется индивидуальность в дошкольный период, игра превосходит все другие факторы. Непременное условие положительного влияния игры — активная позиция в ней каждого участника. Речь не идет о престижной или непрестижной роли, о главном или второстепенном для развертывания сюжета персонаже. Каким бы действующим лицом ни был ребенок, главное для него — ощущать себя полноценным и незаменимым участником игровой ситуации, ее творцом.

В этом случае его поведение является следствием отношения к себе и другим. Оно порождается пониманием ролевых требований, внутренним принятием их или искажением. Если игра предписывает не только вести себя должным образом, но еще и, скажем, быть добрым и чутким, то ребенок становится таким, входя в игровой образ. Благодаря переживаниям, испытываемым в ходе игрового взаимодействия, он не просто изображает того или иного персонажа, а чувствует себя им.

Так можно представить психологический механизм влияния сюжетно-ролевой игры на процесс формирования личности в дошкольном детстве. Понимание его дает в руки воспитателя мощное средство управления этим процессом.

 

Вместе с тем оно требует продуманной стратегии и строго индивидуализированной тактики, позволяющей вооружать детей игровыми умениями с целью развития самой игры, сохраняя при этом ее самобытность и творческий характер, благодаря которым каждый участник становится деятельным лицом или, как принято сейчас говорить, субъектом игровой деятельности. Только выступая в этом качестве, ребенок «присваивает» действия, поступки и свойства, проявляемые в игре.

 

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы