Важно помнить, что не во всех микрогруппах, хотя в большинстве случаев они и строятся на началах самостоятельного выбора и предпочтения одних сверстников другим, отношения между детьми пронизаны чувством взаимного уважения, сочувствия, заботы друг о друге. Иногда внутри микрогруппы существуют отношения неравенства, неразделенной симпатии, пренебрежения к другим со стороны «лидера».

В то же время в группе есть дети, которые находятся в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех, и других. У первых развивается повышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным детям. У тех, кто не входит в ядро, развивается либо угодничество, либо замкнутость, недоверие к людям. Такие дети чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут в детский сад».

 

Причина такого положения в том, что воспитатели не умеют правильно анализировать взаимоотношения своих воспитанников, от них зачастую ускользают многие нюансы во взаимоотношениях детей, часто складывающихся стихийно и далеко не всегда на гуманной основе.

 

Взаимоотношения дошкольников особенно нуждаются в педагогической корректировке, поскольку они только начинают складываться. От умелого руководства воспитателя процессом общения детей в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной) зависит характер отношений не только в отдельных объединениях, но ив группе в целом. Усилия педагога должны быть направлены на привитие детям положительных способов взаимодействия и на предупреждение отрицательных.

И первые, и вторые способы взаимодействия основываются на проявлении эмоционального отношения к сверстнику — на чувствах симпатии, приязни, предпочтения или, наоборот, антипатии, неприятия.

Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями дошкольников, необходимо знать положение ребенка в кругу сверстников (кому из них он отдает предпочтение, кому стремится подражать, на кого оказывает влияние), индивидуальные особенности каждого из воспитанников. Зная особенности взаимных контактов детей, владея методикой их формирования, педагог может целенаправленно управлять взаимоотношениями своих питомцев.

 

Личные взаимоотношения детей в группе, в отличие от деловых, никем специально не устанавливаются, а складываются преимущественно стихийно в процессе повседневных контактов.

Уже на первом году жизни ребенок проявляет интерес к другим детям. Полутора-двухгодовалые малыши, различая взрослых и сверстников, по-разному относятся к ним. Так, незнакомый взрослый вызывает у малыша смущение, а иногда и страх, а незнакомый сверстник — интерес и даже положительные эмоции. Ребенок охотнее протягивает игрушку ровеснику, чем взрослому, знакомому ребенку скорее, чем незнакомому. У полуторагодовалых малышей еще нет потребности в общении со сверстником, а есть интерес к нему, притом очень неустойчивый.

 

Постепенно под влиянием воспитательных воздействий взрослого интерес к сверстнику, эмоциональное отношение к нему - заметно усиливаются. Если малыш раньше часто не замечал игрушку, которую протягивал ему ровесник, или же улыбку, адресованную ему, то теперь он активно реагирует на все это. Он даже может проявлять инициативу в установлении взаимодействия со сверстником, ищет контакты с ним.

В возникновении таких эмоционально положительных проявлений к сверстнику первостепенная роль принадлежит, конечно же, взрослым — родителям, воспитателям. На третьем году жизни активность детей в налаживании контактов со сверстниками, которые становятся желанными партнерами в игровой деятельности, заметно возрастает. Малыши этого возраста радуются появлению ровесника, улыбаются ему, заглядывают в глаза, протягивают руки.

Подобное поведение свидетельствует о том, что сверстник интересует малыша уже сам по себе, а не потому, что в руках у того привлекательная игрушка. Внимательное наблюдение за процессом общения детей третьего года жизни показывает, что они не ко всем ровесникам относятся одинаково: у них уже можно заметить выражение чувства симпатии.

 

Двухлетние малыши способны понять, что другому больно, что его обидели. Ребенок оказывает самостоятельную посильную помощь пострадавшему сверстнику (поднимает упавшего, дует на ушибленное место). Симпатия к сверстникам проявляется также в том, что ребенок защищает другого, привлекает.

Более глубокое изучение взаимоотношений в малых группах показывает, что их эмоциональный микроклимат во многом зависит не только от личных качеств детей, от особенностей совместной деятельности, но и обусловливается теми первоначальными мотивами, которыми руководствовались дошкольники, выбирая в качестве партнера для общения того или иного сверстника. (Под мотивом общения понимаются те качества ровесника, ради которых ребенок вступает в общение с ним.) А мотивы могут быть разными. В одних случаях ребенка привлекают положительные качества сверстника, в других — его трудовые умения, игровые навыки.

Осмысление этих качеств и умений сверстника происходит под непосредственным воздействием оценочных суждений педагогов о нем. Мотивы выбора сверстника могут быть также продиктованы желанием продемонстрировать окружающим свое превосходство, покомандовать другим и т. д. Взаимоотношения, в основе которых лежат именно эти мотивы, требуют особо пристального внимания, ибо они не только не способствуют формированию гуманных чувств, но и тормозят их.

Поэтому, подчеркнем еще раз, педагог должен знать особенности взаимоотношений детей, истоки их становления, начиная с раннего детства. Это требование к деятельности педагога особенно актуально в связи с тем, что в настоящее время воспитатель берет группу детей в возрасте полутора-двух лет и ведет ее до конца их пребывания в дошкольном учреждении.

 

Что лежит в основе развития взаимоотношений между детьми? Что заставляет ребенка сближаться с тем или иным сверстником, выделять его из группы? Как мотивы выбора влияют на характер взаимоотношений детей в небольшой группе? В чем особенности избирательных отношений в разных возрастных группах? Полагаем, что умение ответить на эти вопросы существенно поможет практическим работникам в выборе педагогически правильных приемов и методов воздействия на процесс формирования доброжелательных отношений между детьми.

 

Специально проведенные исследования показали, что в основе развития взаимоотношений ребенка с окружающими людьми лежит потребность в общении — одна из главных духовных потребностей человека. Ее становление начинается в первые недели жизни ребенка и первоначально выражается как потребность во взрослом человеке.

Очень рано (на четвертом-пятом месяце жизни) ребенок начинает избирательно относиться к социальному окружению, в той степени, в какой они могут быть сформированы к этому возрасту), а также характер оценочных суждений воспитателя о нем — главные факторы, определяющие эмоциональное тяготение детей друг к другу.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы