Переход в группу детского сада — новый этап в развитии общения и взаимоотношений ребят. Стремление к общению со сверстниками уже ярко выражено. Как отмечает Д. Б. Годовикова, «такое стремление отчетливо обнаруживается в возрасте 3—4 лет. Оно выражается в проявлении у ребенка, во-первых, отношения к деятельности партнера-сверстника в виде критической оценки, а, во-вторых, отношения к собственной деятельности.

Ребенок осознает свою возможность действовать самостоятельно, именно это и побуждает его к реализации этой возможности и к утверждению своего способа действия... Начало осознания себя, по-видимому, и создает потребность в самовыражении и в получении отклика со стороны другого человека, в сравнении себя с себе подобным существом. Таковым и является сверстник».

Активное стремление младших дошкольников к общению можно объяснить, как мы полагаем, не только их возросшей самостоятельностью и развитием определенных умений, но и конкретной социально-психологической ситуацией, которая складывается в этой возрастной группе. Мы имеем в виду прежде всего то, что с переходом детей во вторую группу заметно ограничивается время их индивидуального общения с воспитателем.

 

Учебные занятия теперь проводятся со всей группой детей, а не с небольшими подгруппами, как раньше. Количество детей в группе увеличивается, что также ведет к ограничению личных контактов каждого ребенка с воспитателем. В совокупности эти объективные обстоятельства и обуславливают активизацию общения детей со сверстниками, на основе которого формируются их личные и деловые взаимоотношения.

Характер отношений младших дошкольников со сверстниками чаще всего утилитарно-эмоциональный. Так, ребенок выбирает партнерами для игры, для выполнения задания, для танца разных детей. Поводом для такого выбора часто бывают сугубо внешние обстоятельства: дети случайно встретились на улице, идя в детский сад, его к участию в общем деле, делится сладостями, игрушками.

Важно помнить, что чувство симпатии развивается не самопроизвольно, а под непосредственным воздействием взрослого. Атмосфера жизни в семье, характер взаимоотношений между ее членами являются наглядным примером, образцом для подражания. Многие исследователи "и педагоги-практики отмечают, с одной стороны, большую склонность детей третьего года жизни к подражанию, а с другой — явную выраженность у них социальных чувств, особенно успешно формирующихся в благоприятных педагогических условиях.

В условиях дошкольного учреждения пребывание ребенка в группе сверстников дает большие возможности для воспитания у него симпатии, доброжелательного отношения к окружающим, для взаимной заботы, а также преодоления некоторых эгоистических проявлений, уже сложившихся к этому времени.

Как уже было сказано выше, в основе доброжелательного отношения ребенка к окружающим людям лежит чувство симпатии к ним. Развивая его у детей, можно успешно влиять и на становление их личных взаимоотношений. Очень важно научить малышей проявлять это чувство: обращать их внимание на состояние других детей, на возможность оказать им помощь; на необходимость делиться со сверстниками, взрослыми игрушками, сладостями и т. д. Следует поощрять хорошие поступки ребенка; взрослый и сам должен в присутствии детей проявлять доброжелательность к другим людям.

Под конец третьего года жизни у детей уже можно наблюдать довольно устойчивое отношение к определенным людям (симпатия, антипатия, безразличие). В семье ребенок чаще всего отдает предпочтение матери, а в дошкольном учреждении — одному или нескольким сверстникам. Некоторые исследователи утверждают, что у детей третьего года жизни возникает избирательная привязанность к отдельным сверстникам (Н. И. Лысенко, М. И. Лисина, С. В. Корницкая), формирующаяся на основе потребности в общении.

В этом возрасте избирательные привязанности малышей обусловлены случайными, временными обстоятельствами (другой посочувствовал ему, поделился конфетой, игрушкой). Существенно влияют на избирательные отношения детей оценочные суждения воспитателя о каждом ребенке.

Коллективизм как нравственное качество складывается из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам: симпатии, дружелюбия, сочувствия, стремления поделиться, желания вместе поиграть или рассмотреть интересные картинки. Эти чувства лежат в основе личных отношений.

 

На почве личных доброжелательных отношений и симпатий значительно легче формируются и деловые контакты, возникающие в различных видах совместной деятельности детей. Правильная организация этой деятельности способствует тому, что дети учатся договариваться, согласовывать свои действия, справедливо разрешать возникающие споры.

Таким образом, личные взаимоотношения детей — важный инструмент формирования детского коллектива и представляют поэтому большой интерес и для науки, и для педагогической практики.

Проведенное нами изучение взаимоотношений младших дошкольников показало наличие довольно устойчивого избирательного отношения между отдельными детьми. Следует отметить, что изучаемая нами группа детей функционировала в данном составе довольно продолжительное время: шестеро воспитывались вместе со второго года жизни, четырнадцать — с третьего, и только двое поступили в группу из семьи в трехлетнем возрасте. Таким образом, почти у всех детей уже сложился определенный опыт общения и взаимодействия со сверстниками.

Однако мы установили, что не все дети занимали одинаковое положение в группе. Уже на этом этапе формирования коллектива одни из них пользуются большим авторитетом, у других он значительно меньше, а третьих сверстники словно и не замечают. Не останавливаясь на методике изучения степени авторитетности каждого члена группы, поскольку не это является темой нашего разговора, отметим, что из 22 наблюдаемых нами детей, наибольшим авторитетом у сверстников пользовались 6; несколько меньшим — 9, к 7 ребятам проявлялось безразличное отношение.

 

Помимо такой расстановки детей в группе, можно было заметить и другое распределение наличие небольших по численности объединений, состоящих из 2 — 3 человек в каждом. Интересно отметить, что наиболее стабильные объединения составляли девочки. Для остальных кто-то принес из дома красивую игрушку и дал поиграть ею и т. д. Постепенно утилитарность уступает место отношениям, основанным на эмоциональном тяготении.

Иногда отношения между детьми уже в младшей дошкольной группе характеризуются положительной эмоциональной окраской, устойчивостью, что является показателем эффективности воспитательных воздействий педагогов. Однако немалую роль играет и длительность функционирования группы в одном составе.

Так, в группе, которая функционирует в данном составе полтора-два года, взаимоотношения между воспитанниками более стабильны и устойчивы, чем в группе, сформированной недавно: у воспитанников первой группы значительно больше социальный опыт общения и взаимодействия. При педагогически правильном руководстве они заметно опережают в развитии взаимоотношений не только своих сверстников из второй группы, но и детей постарше.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы