Сказанное выше может в некоторой степени объяснить встречающиеся иногда в психолого-педагогической литературе противоречивые утверждения ученых, занимающихся проблемами взаимоотношений младших дошкольников. Одни из них считают, что избирательные отношения наблюдаются только у старших дошкольников (Т. А. Маркова, Р. С. Буре, В Г. Нечаева).

Другие, наоборот, утверждают, что парная дружба может возникать уже в младшем дошкольном возрасте и продолжаться годами (А. Е. Аркин, А. И. Аржанова, Л. В. Артемова, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Столь противоречивые мнения относительно личных взаимоотношений младших дошкольников являются, безусловно, свидетельством их недостаточной изученности.

Авторы часто только констатируют наличие этих отношений, однако не дают их психологической характеристики, не описывают методов педагогического руководства ими. Даже в работах, раскрывающих особенности взаимоотношений детей этого возраста, чаще всего анализируются игровые объединения, руководимые педагогом, хотя здесь имеют место скорее деловые, чем личностные отношения.

 

Однако источником детских взаимоотношений является не только игровая деятельность под руководством воспитателя. Младшие дошкольники большую часть времени проводят в свободном общении и самостоятельных играх. Именно здесь зарождаются, проявляются и формируются личные взаимоотношения младших дошкольников, здесь образуются самостоятельные детские группировки.

Наделать. Многие дети настолько привыкли к тому, что Неля всегда помогает другим, что сами обращались к ней за помощью, и она с готовностью откликалась. Воспитатели часто поручали Неле занять детей на некоторое время. Она знала много сказок, умела их хорошо рассказывать и дети с большим вниманием слушали ее.

Девочка доброжелательно относилась к сверстникам, никогда на них не жаловалась и они отвечали ей взаимностью.

 

При таком довольно ровном положительном отношении Нели к товарищам по группе, все же особую избирательную привязанность она проявляла к некоторым из них. Предметом ее эмоционального тяготения были три девочки: Вика, Таня, Оля. В ситуациях, когда Неля становилась перед необходимостью выбора нескольких сверстников, она постоянно отдавала предпочтение одним и тем же подружкам, всегда называя их в одной последовательности.

Однако наибольшее предпочтение отдавала Вике, которая отвечала ей взаимной привязанностью, тогда как Таня и Оля только симпатизировали Неле, но устойчивой привязанности к ней не проявляли. Так, во время прогулок сначала все четыре девочки держались вместе, но Таня и Оля очень скоро переключались на общение с другими детьми, а Неля и Вика играли только вдвоем. Даже если девочки участвовали в играх других сверстников, они всегда держались рядом.

 

Вика, как и Неля, была популярным ребенком в группе — хорошо развитая и самостоятельная для своего возраста, умеющая настоять на своем и подчинить более слабых детей. Ее отношения с большинством сверстников не были проникнуты той доброжелательностью, которую мы наблюдали у Нели. Даже при самом непродолжительном наблюдении за характером ее общения со сверстниками можно было заметить, что она к разным детям относится по-разному. К одним, как к равным, другими командовала, а третьих и вовсе не замечала.

Недостатки явно проявляющиеся в отношениях Вики со сверстниками, компенсировались ее активностью и инициативностью. Она умела придумывать интересные игры, вовлекать в них много детей, активно руководить ими. Воспитатели часто ставили ее в пример. Все это и обусловливало ее авторитет в группе.

В том, что Неля и Вика проявляли друг к другу взаимную привязанность, нет ничего удивительного.

 

По своему развитию они ни в чем не уступали друг другу, у обеих девочек была хорошо развита речь. Личные взаимоотношения было то непостоянство в выборе сверстника в качестве партнера по взаимодействию, которое отмечают многие авторы, изучающие взаимоотношения младших дошкольников.

Особенно неустойчивыми в выборе товарища были мальчики. На первой прогулке они с увлечением играли с одними товарищами, а на второй — совершенно с другими. Кроме того, круг общения мальчиков со сверстниками был значительно шире, чем у девочек, что можно объяснить специфичностью игровой деятельности тех и других детей. Известно, мальчики любят играть «в партизан», «в войну». В этих играх одновременно могут принять участие все желающие. В играх же девочек доминируют бытовые сюжеты, что, соответственно, и определяет небольшое количество участников.

Объектом нашего изучения стали отношения двух объединений девочек (по две в каждом). Эти объединения характеризовались большой (как для данного возраста) стабильностью и устойчивостью. Они функционировали в одном и том же составе на протяжении полугода нашего наблюдения за ними.

Сразу же отметим, что оба объединения сформировались совершенно самостоятельно без какого-либо целенаправленного влияния со стороны воспитателей. Одна группка детей взаимодействовала еще с первой младшей группы и к моменту нашего изучения ее, по словам воспитателей, «была самой старой»: обе девочки этого объединения посещали дошкольное учреждение со второго года жизни.

 

Неля и Вика пользовались большим авторитетом в группе. Неля заметно выделялась среди сверстников уровнем развития. Как выяснилось, в семье уделялось много внимания воспитанию у дочери навыков самостоятельного поведения. Девочка не только умела быстро и аккуратно обслужить себя (а это очень непросто для ребенка трех с половиной лет), привести в порядок свои вещи, но, что самое главное, всегда замечала непорядок в одежде товарищей, находящихся рядом.

Она часто по собственной инициативе приходила им на помощь. Учитывая такие умения девочки, воспитатели иногда обращались к ней с просьбой помочь другим детям застегнуть пуговицы на платье или рубашке, причесать кого-нибудь из ребят, зашнуровать им ботинки. Неля с готовностью откликалась на такие просьбы.

Наблюдая за девочкой в момент, когда она помогала ребятам, можно было заметить, что сама процедура помощи доставляет ей большое удовольствие. Неля не только помогала, но и рассказывала товарищам, что и как надо на основе полного равенства, для которого характерно поочередное лидерство в зависимости от конкретной ситуации. Эмоциональная привязанность к Неле благоприятно влияла на становление нравственных качеств Вики. Резкая со многими сверстниками, она менялась в обществе подружки, становилась более мягкой, отзывчивой. Вот пример. Дети вышли на прогулку.

 

После коллективной игры Неля, Вика и Таня, отделившись от остальных ребят, начинают прыгать с лестницы. Воспитательница делает девочкам замечание, предупреждает, что, прыгая, можно упасть и покалечиться. На некоторое время девочки отходят от лестницы, но очень скоро возвращаются снова и начинают прыгать.

Через несколько минут Неля падает и расшибает колено. Помня о предупреждении воспитательницы, девочка не решается сказать ей о своей травме. Таня советует обратиться за помощью к воспитательнице, но Неля не делает этого. Немного постояв, Таня оставляет девочек и идет играть с другими детьми.

 

Вика все это время с жалостью смотрит на подружку и беспрерывно спрашивает ее: «Тебе очень больно, Нелечка, да?». Неля утвердительно кивает головой. Набравшись смелости, Вика сама подходит к воспитательнице и, опустив голову, тихо говорит: «Людмила Ивановна, Неля разбила себе колено».

Поведение Вики в описанной ситуации свидетельствует о том, что она тоже сначала не решалась подойти к воспитательнице, помня о ее предупреждении. Однако желание помочь подруге помогло преодолеть нерешительность. Вика просидела с Нелей на скамейке до конца прогулки, хотя многие дети звали ее поиграть. Вместе в тем наряду со столь заботливым отношением к Неле, Вика бывает не только равнодушна, но и откровенно недоброжелательна к другим детям.

Подобные ситуации не должны проходить мимо внимания воспитателя, ибо в них зарождается та двойственность поведения, которую мы, к сожалению, уже часто встречаем у старших детей.

 

В аналогичных ситуациях важно не просто осудить проявление черствости, прибегнув к детальному разбору поступка ребенка-обидчика, но сказать о том, как плохо сейчас тому, кого обидели, утешить его, приласкать. Не следует «распекать» и обидчика, ибо это, как правило, не дает положительных результатов. Важно найти пути воздействия на его эмоциональную сферу.

Для этого следует отметить умение ребенка проявлять заботу о некоторых сверстниках и высказать уверенность, что он будет так вести себя со всеми детьми группы. Практика показывает, что для большинства детей подобное педагогическое воздействие гораздо более эффективно, чем упреки и осуждение.

 

В отличие от Вики, Неля, проявляя свое избирательное отношение к ней, доброжелательно относилась и к другим сверстникам. При этом отношение к подружке было значительно ярче эмоционально окрашенным, чем к остальным сверстникам. Избирательная привязанность к Вике выражалась у Нели в самых разных ситуациях. Например: утром Неля пришла в детский сад раньше Вики. Ее радостно встретила Таня, сразу же предложила поиграть вместе новой куклой. Однако игрушка недолго занимала Нелю.

Возвращая куклу Тане, девочка спрашивает: «А Вика еще не приходила?» Услышав отрицательный ответ, Неля все время посматривает в сторону, откуда обычно появляется Вика. Но вот детям предлагают построиться парами и идти в помещение на завтрак, а Вики все нет. Неля совсем приуныла.

Дети садятся завтракать, и в это время на пороге появляется Вика. Заметив ее, Неля сразу оживает, на лице ее играет радостная улыбка.

Безусловно, что подобное поведение детей свидетельствует о наличии у них потребности в общении с определенным сверстником, об устойчивой привязанности к нему, проявляющейся в постоянном стремлении и желании быть рядом с ним, делать ему что-либо приятное, заботиться о нем.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы