Не следует забывать, что некоторые дети могут еще и не испытывать потребности во взаимоотношениях с определенными сверстниками, с удовольствием общаясь со всеми и никого не предпочитая. Устойчивое эмоциональное отношение ребенка к другому в этом возрасте только зарождается и проявляется еще далеко не у всех детей.

Особого внимания требует ребенок, который во время свободных игр остается один и выступает только в роли наблюдателя. Сверстники и приглашают его в игру, но он отказывается. Подобное поведение можно объяснить, на наш взгляд, тем, что у некоторых детей уже появляется избирательное отношение к сверстникам, и они ожидают приглашения тех, к кому испытывают симпатию.

Не умея проявить инициативу для установления контактов с желанным партнером, эти дети выпадают из сообщества сверстников. В таких случаях нельзя рассчитывать на то, что со временем каждый ребенок сам сумеет наладить контакты с предпочитаемыми сверстниками, а следует придти на помощь.

Воспитатель должен знать истинные причины, из-за которых ребенок не может установить личные взаимоотношения со своими ровесниками. Наблюдения показывают, что причины могут быть самыми разными. В одном случае у малыша совершенно отсутствует опыт взаимодействия со сверстниками, так как он только недавно поступил в детский сад. Дома он единственный ребенок, родители совершенно не придают значения формированию у него умения контактировать с детьми.

В другом — ребенок еще просто не овладел коммуникативными средствами общения: он стесняется первым обратиться к ровеснику, прикоснуться к нему или же доброжелательно улыбнуться. Отсутствие таких умений чрезвычайно затрудняет налаживание доброжелательных взаимоотношений между детьми. Бывает и так: ребенок проявляет излишнюю активность, стремясь вступить в контакты с отдельными детьми, что тем не очень нравится, и они сознательно избегают общения со сверстником.

 

Хорошее знание индивидуальных особенностей детей, их эмоционального тяготения друг к другу, а также владение приемами и методами его выявления — непременные условия формирования небольших детских объединений. Последние, как известно, являются одним из этапов развития детского коллектива и играют огромную роль в деле воспитания социальных навыков у ребенка.

 

Помимо целенаправленных наблюдений за процессом общения детей и специальных бесед с ними, для выявления избирательных привязанностей ребенка можно использовать и игровую деятельность. С этой целью следует организовать игры, в которых дети ставятся перед необходимостью выбора партнера. Подобные игры широко используются для изучения детских коллективов, взаимоотношений в них.

 

Они не требуют особой подготовки и могут проводиться на прогулках с небольшими группками детей или со всей группой. Например, часто проводится с младшими дошкольниками игра «Каравай». Ребенок, который находится в центре круга, как правило, всегда выбирает того сверстника, которому он больше всего симпатизирует.

Многие дети хотят быть выбранными, и в силу своей эмоциональной возбудимости и неумения сдерживать свои желания, громко выкрикивают: «Меня выбери, меня!». Такое поведение товарищей ставит ребенка, находящегося в центре, в затруднительное положение, однако в преобладающем большинстве случаев он выбирает одних и тех же сверстников. Подобное постоянство — убедительное свидетельство выявления особой расположенности к некоторым детям.

 

Сопоставление выборов ребенка в нескольких играх и на протяжении нескольких недель позволяет педагогу выяснить, кому из сверстников тот отдает предпочтение, если даже внешне он не умеет это выразить. В индивидуальных беседах с ребенком можно выявить не только предпочитаемых им сверстников, но и устойчивость его выбора.

Ему периодически задают вопросы типа: «Кого ты выбрал в круг, когда мы играли в «Каравай?», «С кем бы ты хотел сидеть рядом за столом?», «Кому первому ты покажешь свою новую игрушку, когда принесешь ее в детский сад?» Знание эмоциональных привязанностей малоактивных детей и причин их неумения наладить контакты с предпочитаемыми сверстниками помогает воспитателю выработать тактику поведения, направленную на то, чтобы помочь ребенку найти контакт с детьми, которым он отдает эмоциональное предпочтение.

 

Так, ребенку, не имеющему опыта взаимодействия со сверстниками, необходимо помочь как можно лучше овладеть «качествами общественности». Так назвала эти качества в своих работах советский исследователь в области общественного дошкольного воспитания А. П. Усова.

К ним она относила способность ребенка входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми, подчиняться требованиям общества. А. П. Усова подчеркивала, что в условиях общественного воспитания каждому ребенку нужно войти в общество сверстников, найти в нем свое место, закрепиться. «Общественность» как свойство личности ребенка проявляется и формируется под влиянием общества детей.

Оно имеет как бы самостоятельный ход развития и служит ребенку инструментом для закрепления его в детской среде. Это то самостоятельное начало, которое является продуктом самой жизни среди детей. Жизнь в обществе детей, игры с ними дают рост этому качеству независимо от того, будем ли мы или не будем что-то педагогически организовывать».

Ребенка, не владеющего способами взаимодействия со сверстниками, сначала нужно научить играть рядом с ними и не мешая им. Только постепенно его следует подключать к совместным действиям с другими детьми. Вовлекая ребенка в игры уже устоявшихся детских объединений, важно поручать ему выполнение тех заданий, с которыми он может успешно справиться.

А для этого воспитатель должен хорошо знать, какими практическими умениями уже владеет ребенок. Иногда следует даже специально предварительно обучать его определенным навыкам, чтобы он был более желанным партнером для детей.

Не менее важно пробудить и у участников уже существующего детского объединения положительную эмоциональную настроенность на новичка, желающего влиться в их сообщество. Наиболее эффективный прием в решении этой задачи — включение детей в совместное выполнение каких-либо поручений: вместе покормить рыбок в аквариуме, сложить игрушки, вынести их на площадку, соорудить домик из строительного материала. Положительные эмоциональные переживания, вызванные совместной деятельностью и ее результатами, переносятся и на партнера.

Этому способствует и положительная оценка деятельности детей взрослым: «Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Теперь я всегда буду поручать вам выполнять задание вместе». Подобная оценка активизирует положительные эмоциональные переживания детей, способствует их объединению, пробуждает желание продолжить общение возникшее у малышей чувство симпатии к новому члену их объединения следует всячески поддерживать и закреплять: «Славик — молодец, он всегда аккуратно и быстро складывает игрушки», «Дима — очень послушный мальчик, он никогда не отказывается от поручений», «Катя — добрая девочка, она всегда дает другим детям свои игрушки». Воспитатель использует каждый удобный случай, чтобы похвалить малышей. Приязненное отношение к сверстнику можно воспитывать и формируя у детей общие интересы.

 

Вводя в микроколлектив новых детей, воспитатель в каждом конкретном случае должен учитывать характер взаимоотношений между его членами, а они не всегда пронизаны той эмоциональной взаимной привязанностью, какую мы наблюдали между Нелей и Викой. Бывает и так, что микрогруппа функционирует благодаря усилиям только одного ребенка, который полностью подчиняет себе другого. Все это важно учитывать, расширяя микрогруппу.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы