Наше изучение взаимоотношений младших дошкольников показало, что в микрогруппах, объединяющих двух детей, эмоциональная привязанность к сверстнику чаще всего ярко проявляется только у одного из них. При этом подобные объединения отличаются большой устойчивостью, а их расширение связано для воспитателя с некоторыми трудностями. Проследим, например, взаимоотношения между Таей и Наташей.

 

Обе девочки не пользуются большой популярностью у сверстников. Тая очень любит руководить сверстниками, всегда стремится настоять на своем, не умеет уступать другим. Такое поведение девочки можно объяснить, на наш взгляд, тем, что ей все позволяется дома. Мама, папа, старший брат во всем потакают Тае, она ни в чем не знает отказа и поэтому часто в общении с членами семьи пользуется «командным» тоном, что не только не пресекается взрослыми, но даже вызывает у них умиление. Такой же тон девочка переносит и на взаимоотношения со сверстниками, но здесь она встречает отпор.

 

Чувствуя отчужденность детей, Тая жалуется на них воспитателям, и это ухудшает ее отношения с товарищами. Между ней и остальными детьми возникают конфликты, которые разрешаются только после вмешательства взрослых, откровенно симпатизирующих Тае (и она знает об этом), что и побуждает девочку часто обращаться к ним.

Наташа также не пользуется особой популярностью среди сверстников, хотя причины этого совсем иные, чем у Таи. Девочка тихая, застенчивая, ничем не выделяется среди других детей. Она ни в чем не проявляет собственной инициативы, и многие дети ее просто не замечают. Воспитатели характеризуют Наташу как дисциплинированную, добрую и отзывчивую, но очень молчаливую.

 

Наблюдения за характером общения девочек в деятельности, не регламентированной взрослыми, показали, что инициатором в этой паре всегда выступает Тая, а Наташа с удовольствием поддерживает все предложения и замыслы подруги. Большую часть времени девочки проводят вместе. Уединившись где-нибудь в уголке игровой комнаты или на площадке, они играют вдвоем, и другие сверстники их вовсе не интересуют.

При этом у девочек иногда даже нет игрушки, вокруг которой они могли бы разворачивать свою игру; между ними сложились уже довольно устойчивые личностные отношения, основанные на чувстве эмоциональной привязанности друг к другу.

Иногда Тая и Наташа подолгу что-то рисуют палочками на земле. Оказывается, каждая из них выполняет рисунок «в подарок» подруге: «Я этот домик рисую тебе, Наташа, а ты нарисуешь мне, правда?». Взявшись за руки, девочки целую прогулку ходят вместе, останавливаясь, наблюдают за играющими сверстниками. Вмешательство других детей в их игры всегда вызывает недовольство Таи. Особенно ревниво она относится к попыткам детей вовлечь Наташу в групповые игры.

 

Вот, например, показательная ситуация. Тая принесла из дому скакалку; выйдя на прогулку, обе девочки сразу начали прыгать через нее. Рядом несколько ребят, взявшись за руки, пытаются организовать хороводную игру, но это у них не очень получается, так как их мало, и круг все время рвется.

Воспитатель, заметив затруднения ребят, советует пригласить в игру еще несколько детей. Одна из девочек зовет Наташу. Однако Тая активно противится. Решительно взяв Наташу за руку, она громко заявляет: «Наташа не будет играть с вами. Она всегда играет только со мною, правда же, Наташенька?» Именно так Тая часто ограждает подружку от общения со сверстниками. При этом Наташа всегда стоит молча, полностью предоставляя инициативу бойкой Тае.

 

Поведение Таи объясняется, очевидно, боязнью потерять партнера по общению, тем более, что с большинством сверстников у нее сложились не очень доброжелательные отношения. Наташа заменила Тае остальных детей, и она дорожит хорошими отношениями с ней.

Тая очень ласково обращается с Наташей: Делится лакомствами, игрушками, внимательно следит за тем, чтобы у подружки были застегнуты все пуговицы, зашнурованы ботинки, чтобы она не забыла надеть варежки. Сама не умея еще делать все это хорошо, Тая часто обращается ко взрослым с просьбой помочь Наташе.

 

Такое поведение, как мы знаем, вовсе не характерно для младших дошкольников. Каждый из них еще сам нуждается в помощи и опеке взрослых, так как недостаточно владеет навыками самообслуживания. Поведение Таи по отношению к подружке можно объяснить несколькими причинами.

Для активной неэнергичной Таи Наташа — прежде всего объект приложения сил и опеки, которые она не могла реализовать в общении с другими сверстниками, противившимися ее постоянному стремлению к лидерству. Наташа же, в силу своих характерологических особенностей, охотно принимала заботу Таи, и это создавало в их маленьком коллективе положительную эмоциональную атмосферу.

 

Заботливое отношение Таи к Наташе постоянно поддерживалось оценочными суждениями взрослых: «Тая хотя и маленькая, но как она хорошо заботится о Наташе», Такие похвалы еще больше активизировали заботу девочки о подруге. Нет сомнения, что «навыки доброты», которые формировались в личных взаимоотношениях Таи с Наташей, положительно влияли на развитие гуманных чувств обеих девочек.

 

Под влиянием энергичной и активной Таи и Наташа, хотя и выступала все время в роли опекаемой, постепенно приобретала опыт того, как можно заботиться о другом. Именно такое поведение Наташи мы наблюдали в одной из ситуаций. (В этот день Таи не было в детском саду, и Наташа могла свободно общаться со сверстниками.)

Дети раздеваются после прогулки. Бойкая Лена все время обижает новичка Андрея. Мальчик пытается ответить ей тем же, но скоро начинает громко хныкать. Сначала Наташа молча наблюдает за всем происходящим и не вмешивается. Но, когда она видит, что мальчик плачет, сразу же подходит к нему, ласково успокаивает, помогает ему снять ботинки. И в групповой комнате она ни на шаг не отходит от Андрея, хотя мальчик уже давно успокоился. После дневного сна девочка снова активно опекает Андрюшу и до конца дня играет только с ним.

 

Таким образом, опыт положительных эмоциональных контактов, приобретенный Наташей в общении с Таей, послужил толчком для проявления активного отношения к сверстнику, нуждающемуся в сочувствии и помощи.

Безусловно, что в подобных ситуациях опыт положительно окрашенных эмоциональных отношений со сверстником тесно переплетается с той потенциальной добротой, которая в других случаях могла бы и не проявиться. В этом, очевидно, и состоит наибольшая воспитательная ценность взаимоотношений детей, строящихся на эмоциональном предпочтении.

 

Пример отношений Таи и Наташи свидетельствует о том, что хотя девочки и не пользовались популярностью у сверстников, однако их контакты имели для обеих важное значение, поскольку удовлетворяли потребность детей в общении, что обеспечивало им нормальное самочувствие в группе сверстников, формирование социально значимых черт личности.

Взаимоотношения, подобные тем, которые мы наблюдали между Таей и Наташей, также нуждаются в хорошо продуманном педагогическом руководстве. Нельзя допустить, чтобы круг общения детей замыкался только друг на друге. Важно пробудить у всех воспитанников интерес к этим детям, желание контактировать с ними. Продуктивным приемом в арсенале воспитательных воздействий педагога может быть опора на положительные качества и поступки ребенка, которые малыши сами еще могут и не замечать в сверстнике.

Младшие дошкольники больше реагируют на оценки, в которых подчеркивается щедрость, подельчивость сверстника и меньше на похвалы за успехи товарища в учебной деятельности (на занятиях по рисованию, лепке, конструированию). Эти особенности младших дошкольников необходимо учитывать при организации воспитательного процесса.

Очень важно помнить: только при обоюдном интересе можно формировать доброжелательные отношения между детьми. В детском саду этому способствует множество ситуаций. Например, поручая ребенку раздать детям на полдник яблоки, печенье, конфеты, воспитатель подчеркивает, что всем будет приятно получить от него угощение: это стимулирует малыша к проявлению щедрости.

А, обращаясь к детям, педагог акцентирует их внимание на том, что сладости им сегодня раздавала Тая, что она никого не забыла и угостила всех ребят. Как правило, дети не остаются равнодушными к подобным словам взрослого, они обязательно приветливо посмотрят на сверстника, улыбнутся ему. Чувство приязни к девочке воспитатель поддерживает у детей тем, что через некоторое время напоминает им о доброте Таи.

 

В другой раз воспитатель может поручить ребенку разложить на столах строительный материал для занятий по конструированию. Перед началом он внимательно осматривает все столы, а затем громко, чтобы слышали все дети, говорит: «Молодец Оксана, всем детям раздала кубики, никого не обидела».

Положительная оценка педагога и приязненное отношение сверстников, часто выражающееся только в их улыбке, побуждают ребенка сделать для них еще и еще что-либо хорошее. Так постепенно в группе устанавливается атмосфера доброжелательности, благодаря которой значительно расширяется круг общения со сверстниками каждого ребенка.

Таким образом, знание системы личных отношений воспитанников и целенаправленное педагогическое руководство ими существенно помогает в организации коллектива. При этом важно учитывать не только характерологические особенности, но и возраст детей. Отношения младших дошкольников, которые не могут достаточно объективно оценить действия и поступки сверстников, во многом еще опосредуются оценочными суждениями взрослых.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы