В старшем дошкольном возрасте система личных взаимоотношений детей уже во многом определяется их собственными ценностными ориентациями. (Конечно, эта система определенным образом отражает и характер ценностных ориентации взрослых — воспитателей и родителей).

Но старший дошкольник уже преимущественно ориентируется на нравственные качества ровесника, имеющие значение не только лично для него, но и для окружающих. В этом находит свое отражение социальное развитие ребенка, возникновение у него внутренней общности с группой, первое проявление чувства коллективизма.

 

Наблюдения за старшими дошкольниками показывают, что они далеко не одинаково относятся к своим товарищам по группе: к одним тянутся и хотят всегда быть рядом с ними, особенно в не регламентированной взрослым деятельности; других выбирают для выполнения совместной работы, а к третьим равнодушны. Одни дети — признанные лидеры группы, другие, наоборот, всегда в тени. Если первые без труда налаживают хорошие отношения с большинством товарищей, то вторые всегда общаются в небольшом кругу сверстников.

В старшем дошкольном возрасте в группе появляется значительно больше довольно прочных детских объединений. Можно уже говорить и о зарождении настоящей дружбы. Отличительная особенность избирательных отношений старших дошкольников — общее доброжелательное отношение ко многим сверстникам.

Остановимся на анализе взаимоотношений Антона и Вовы. Оба мальчика пользуются большим авторитетом у сверстников, что можно объяснить довольно обширными, как для их возраста, знаниями, хорошо развитой речью, прочными игровыми навыками и практическими умениями. Вова и Антон довольно общительны с товарищами. Многие дети симпатизируют мальчикам, даже стараются им в чем-то подражать.

Взаимоотношения ребят пронизаны взаимным теплом, которое сквозит в каждой ситуации их парного общения. Однако ведущим в этой паре является Антон, вовсе не потому, что он стремится к такому первенству. Просто Вова менее инициативный, более покладистый и Антон чаще берет на себя роль ведущего, чему его друг вовсе не противится.

Интересно наблюдать встречи мальчиков после выходного дня. Зайдя на площадку детского сада, каждый из них ищет глазами другого, мимоходом отвечая на приветствия сверстников. Подойдя друг к другу, Вова и Антон сразу же начинают рассказывать о проведенном выходном дне, показывать принесенные игрушки, обмениваться ими и т. д. Почти всегда так начинается, по словам воспитателей, каждый их день в детском саду. Отсутствие в группе одного из мальчиков всегда вызывает у другого грусть. Особенно это заметно у Вовы, который становится молчаливым и замкнутым.

Он не принимает участия в играх сверстников, а только наблюдает за ними. В беседах с детьми и воспитателем часто упоминает Антона. Только в последующие дни Вова начинает приобщаться к играм детей, для которых он всегда желанный партнер. С особой радостью Вова оказывает содействие и помощь Антону. Делает он это всегда по собственной инициативе. Помочь Антону — для Вовы просто большое удовольствие. Вот одна из ситуаций.

Вова, Антон и Тарас играют в городки. Когда подходит очередь Антона выбивать фигуры, Вова начинает особенно тщательно их устанавливать (чего не делает, когда готовится выбивать сам), хотя они стоят удобно. Когда броски выполняет Антон, Вова очень пристально наблюдает за каждым его движением, дает советы, переживает, если друг действует не совсем удачно. Слова, сказанные близким другом, глубже воспринимаются ребенком, а поэтому и сильнее воздействуют на него. Желание, чтобы друг стал лучше,— показатель гуманного отношения к нему. При педагогически правильном руководстве взаимоотношениями эмоциональной привязанности создается благоприятная возможность для переноса первых проявлений гуманного отношения к отдельным сверстникам на более широкий круг детей. А это, в свою очередь, способствует становлению и развитию детского коллектива в целом.

Отношения эмоциональной привязанности у девочек старшего дошкольного возраста несколько отличаются от аналогичных отношений у мальчиков. Так, девочки, в отличие от мальчиков, больше стремятся к избирательному общению. В свободное от занятий время и нерегламентированной взрослым деятельности девочки отдают предпочтение не групповым, а парным играм. Они ревниво оберегают свои объединения от посягательств других детей, чего у мальчиков не наблюдается. Проанализируем взаимоотношения Ани и Тани, в которых ярко проявлялись все эти особенности.

Обе девочки пользуются авторитетом в группе. Аня очень активна и без особого труда умеет налаживать отношения со всеми сверстниками. Авторитету девочки способствует и то, что воспитатели очень часто отмечают ее организованность, дисциплинированность, исполнительность. Аня хорошо успевает на занятиях по изобразительной деятельности, знает много сказок и умеет их интересно рассказывать детям. За этими положительными сторонами сверстники почти не замечают, что иногда Аня бывает немного резкой и излишне напористой.

Таня — тихая и ласковая девочка, склонная к аффективным проявлениям, что выражается в плаксивости или в подавленном настроении. Однако дети любят Таню за доброту, приветливость, подельчивость. Таня не любит играть в больших и шумных объединениях ровесников, а предпочитает парные игры, особенно с Аней. Она всегда искренне радуется любым успехам подруги, рассказывает о них взрослым и сверстникам. Вот пример. Аня нарисовала дома рисунок и подарила его подружке. Весь день Таня не расстается с ним. Взяла она его с собой и на прогулку.

Не в силах сдержать свой восторг, девочка обращается к воспитательнице: «Лариса Васильевна, посмотрите, пожалуйста, какой красивый листок клена нарисовала для меня Аня. Она делала для меня подарок со своим старшим братом. Завтра я тоже обязательно принесу ей подарок. Мы вечером, с бабушкой что-то придумаем и сделаем». На протяжении всей прогулки девочка не выпускает рисунок из рук и показывает всем детям, которые к ней подходят.

Приведенная ситуация на первый взгляд может показаться самой обычной, но она заслуживает внимания потому, что такое поведение вовсе не свойственно для тихой и недостаточно общительной Тани. Девочка очень редко по собственной инициативе обращается ко взрослым, а если и делает это, то только в исключительных случаях (кто-то обидел, забрал игрушку). Однако в приведенной выше ситуации поведение девочки можно объяснить совсем иными мотивами — желанием сделать для Ани что-то приятное в ответ на ее внимательное отношение.

Добрая и ласковая Таня весьма положительно влияет на свою подругу, которая в общении со многими сверстниками стремится командовать ими, навязывать им свое мнение. Характерно, что по отношению к Тане Аня не позволяет себе ничего подобного, и девочки являются равноправными партнерами. Аня в присутствии подруги мягкая и уступчивая. Размолвки между ними возникают только по одной причине — Таня очень ревниво относится к тому, что Аня принимает предложения других ребят поиграть вместе с ними. В подобных случаях у Тани сразу же портится настроение, иногда она даже начинает плакать и упрекать подругу.

Немного поиграв, Аня всегда возвращается к Тане. Но если подруга уж слишком начинает упрекать ее, Аня может резко ответить: «Ну не могу же я все время играть только с тобой, Таня, я хочу и с другими ребятами немного поиграть». Как только Аня возвращается, у Тани сразу же поднимается настроение.

 

В связи с тем, что девочки всегда играли между собой дружно, воспитатели группы особенно не вникали в характер их взаимоотношений с другими детьми. А эти отношения не всегда были доброжелательными. Вот наглядный пример, иллюстрирующий это. Воспитательница поручает девочкам вынести на площадку игрушки и раздать их детям. Аня и Таня с удовольствием выполняют первую часть поручения, однако «забывают» о второй и ничего не раздают своим товарищам. Воспитатель не проконтролировал выполнение девочками поручения и те все игрушки оставляют возле себя, хотя одновременно всеми они воспользоваться не могут.

Более того, на все просьбы ребят поделиться игрушками девочки отвечают отказом, хотя они никогда не отличались жадностью и умеют делиться со сверстниками. Упущение педагога, на наш взгляд, состоит в том, что следовало бы до конца проследить за выполнением своего поручения; полезно было бы также вовлечь девочек в общую игру.

Таким образом, при отсутствии должного внимания к небольшим детским объединениям и правильного педагогического руководства ими со стороны воспитателей эмоциональная привязанность может порождать так называемый «парный эгоизм», когда, заботясь друг о друге, члены микрогруппы проявляют равнодушие к остальным товарищам. Поэтому педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности детей и, учитывая их, целенаправленно влиять на взаимоотношения своих подопечных как внутри небольших объединений, так и во всем коллективе в целом.

 

Но бывают случаи, когда участников микрогрупп, которые не проявляют доброжелательного отношения к детям, даже ставят в пример другим, так как они не надоедают воспитателям лишними вопросами, жалобами, просьбами, часами играя друг с другом где-нибудь в сторонке. За внешней дисциплинированностью воспитатель иногда не замечает отрицательных проявлений.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы


  • www.www.izh-technomash.ru

    На сайте www.www.izh-technomash.ru растворонасос СО 50ам.

    www.izh-technomash.ru