Все дети в равной степени требуют внимания педагога, а их взаимоотношения, какими бы благополучными они ни казались со стороны,— целенаправленного руководства, чтобы вовремя предупредить возникновение между детьми отчужденности, высокомерия, завистливости и т. д. Ведь известно, что предупредить развитие тех или иных отрицательных качеств у ребенка значительно легче, чем потом искоренять их. Если же в некоторых объединениях детей уже наблюдается проявление парного эгоизма, нельзя допускать, чтобы они закреплялись. Наиболее эффективным методом преодоления парного эгоизма является организация всевозможных видов коллективной деятельности, рассчитанной на пять-шесть человек. Хорошо, чтобы эта деятельность имела социальную направленность (изготовление флажков для малышей, ремонт книг и игрушек, помощь в уборке игровой площадки).

 

Естественно, в такой группе всегда будут дети, лучше владеющие практическими навыками. И здесь появляется возможность для оказания помощи товарищам. Ребенок, хорошо владеющий определенными навыками, но привыкший работать только в паре с другом, может и не замечать затруднений сверстников. Педагог, внимательно наблюдающий за деятельностью подопечных, вовремя подсказывает, кому следует помочь, чтобы группа хорошо справилась с работой.

В другом случае, наоборот, воспитатель советует ребенку присмотреться к работе сверстника, у которого все получается очень аккуратно и хорошо, поучиться у него, и таким образом пробуждает интерес и внимание к другим сверстникам, на почве которых постепенно формируется и доброжелательное отношение к ним. Совместно пережитая радость коллективного успеха сближает детей, их отношения становятся более теплыми, что стимулирует к совместной деятельности и в последующие дни.

 

Детей, тяготеющих к парному общению, целесообразно назначать звеньевыми для руководства деятельностью, навыками выполнения которой они хорошо владеют. Важно напоминать, что они как звеньевые отвечают за качество выполнения работы и должны позаботиться, чтобы каждый член звена хорошо справился с заданием. Такая аргументация пробуждает чувство ответственности за порученное дело, ребенок переживает за коллективный успех и стремится помочь каждому, кто в этом нуждается. Положительная оценка подобных действий стимулирует детей к оказанию помощи товарищам и в ситуациях, не контролируемых взрослыми.

Формированию устойчивого интереса к сверстникам, а на его основе и положительного эмоционального отношения к ним, способствует включение группы детей (4—6 человек) в выполнение общих поручений, рассчитанных на длительный срок. Такая группа обязательно должна состоять из детей с различными уровнями развития трудовых навыков. А так как функционировать она может довольно долго (в зависимости от содержания поручения), дети успевают сдружиться и проникнуться взаимным уважением. Безусловно, это возможно при постоянном контроле и педагогически правильном руководстве такой деятельностью. Детям, например, можно поручить выращивание рассады, которую потом вся группа будет высаживать в цветнике, на площадке или на огороде. Выполнение поручения рассчитано на 3—4 недели, в нем ясно выступают мотивы общественной пользы.

 

Эффективным методом преодоления у старшего дошкольника безразличного и равнодушного отношения к широкому кругу сверстников может быть включение его в игры-драматизации по сюжетам сказок, рассказов.

Проигрывание роли положительного литературного персонажа заставляет ребенка стать на его позицию, проявить отзывчивость, чуткость, гуманное отношение к другим героям, проникнуться его эмоциями. И это не проходит бесследно для формирующейся личности. И чем больше подобных эмоциональных следов остается в памяти ребенка, тем активнее формируются его гуманные отношения к окружающим людям.

Таким образом, личные взаимоотношения существенно влияют на формирование дошкольника. При правильном педагогическом руководстве этими взаимоотношениями путем организации совместной жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении они становятся важным средством формирования коллектива.

Личные взаимоотношения наиболее ярко проявляются в небольших детских объединениях, строящихся преимущественно на чувстве взаимной симпатии, эмоциональной привязанности. В таких объединениях дошкольники учатся проявлениям чуткости, отзывчивости, заботы о другом, т. е. здесь берут свое начало первые ростки гуманного отношения к окружающим людям.

 

Знание личных взаимоотношений детей, их индивидуальных особенностей — важное условие целенаправленного формирования у них социально важных качеств личности, а на их основе и детского коллектива в целом.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы