РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ВОСПИТАНИИ У ДЕТЕЙ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ

Как свидетельствует практика воспитания и психолого-педагогические исследования, серьезным препятствием в утверждении коллективистской и гуманистической морали становятся нередко такие образования самосознания, как болезненное самолюбие (с элементами неправомерно высокого или низкого самоуважения), честолюбие, тщеславие, эгоцентрические и эгоистические тенденции, которые могут возникать при неправильном руководстве развитием личности ребенка уже в дошкольном детстве.

 

Очень важно проследить основные закономерности становления дошкольника как растущей личности, способной не только осознавать требования взрослых, но и контролировать, оценивать себя под углом зрения этих требований.

У старшего дошкольника самооценка отражает уже достаточно широкий круг знаний о себе, своих умениях и навыках, а также включает и непосредственно переживаемое чувство самоценности («я хороший»), основанное на отождествлении себя с идеализированным образом, обладающим наиболее ценными моральными качествами.

Это чувство самоценности ребенка и связанный с ним идеализированный образ «я» (т. е. видение себя как бы изнутри — таким, каким ребенок представляет себя) формируется на ранних этапах развития личности при положительных эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми, которые «авансом» приписывают ему различные достоинства, а также вследствие отождествления ребенком себя с героями сказок, рассказов, кинофильмов.

 

Исследования психологов показывают, что самооценка — стержневой структурный компонент самосознания — в старшем дошкольном возрасте становится одним из ведущих мотивов, т. е. побудителей активности ребенка. Так, от особенностей самооценки во многом зависит, какие проявления собственного «я» ребенок считает наиболее значимыми, какие личностные качества в себе он ценит, каково содержание его волеизъявления («хочу» — «не хочу», «буду» — «не буду») и насколько он готов проявлять социально значимую нравственную активность по отношению к другим людям. Ведь отношение к себе — это и позиция, которую человек занимает относительно других.

 

Психологи единодушны в том, что дошкольники достаточно объективно могут оценить конкретные результаты в различных видах своей продуктивной деятельности, но значительно переоценивают свои личностные свойства, т. е. оценка себя как личности у детей, как правило, завышена.

Как следует рассматривать эту особенность детского самосознания? В свое время М. И. Лисина так ответила на этот вопрос: оптимизм дошкольника, его счастливая способность видеть в себе только хорошее и даже переоценивать свои возможности создает благоприятные условия для дальнейшего развития подрастающей личности.

Повышается активность ребенка, его жизнь наполняется радостными, бодрыми эмоциями. Однако для того, чтобы в процессе реализации своих высоких притязаний ребенок испытывал положительные эмоции, он должен научиться считаться с потребностями и желаниями сверстников. Ведь каждый из них тоже, высоко оценивая себя, претендует на признание своих достоинств товарищами.

 

Опытные воспитатели знают, что в повседневной работе приходится постоянно прилагать целенаправленные усилия, чтобы научить ребенка замечать, правильно понимать и по достоинству оценивать своих сверстников. Благодаря правильному педагогическому руководству и на основе непосредственных контактов ребенка со сверстниками главное противоречие в развитии его самосознания между идеализацией самого себя, т. е. завышенной самооценкой, с одной стороны, и переживаниями, связанными с тем, как его оценивают в детских сообществах,— с другой, постепенно преодолевается на гуманной основе.

При недостаточном же внимании к формированию и корректировке самооценки ребенка его поведение может сопровождаться эгоистическими, недоброжелательными чувствами по отношению к сверстникам. Известно, что дети, значительно переоценивающие себя, часто пытаются добиться признания в группе сверстников силой, грубостью, назойливой демонстрацией своего мнимого превосходства, унижением достоинства товарищей.

 

Таким образом, в практике дошкольного воспитания актуальны вопросы о том, как научить ребенка жить в коллективе сверстников, как управлять его социально значимой активностью, придавать его чувствам гуманный, доброжелательный характер, научить преодолевать в себе эгоистические тенденции. Один из путей, способствующих решению этих вопросов,— изучение психолого-педагогических предпосылок повышения роли самооценки в становлении гуманной направленности личности ребенка.

 

Наши исследования, а также данные ученых, занимающихся проблемой самосознания, дают право утверждать, что важнейшим условием повышения роли самооценки в воспитательном процессе является формирование ценностного отношения ребенка к себе как к субъекту гуманных отношений, т. е. отношений, которые предполагают положительное, эмоционально окрашенное взаимодействие между детьми на основе доверия, благосклонности друг к другу и сопровождаются чувством радости по поводу успехов другого, сочувствия ему, проявлениями благодарности и признательности, а также удовлетворения по поводу общения и сотрудничества.

Ценностное отношение дошкольника к себе развивается только при его взаимодействии с другими детьми. Оно как бы вырастает на почве детских переживаний, возникающих в процессе взаимодействия под влиянием оценок взрослых. Благодаря переживаниям ребенок постоянно что-то открывает, узнает о самом себе. В связи с этим особо следует подчеркнуть, что переживания являются для детей первоисточником знаний о своей ценности как личности.

Известный исследователь в области детского самосознания П. Р. Чамата указывал, что ребенку нужно пережить свое отношение к другим людям и отношение других людей к себе. В процессе накопления эмоционального опыта «чеканятся», осознаются и укрепляются прежде всего те эмоции (со временем они превращаются в устойчивые чувства), которые несут ребенку информацию о его собственной ценности, значимости в каком-либо отношении.

«Ты молодец, что сам догадался подойти и утешить малыша,— говорит воспитатель мальчику из старшей группы и добавляет:— У взрослого так не получилось бы — видишь, как быстро он успокоился». Под влиянием положительной оценки гуманных действий ребенка у него возникает эмоциональное отношение к себе, осознаваемое и переживаемое им как ценностное.

Например: «Я помогаю другим детям», «Я хорошо веду себя в группе», «Я добрый: всегда делюсь с товарищами», «Я старательный, поднимаю руку на занятиях», «Я умею дружить с детьми» и т. п. Ценностное отношение ребенка к себе связано прежде всего с теми сферами его опыта и формами проявления собственной активности, которые получили признание и одобрение окружающих, в первую очередь воспитателя.

Оценочные воздействия воспитателя — тонкий и в то же время сильнодействующий «инструмент» управления детскими взаимоотношениями. Так, недооценивание одних детей (нередко выражающееся в прямой отрицательной оценке их поведения: «Опять ты самый последний!», «Смотри: у тебя снова хуже всех получилось!», «Всегда ты всем мешаешь! Играть не умеешь!») ведет к резкому повышению уровня самооценки (самомнения) остальных членов группы. Это выражается, в частности, в том, что по отношению к детям, которым воспитатель часто делает замечание, в группе начинают проявляться высокомерие, презрение, недоброжелательность: их не принимают в игры. В таких случаях ценностное отношение ребенка к себе основывается не на его реальных достоинствах, а на чувстве превосходства (часто мнимого) над другими детьми.

 

«Я умный,— говорит Андрей, — потому что Мишка сидит на занятиях, как пень», «Я — самая старательная, а Свету давно нужно перевести в группу к малышам: она всегда самая последняя»,— уверенно заявляет Лена.

Нередко переживания детей, вызванные отрицательной оценкой воспитателя, становятся источником жалоб на сверстников. Они начинают ревниво следить за всеми, кто нарушает правила, шалит, и тут же сообщают об этом воспитателю («А Петя не помыл руки», «А Рома сказал вам, что отнес игрушки на место, а сам поставил их на окно».)

Такая постоянная фиксация недочетов и отрицательных сторон поведения товарищей развивает у ребенка ошибочное представление о своей реальной ценности (т. е. формируется неадекватная, значительно завышенная самооценка) и, кроме того, закрепляется недоброжелательное отношение к людям. Такие же последствия вызывают и переоценка, перехваливание педагогом отдельных ребят, что также приводит к значительной переоценке себя этими детьми и провоцирует в группе конфликты, ссоры, зависть.

Совсем иную картину можно наблюдать в работе передовых воспитателей — в группах, где удовлетворению потребности ребенка в похвале, в положительной оценке его взрослым уделяется самое серьезное внимание, где постоянно соблюдается мера оценочного воздействия (как похвалы, так и порицания), а главное, где оценка педагога пробуждает у ребенка желание быть хорошим, т. е. является важнейшим фактором правильной ориентации подрастающей личности в собственных ценностях.

 

Под влиянием такой системы оценочных воздействий воспитателя в группе, как правило, устанавливается благоприятный морально-психологический климат, при котором дети уверены в доброжелательном отношении к ним сверстников и ожидают положительной оценки своих качеств и поступков.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы