Ожидания ребенка как члена социальной группы, в которой он воспитывается в детском саду, по своей психологической природе представляют собой систему установок, складывающихся в результате приобретения им личного опыта. Как известно, установка означает устойчивое предрасположение личности к тем или иным формам проявления активности. В процессе общения у детей формируется предрасположение к проявлению определенных форм активности по отношению к сверстникам. При этом ожидания возникают на основе эмоционально окрашенных представлений и переживаний ребенка по поводу того, как будут, скорее всего, вести себя в тех или иных ситуациях общения с ним сверстники и как они оценят его самого.

 

Например, Рома, очень возбудимый и фиксированный на своих «достоинствах» ребенок, ни минуты не остается в покое: он постоянно то требует к себе внимания воспитателя, то, желая похвастать чем-нибудь, старается привлечь внимание детей.

Если те не реагируют на его обращения, начинает приставать сильнее. Наконец, толкает и обижает кого-нибудь всерьез. Вспыхивает конфликт, после которого Рома уходит от детей и играет один. На другой день Рома категорически заявляет дома: «Не пойду в детский сад!» Объяснить причину своего нежелания идти в группу мальчик не может. И его мама спешит к воспитателю с просьбой «быть с сыном поласковей». И еще примеры: Алеша очень хочет быть командиром в игре. Но он знает, что главный в каждой игре — Сережа, и выбирает его.

 

Свои действия мальчик поясняет так: «Если Сережу не выбрать командиром, он будет драться»; «Когда Марина и Саша начнут строить гараж, я приду и поставлю в него свою машину. Марина скажет, чтобы я уходила, а Саша станет играть моей машинкой, а мне даст свой совок для песка»,— говорит Оксана, выражая при этом всем своим видом (интонацией, мимикой) уверенность в том, что Саша проявит к ней доброжелательное отношение.

Ожидания ребенка выполняют важную регулятивную функцию в процессе общения, являются необходимым психологическим звеном между притязаниями ребенка и их реализацией. Ведь, проявляя активность, ребенок, тем более старший дошкольник, вынужден принимать в расчет ответную реакцию окружающих, в частности сверстников, на его поступки, действия.

Обычно дети предвидят, прогнозируют на уровне своих возможностей положительное или отрицательное отношение к себе товарищей и заранее переживают, примут ли те их в свою игру или отвергнут, назовут смешными, неловкими, неумелыми или, наоборот, выразят свое положительное, заинтересованное отношение, оценят их как умелых, ловких, знающих партнеров в совместной деятельности. В зависимости от эмоциональной окраски ожидания ребенка бывают тревожными или радостными, оптимистическими.

 

Характер ожиданий зависит также от того, насколько правильно ребенок может предвосхитить (чаще всего на эмоциональном уровне) ситуации и события, которые еще реально не наступили (оправданные и неоправданные ожидания), насколько полно и ясно дошкольник осознает, что его ожидает, различают неопределенные (смутные, противоречивые) и определенные ожидания.

Для правильного понимания регулятивной роли ожиданий ребенка необходимо знать следующее: ожидания — не зеркальное отражение того, как в действительности сверстники относятся к ребенку, а его собственные, очень субъективные и далеко не всегда правильные трансформации этого отношения.

 

Уже отмечалось, что дети склонны переоценивать свои достоинства. Они отождествляют себя с образом сверстника, которому присущи наиболее привлекательные, социально одобряемые качества — ум, доброта, физическое совершенство, умение ладить (дружить) со сверстниками, способность помогать другому.

 

Испытывая потребность в отождествлении себя с образом морально совершенной личности, полностью присваивая себе ее положительные качества, дошкольник тем не менее регулирует свое поведение в практике непосредственных контактов с другими детьми, не только сообразуясь с идеализированным представлением о себе и связанной с ним высокой самооценкой, но и с оценкой, которую он ожидает получить от сверстников.

В зависимости от этого дети повышают или снижают свой уровень притязаний. Способность правильно оценить себя с точки зрения сверстников у дошкольников развита недостаточно. Особенно сильно тормозится развитие этой способности значительной переоценкой ребенком себя, чувством превосходства над сверстниками, самоуверенностью, что обычно является следствием захваливания детей в семье, господства в ней атмосферы сверхопеки.

Значительно завышенная самооценка ребенка, отражающая прежде всего отношение к нему близких взрослых, ведет к появлению у него неоправданных ожиданий такого же, как в семье, отношения сверстников к нему.

Так, в общении с товарищами самоуверенные дети проявляют заносчивость, бравируют своими достоинствами, хвастают и рассчитывают при этом, что и сверстники оценят их высоко, в соответствии с их собственными притязаниями. В случае, если сверстники не оправдывают ожиданий, такие дети конфликтуют с ними, пытаются снизить достоинства своих партнеров по общению путем насмешек, а иногда проявляют и откровенную агрессивность. Самоуверенные дети считают, что товарищи о них хорошего мнения.

 

Иной — тревожный — характер носят ожидания неуверенных детей. Они обычно прогнозируют неудовлетворительную оценку своих действий и поступков сверстниками, хотя большинство таких предположений не оправдывается. Например: «Я не буду выступать в кукольном театре, я знаю, что Артем будет смеяться, когда я буду показывать, как зайчик плачет».

Проявление ребенком неуверенности отнюдь не всегда свидетельствует о недооценке себя: наоборот, это боязнь недооценки со стороны других детей, стремление строить с ними свои отношения так, чтобы те не снизили его личностных достоинств.

Стремясь сохранить высокую самооценку и связанный с ней уровень притязаний, дети, которым свойственны тревожные ожидания насчет сверстников, проявляют в общении с ними (как и самоуверенные дети) социально неодобряемые формы активности. А именно: они повышенно обидчивы, подозрительны, ранимы, склонны к аффективному поведению.

Уверенно-оптимистические и в то же время оправданные ожидания, в наибольшей мере способствующие налаживанию доброжелательных отношений со сверстниками, свойственны детям, у которых под влиянием благоприятного нравственного климата в семье и группе детского сада сформирована высокая (все дошкольники, хотя и в различной степени, переоценивают себя), однако достаточно реалистическая самооценка.

 

Такое свойство самооценки, как ее рефлексивность, позволяет ребенку лучше ориентироваться в том, как его воспринимают другие. А способность видеть себя «глазами другого» означает и лучшую ориентировку в самом себе — в собственных ценностях и поведении.

Принятие в расчет мнения о себе сверстника, изменение собственной позиции в решении под его влиянием — свидетельство первоначального развития у дошкольника способности отнестись к себе критически, снизить свои высокие притязания, придать большее значение желаниям и требованиям товарища.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы