Уверенно-оптимистические ожидания ребенка, как правило, являются и показателем развитости регулятивной функции его самооценки, и свидетельством того, что дошкольник пользуется авторитетом среди сверстников, доброжелателен по отношению к ним. Собственно от того, как оценивает себя ребенок на фоне других детей, как учитывает оценку ими собственной личности, и зависит популярность или непопулярность его в группе.

Тревожные ожидания ребенка, дезориентирующие его в том, как относятся к нему сверстники, а также оптимистические, но неоправданные ожидания не способствуют укреплению позиции ребенка в группе, а, наоборот, расшатывают ее.

 

Так, и эффективность неуверенных детей, и настойчивость и агрессивность самоуверенных, их повышенные претензии к товарищам вызывают, конечно, отрицательный эмоциональный отклик сверстников.

А это, в свою очередь, усугубляет тревожность и неоправданность ожиданий ребенка. Если расхождение между самооценкой дошкольника и оценкой его группой сверстников своевременно не корректируется воспитателем, возникает порочный круг, идя по которому, ребенок постепенно становится недоброжелательным, необщительным, трудным.

 

Процесс такой корректировки представляет собой сложную педагогическую задачу. Как уже отмечалось, причиной возникновения большинства тревожных, а также оптимистических, но неоправданных ожиданий является собственное негуманное отношение ребенка к другим членам группы.

Следовательно, первая трудность при решении задачи по корректировке социально нежелательных ожиданий ребенка относительно сверстников состоит в том, чтобы научить его видеть себя глазами детского коллектива, помочь преодолеть отрицательные формы собственного поведения, пробудить потребность занять доброжелательную позицию по отношению к товарищам.

 

Вторая трудность для воспитателя, приступающего к корректировке детских ожиданий (а это означает и их установок по отношению друг к другу), лежит в плоскости перестройки оценочного отношения группы к детям, которые неправомерно недооцениваются ею и, в свою очередь, платят ровесникам той же монетой — недоброжелательным отношением.

Идя по пути преодоления названных трудностей, воспитатель обязательно должен учитывать возрастные особенности самооценки старших дошкольников, которая является одним из, наиболее сильнодействующих мотивов поведения, направленных не только на защиту достигнутого ребенком уровня самоуважения (т. е. высокой оценки им себя как личности), но и на умножение ценностей своего «я», на повышение уважения к себе.

В связи с этим надежды, нередко возлагаемые взрослыми на отрицательные оценки в адрес ребенка («бестолковый», «недобрый», «жадный», «бесстыдник»), а также призывы к совести, как правило, не дают результата, терпят фиаско. Ребенок в таких случаях чаще всего считает, что взрослый просто сердит в данный момент или не любит его, плохо к нему относится. Такая эмоциональная реакция — следствие действия механизма самооценки.

Будучи по своей природе эмоциональным образованием, высокая самооценка представляет своего рода психологический барьер, ограждающий ребенка от отрицательных переживаний, которые могут значительно снизить его представление о себе.

 

Механизм действия самооценки хорошо показан в одном из исследований московских психологов С. Г. Якобсон и Л. П. Почеревиной. Эти авторы изучали особенности осознания детьми себя как жадных и нежадных.

Ученые экспериментально доказали, насколько велика роль самооценки в процессе перестройки ребенком своего поведения (от корыстолюбивого к щедрому) и как важно, чтобы дошкольник смог осознать и пережить проявления собственной жадности как осуждаемую авторитетными для него людьми (в том числе и литературными персонажами) форму поведения, сам установить соответствие своего плохого поступка (несправедливо поделил игрушки) поведению отрицательного литературного персонажа.

Но чтобы ребенок признал некоторое свое сходство с непривлекательным литературным персонажем, нужно, чтобы окружающие признавали и подчеркивали соответствие личности этого ребенка в целом положительному эталону — любимому детьми герою.

 

Таким образом, потребность дошкольников в высокой самооценке столь сильна, что добиться успеха в корректировке нежелательных форм поведения ребенка можно лишь постоянно поддерживая в нем желание быть хорошим.

В. А. Сухомлинский писал, что единственная движущая сила воспитания — это стремление быть хорошим. Ни на что другое опираться у педагогов нет возможности, все остальное — пустопорожняя болтовня: только стремление быть хорошим, жажда хорошего, направленность на идеал — единственная пружина, движущая сложный механизм воздействия человека на человека.

 

Поэтому можно утверждать, что в процессе корректировки личностных ожиданий дошкольника центральным звеном в работе педагога должна выступать организация таких форм деятельности и общения детей, при которых у них необходимо возникают гуманные переживания, объектом которых является сверстник.

 

Проанализируем высказанное утверждение с помощью опытных (экспериментальных) данных, полученных нами при изучении самооценки в игровой деятельности дошкольников.

Как известно, включение в «престижные» соревновательные ситуации обостряет эмоции ребенка, активизирует его волю и тем самым усиливает стремление добиться превосходства над сверстниками. Вследствие этого (при отсутствии педагогического руководства) соревновательная ситуация может легко превратиться в конкурентную, и тогда дети, участвующие в ней, невольно начинают испытывать друг к другу негативные чувства: ревность, зависть, недружелюбие.

Такие конкурентные ситуации, когда более сильные дети оттесняют тех, кто слабее, стремясь к единоличному выигрышу, часто можно наблюдать в играх дошкольников.

Например, в увлекательной игре «Путешествие на другую планету» перед детьми поставили задачу избрать экипаж космического корабля в составе трех человек, который сможет первым «вылететь» в космос. Ребятам предстояло провести ряд отборочных игр-соревнований.

Начало отборочных соревнований в соответствии с «программой полета» показало, что дети очень остро переживали свои собственные успехи и неудачи. Наблюдалась такая картина. Если в состав тройки входил ребенок, лучше двух других выполнявший игровые действия (оказывался "более сильным, ловким, сообразительным), то, мотивируя свои поступки необходимостью выигрыша команды, он захватывал всю инициативу, лишая других детей возможности участвовать в игре.

 

Между членами команды возникало недовольство друг другом. «Ты опять промажешь, если будешь бросать кольцо. Лучше дай я!», «Эй, ты! Из-за тебя снова проиграем. Уходи из нашей команды!» — то и дело слышались реплики самозванного лидера.

Введение в игровую деятельность дошкольников моральных правил, которые выступали своего рода критериями оценки всей деятельности соревнующихся, в корне изменило и содержание, и эмоциональную окраску отношения каждого игрока друг к другу, а также направленность их переживаний.

Согласно новым правилам выигрыш подсчитывался не только по очкам за непосредственное выполнение игровых действий (например, количество попаданий мяча в цель, число правильно расшифрованных ребусов и т. п.), но и за то, как команда добивалась результатов: участвовали в игре все члены тройки или только один. При этом дополнительные очки команда получала (или же, наоборот, они у нее вычитались) за то, как взаимодействовали между собой члены команды в процессе игры — помогали, уступали, поддерживали друг друга, были доброжелательны к товарищу или нет.

 

Теперь можно было наблюдать, как дети подбадривали друг друга в случае неудачи. («Это ничего, что у тебя один раз не вышло: в следующий я тебе помогу».) И каждый из игроков переживал уже не только за себя, но и болел за всю команду. За выполнением правил следили дети, по очереди выполнявшие во время соревнований роль судей.

Безоговорочному принятию дошкольниками правил, по которым команда оценивалась не только за выполнение, но и за слаженность игровых действий, способствовало то, что, предлагая эти правила, воспитатель ссылался на примеры работы космических экипажей и в доступной для дошкольников форме рассказывал о том, какую важную роль, особенно в трудных условиях, играет для человека доброе отношение товарищей, готовых в любую минуту придти к нему на помощь.

 

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что в системе факторов, определяющих развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе в соответствии с идеалом коммунистической морали, решающим является характер проявляемой им активности.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы