Некоторые дети, отличающиеся особо конфликтным поведением в группе, настаивали на том, что они «добрые», «умеют хорошо дружить с детьми» и ссылались при этом на факты, имевшие место в семье, в общении с малышами.

Анализ аргументов, доводов, фактов, приводимых детьми в доказательство своих морально-психологических достоинств, показал: наиболее общей тенденцией является пристрастное отношение к оценкам окружающих (из опыта «отбиралось» все, что повышало чувство самоценности ребенка). Самые незначительные события в сфере семейных отношений («подал папе тапочки», «укрыл бабушку пледом») расцениваются ребенком как убедительные доказательства его старательности, помощи взрослым, служат, с его точки зрения, показателями его доброжелательности.

 

Поэтому для актуализации эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе как к субъекту гуманных действий и переживаний следует стремиться так организовывать его практический, чувственный опыт, чтобы:
а) собственная активность ребенка в общении со сверстниками становилась объектом оценки со стороны других детейодновременно источником его гуманных переживаний;
б) ребенок стремился сравнивать себя в моральном отношении с другими детьми;
в) создавались благоприятные психологические условия для оценивания детьми собственных поступков с помощью воспитателя.

Особое внимание при создании таких ситуаций следует уделять факторам, способствующим актуализации эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе на основе нравственных, в частности альтруистических, мотивов поведения. Один из таких факторов — использование в практике воспитания реальных и воображаемых ситуаций проявления доброжелательного отношения детей друг к другу. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Дети строили на площадке гараж: возили песок, укладывали стены. Все увлеклись игрой, и никто не замечал, что новичок Костя стоит в стороне и грустит. Вдруг Саша оставил на минуту свою работу, подошел к Косте, протянул ему красный самосвал и приветливо сказал: «Давай с тобой будем возить песок!» Увидев это, воспитательница подошла к группе детей и похвалила Сашу. Мальчик покраснел от удовольствия, однако другие ребята, продолжая увлеченно играть, не очень прислушивались к ее словам.

Подобные ситуации на протяжении дня, недели в группе возникали неоднократно. Один ребенок утешил плачущего мальчика и дал ему свою игрушку, другой помог девочке поднять по ступенькам на второй этаж коляску с куклой, третий взял по собственной инициативе у няни тряпку и вытер следы мела на полу в раздевалке.

 

Однако все эти хорошие поступки детей обретали для них значимость только лишь под воздействием воспитателя. Поэтому каждая подобная ситуация была предметом обсуждения в группе. В конце дня воспитатель собирал детей и предлагал им прослушать небольшой рассказ под названием «Один день в детском саду». В этот рассказ обязательно включалась одна из моральных ситуаций, имевшая место в жизни детей (или очень близкая по содержанию).

Описывая положительный поступок того или иного ребенка, воспитатель не называл его имени, а просил детей угадать, кто бы это мог быть.

 

Привлечение внимания каждого ребенка группы к поступку, который мог бы принадлежать и ему самому, вызывало у детей положительные эмоции. Одновременно актуализировались и отрицательные эмоции тех из воспитанников, которые слушали критику в свой адрес со стороны товарищей: «Это не Павлик — он дерется»; «И не Лена — она жадная». Установление связи между тем или иным положительным поступком детей и их переживаниями приводило к повышению значимости самооценки ребенка для регуляции его взаимоотношений со сверстниками на гуманной основе. У детей возникала потребность сравнивать себя с товарищами в нравственном отношении. Благодаря этому повышалась роль самооценки дошкольника в воспитании у него доброжелательного отношения к сверстникам.

В заключение следует сказать, что подлинным фактором гуманизации детских взаимоотношений самооценка становится лишь при правильном педагогическом руководстве системой оценочных отношений в группе. Такое руководство предполагает: повышение уровня достоверности самооценки; формирование ее нравственного содержания на основе обогащения эмоционального опыта ребенка; организацию деятельности и общения дошкольников, при которой каждый ребенок становится субъектом гуманных переживаний и одновременно объектом положительной оценки сверстниками его добрых дел.

 

На этой основе создаются предпосылки для развития ценностного отношения личности к себе в соответствии с требованиями идеала коммунистической морали и тем самым для формирования одного из самых привлекательных качеств человека — доброжелательности по отношению к людям.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы