ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕД ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К НИМ

Как личностное качество ответственность является регулятором деятельности и поведения людей. Степень ее развития определяет отношение человека к общественным нормам, своим обязанностям, выбор им жизненной позиции и правильной линии поведения. Высокий уровень ответственности предписывает личности принятие социально значимых норм, принципов как должных, осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами и предъявляемыми требованиями, необходимость отвечать за свои действия, поступки.

К сожалению, в жизни нам еще часто приходится сталкиваться с безответственностью людей. Человек опоздал на работу, не выполнил задание в срок, не вовремя вернул другу книгу, которую взял почитать на недельку. «Что может случиться, если я опоздаю на 10—15 минут? — размышляем мы иногда, собираясь на деловую встречу.— Подождут». «Не все ли равно, когда я вернул тебе книгу, главное, что вернул»,— можем ответить мы обиженно на робкое замечание друга.

На первый взгляд, эти поступки выглядят безобидными. Но халатность, необязательность приводят иногда к тяжелым последствиям. Ответственность возникает не сама по себе. Она зарождается очень рано, еще в дошкольном возрасте и берет начало в добросовестном выполнении детьми требований взрослого, коллектива сверстников и развивается в процессе воспитания, по мере того как ребенок вступает во все многообразие связей и зависимостей от общества, от других людей.

В педагогических и психологических исследованиях (3. И. Борисовой, К. А. Климовой, В. К. Котырло) показано, что ответственность детей, начиная со старших дошкольников,— не случайное, эпизодическое явление, а относительно стойкое образование — формирующееся качество. Она проявляется во взаимоотношениях с окружающими людьми (родителями, воспитателями, детской группой) при оказании с их стороны значимого для ребенка доверия и предъявлении к нему определенных требований. Принятие их во многом зависит от эмоционального отношения дошкольника ко взрослому или сверстникам, от характера их взаимоотношений. Эмоциональная расположенность ребенка к близким людям побуждает его к ответственному выполнению заданий и распоряжений. Дошкольник охотно и с радостью откликается на просьбы людей, взрослых и сверстников, которых он любит и уважает.

В повседневной жизни детям приходится делать и то, что в данный момент делать не хочется. Во имя этого приходится отказываться от чего-то интересного и приятного, преодолевать трудности. И тут, безусловно, требуется мобилизация волевых усилий, определенное самоограничение.

Вот почему психологи считают, что в ответственности уже на этапе дошкольного детства реализуется способность детей регулировать свое поведение. Уровень этой способности обусловлен отношением ребенка к требованиям, заданиям взрослого или сверстников и сформированностью у него определенных механизмов управления собой. Однако, как известно, даже у старших дошкольников механизмы саморегуляции развиты недостаточно. Поэтому интерес к заданию, к процессу его выполнения — важный стимул для повышения уровня произвольной регуляции поведения ребенка.

Воспитание ответственности у дошкольников предполагает формирование у них способности самостоятельно и заинтересованно заботиться об успешном выполнении распоряжений и заданий, важность которых они осознали, предусматривает активизацию у дошкольников переживаний удовлетворенности и неудовлетворения по поводу выполнения обязанностей и результатов общих дел, включает развитие готовности ответить за качество выполненной работы.

Основным средством формирования ответственности в условиях дошкольного учреждения является система требований и заданий. Решающую роль в воспитании данного качества играет деятельность, имеющая общественно полезную направленность: посильные поручения, обязанности, ориентирующие на оказание помощи, проявление внимания к другим.

Программа воспитания в детском саду уже с младшей группы предусматривает выполнение детьми подобных заданий,— например: принести новому воспитаннику игрушку, помочь воспитателю сложить книги, открыть няне дверь, когда она несет посуду, помочь накрыть на стол, собрать для игр каштаны, осенние листья, покормить рыбок, птиц и т. д.

Трехлетний ребенок, как известно, еще не умеет руководить собой, своим поведением, но, заинтересованный поручением близкого человека, стремится выполнить его.

Конечно, малыши еще не понимают необходимости выполнения задания, часто воспринимают его, как игру. Однако уже на данном возрастном этапе проявляется готовность заинтересованно, принимать поручения взрослого, что уже является предпосылкой развития ответственности.

Наблюдения показали, что некоторые младшие дошкольники, заинтересованные в задании, способны уже выполнить его на уровне исполнительности. Под исполнительностью как одним из уровней развития ответственности дошкольника понимаем принятие ребенком поручений, просьб, требований окружающих как должных и тщательное их выполнение с соблюдением заданного способа.

У детей исполнительность носит еще ситуативный характер, зависит от многих факторов. Поэтому доведение порученного дела до конца даже при отсутствии заботы о качестве является для трёхлетнего ребенка своего рода достижением. Этот уровень мы обозначили как условное подчинение обязательности заданного. Интерес к заданию, определяющий уровень его выполнения младшим дошкольником, может быть вызван новизной поручения, ощущением своей причастности к важному делу взрослых, подражанием действиям других детей, а также положительной оценкой воспитателя или родителей. Обеспечивая эмоциональное приятие детьми порученного дела, мотивация активизирует формирующиеся механизмы их произвольной регуляции. Это помогает ребенку подчиниться распоряжениям взрослого и выполнить его поручение достаточно успешно.

Наиболее актуальной для младших дошкольников является мотивация, ориентирующая на получение поощрения-награды или похвалы взрослого. Чтобы повысить эффективность ее воздействия на ребенка, задание следует предлагать в яркой эмоциональной форме: «Дети, постарайтесь аккуратно накрыть на столы. А Буратино посмотрит, как вы это сделаете, и сядет обедать за тот стол, где ничего не будет упущено и все будет аккуратно и красиво».

Ориентация на оценку взрослого создается предупреждением: «Когда ты выполнишь задание, я посмотрю, все ли ты правильно сделал». Как оказалось, для некоторых малышей уже значима и мотивация, побуждающая их сделать что-то приятное близким людям. Поручения воспитателя («Принеси новенькому мальчику машину и поиграй с ним, ему будет приятно», «Сделай все красиво, аккуратно, чтобы порадовать детей») вызывают у этих детей желание доставить удовольствие окружающим, сделать для них что-то нужное.

Данные факты свидетельствуют, что уже на этапе младшего дошкольного возраста ребенок может быть ориентирован не только на себя, свои желания и потребности, но и на другого. В этой связи формируются определенные общественные мотивы нравственного порядка — выполнить поручение, чтобы доставить радость близким, т. е. непосредственные мотивы ответственного выполнения.

Чтобы закрепить социально значимые мотивы, актуализировать их для ребенка, важно затронуть его эмоциональную сферу, его чувства. Например, вместе с другими детьми поблагодарить за выполненную работу, отметить, как приятно и радостно всем видеть аккуратно и красиво расставленные игрушки, тщательно разложенные на полке книги. Благодарные отклики малышей, их эмоциональный подъем не оставят ребенка равнодушным. Впоследствии, желая повторить приятные переживании, ребенок будет стремиться старательно выполнять поручения.

С каждым годом содержание поручений усложняется, возрастает их социальная значимость. Старшие дошкольники ремонтируют книги, игрушки, делают атрибуты для игр, поздравительные открытки, подарки для родителей, малышей, помогают взрослым убирать групповые помещения, готовиться к занятиям. Следует при этом помнить, что привлечение дошкольника к выполнению заданий без активизации его чувств, учета его интересов может воспитать у ребенка лишь привычку подчиняться. Он, конечно, будет выполнять обязанности дежурного, поскольку его назначили помогать взрослым, но при этом останется равнодушным к порученному делу, не будет стараться сделать его хорошо.

Как отмечает Е. И. Кульчицкая, «одного «приучения» помогать кому-то и этим выражать любовь к нему явно недостаточно. Необходимо чувство заботы о другом, чувство сопереживания, сострадания»1. И действительно, чем ближе к сердцу принимает ребенок интересы группы, близких людей, чем очевиднее для него' общественная сторона его труда — польза, которую он приносит окружающим, тем серьезнее, ответственнее дошкольник относится к заданиям.

В отличие от малышей исполнительность шестилетнего ребенка (классифицируемая нами как средний уровень развития ответственности дошкольника) уже достаточно осознанна. Он понимает и может объяснить, почему надо стараться выполнить задание хорошо — «чтобы помочь уставшей маме», «чтобы не огорчать воспитателя», «чтобы порадовать маленькую сестричку».

Добросовестных детей старшего дошкольного возраста отличают от младших дошкольников еще и настойчивость, терпение, целеустремленность, проявляемые ими при столкновении с трудностями. Они обращаются за помощью только после неоднократного приложения самостоятельных усилий, не увенчавшихся успехом. Прилежание старших дошкольников включает в себя и отношение к результатам собственной деятельности, к оценке ее окружающими. При неудовлетворительном качестве работы, а также при замечаниях и порицаниях взрослых или сверстников они огорчаются, смущаются, испытывают недовольство собой, стыд.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы