Вот пример. Воспитанники старшей группы выполняют задание — конструируют и украшают праздничную открытку для родителей.

Катя заинтересовалась заданием, обрадовалась: «Как интересно! Эту открытку мы подарим родителям?» Без напоминаний, первая заняла место за рабочим столом. Обращается к детям, сидящим рядом: «Сейчас надо очень постараться, ведь эти открытки мы будем дарить». Внимательно, с интересом прослушала инструкцию. Тут же уверенно берется за работу. Складывает лист бумаги ровно, аккуратно, как объясняла воспитательница.

Стремясь к точности исполнения, спрашивает: «Я все правильно сделала?» Очень старается, несколько раз проверяет, ровно ли сложена открытка. Увлекается работой, разговоры детей ей мешают. Делает им замечание: «Помолчите, пожалуйста, из-за ваших разговоров у меня может плохо получиться. И у вас ничего не получится, а потом будет стыдно».

Катя приступила к украшению открытки, работает с увлечением. При наклеивании засушенных листиков возникают трудности — они ломаются. Катя неоднократно подравнивает ножницами неровные края. Но увидев, что листики получились совсем маленькие и некрасивые, огорчается. Чуть не плача, обращается к воспитательнице: «Я могу наклеить только один листик, но я хочу, чтобы было красиво. Можно, я возьму еще листики и попробую?»

После неоднократных попыток справляется с трудностями, облегченно вздыхает: «Ух, еле-еле наклеила». Спрашивает: «Посмотрите, у меня хорошо?» К, опережая замечания воспитательницы, смущенно оправдывается: «У меня здесь немного клей размазан, но, может, он еще высохнет?» Одобрение воспитателя выслушивает внимательно, серьезно. Радостно улыбаясь, говорит: «Вам понравилось, значит, и маме понравится, и папе, и брату».

К старшему дошкольному возрасту у детей начинает формироваться более высокий уровень ответственности — уровень инициативных действий, когда, выполняя порученное дело, они стремятся увеличить объем работы, усовершенствовать способ действий, предложенный взрослым.

Активизация гуманных чувств детей — одно из условий повышения их ответственности. Важно, чтобы дошкольник, сумев предвосхитить события (представить затруднительное положение близкого человека, ожидающего помощи, посочувствовать ему), поспешил выполнить просьбу, поручение.

 

Такое представление создается у ребенка, когда взрослый умеет убедить, что товарищ (взрослый) нуждается в поддержке: «Помоги Оле помыть кисточки, чтобы она могла скорее закончить дело и вместе со всеми слушать сказку. Если ты не поможешь, ей будет обидно». Такое словесное описание позволяет ребенку не только представить последствия выполнения или невыполнения порученного дела, но и перенести на себя и пережить чужое эмоциональное состояние, что, как правило, побуждает к добросовестному, ответственному выполнению задания.

Однако не все дети могут самостоятельно представить последствия для окружающих людей формального, небрежного выполнения ими задания. Поэтому очень важно обращать их внимание на ситуации, когда в результате небрежного отношения к работе кого-то из детей страдают остальные, например: кому-то из ребят досталась плохо промытая, склеенная кисточка, которой невозможно рисовать, кому-то не было положено необходимое для занятия пособие, кто-то отказался помочь другому.

 

При этом взрослый должен зафиксировать внимание дошкольников на затруднительном положении «пострадавшего», на его эмоциональном состоянии (огорчился, обиделся, расплакался), подчеркнуть, что, плохо выполнив свои обязанности, дежурный подвел своего товарища. Делая замечание ребенку, небрежно выполнившему задание, важно вызвать у него чувство смущения, вины: «Дети очень огорчатся, увидев как небрежно и некрасиво ты расставил игрушки на полках». Пережив неприятные ощущения неловкости, стыда, дошкольники будут стараться избежать их в последующих аналогичных ситуациях.

Важно также акцентировать внимание детей на хорошо, тщательно выполненной работе, которая приносит окружающим не только существенную пользу, но и повышает их настроение, доставляет радость: «Мама очень обрадуется, когда увидит, какую красивую открытку ты для нее сделал». Работа, переживаемая дошкольниками как значимая, нужная близким людям, не только вдохновляет их на добросовестное ее выполнение, но и делает их отзывчивее, добрее.

 

Как известно, развитию гуманных чувств ребенка способствует любящее отношение к нему близких взрослых (родных, воспитателей). Забота, внимание взрослого к ребенку вызывают у него не только чувство привязан- ности, симпатии, но и стремление ответить тем же. Известно, что если между педагогом и воспитанником складываются доверительные, теплые отношения, то ребенок становится более восприимчивым к слову взрослого, более внимательным и предупредительным к нему. Если дошкольник спешит рассказать воспитателю о себе, своих близких, своих впечатлениях, переживаниях и при этом ожидает от него соответствующего отклика, сопереживания, то это означает, что ребенок любит взрослого и доверяет ему.

К установлению теплых взаимоотношений со взрослым особенно тяготеют застенчивые, робкие, боязливые дети. Они нуждаются в эмоциональной поддержке воспитателя, в его понимании и сопереживании, но не всегда могут самостоятельно установить контакт со взрослым. Если воспитатель доброжелателен, чуток по отношению к таким детям, они отвечают глубокой привязанностью и особым доверием. Каждое поручение любимого воспитателя стараются выполнить как можно лучше. При этом пользуются не только заданными способами, но и проявляют элементы инициативы, творчества, демонстрируя высокий и средний уровни ответственности.

Постепенно у старших дошкольников складываются деловые отношения со взрослым. Это способствует осознанию ребенком обязательности своевременного и качественного выполнения порученного дела. К мотивам ответственного поведения, вытекающим из непосредственных отношений с окружающими людьми (любовь, привязанность, желание заслужить доверие, одобрение), присоединяется заинтересованность в добросовестном выполнении поручений.

 

Между тем в каждой группе есть дети, которые редко контактируют с воспитателем, обращаются к нему лишь в крайних случаях — за помощью, посредничеством. Это замкнутые, необщительные мальчики и девочки, которые всегда держатся в сторонке, особняком. Если воспитатель не проявляет по отношению к ним повышенного внимания и чуткости, он не обретает расположения таких детей. А если воспитанники равнодушны, безразличны к воспитателю, то, как правило, и его требования, задания выполняют на низком уровне, т. е. формально, небрежно.

Отсюда можно сделать вывод, что теплые отношения со взрослым, в основе которых лежат чувства взаимной симпатии, любви, доверия, определяют готовность ребенка откликаться на просьбы и поручения близкого человека.

А деловые отношения подводят дошкольников к пониманию значимости и необходимости ответственного выполнения порученного дела. Поэтому воспитатель должен пересмотреть систему своих взаимоотношений с детьми и постараться установить доверительные или деловые отношения с каждым ребенком.

Перестройка взаимоотношений с дошкольниками должна, предусматривать: во-первых, замену жестких воздействующих обращений взрослого (приказ, распоряжение, указание) более мягкими формами предъявления требований (предложение, просьба, совет), высказываемых в спокойном, доброжелательном тоне; во-вторых, охват всех без исключения детей при распределении заданий и обязанностей.

Для повышения заинтересованности старшего дошкольника в качественном выполнении общественно значимого дела важно, чтобы поручение рассматривалось им как знак доверия, как награда,, личная обязанность. При этом необходимо создавать. эмоциональную, доверительную атмосферу, поощрять ребенка к достижению определенного результата: «Я доверяю тебе это задание, уверена, что ты выполнишь его быстро, аккуратно, правильно и не подведешь меня», «я решила поручить это задание тебе, зная, что ты любишь трудиться и выполнишь его хорошо».

Доверительное отношение взрослого вызывает у детей готовность сделать' все, чтобы оправдать доверие, повышает не только их эмоциональную отзывчивость, но и чувство ответственности. В дошкольном детстве начинают складываться сложные взаимоотношения ребенка со сверстниками, что находит свое выражение в совместной деятельности детей, в их общении. Уже в старшем дошкольном возрасте у значительной части детей отношения со сверстниками имеют достаточно устойчивый характер.

Одни дошкольники доброжелательны, предупредительны, отзывчивы ко всем детям. У других во взаимоотношениях со сверстниками преобладают равнодушие, невнимание. У некоторых детей характер отношений зависит от того, с кем ребенок общается, кому симпатизирует.

 

Если между дошкольниками складываются гуманные взаимоотношения, основанные на проявлениях доброты, отзывчивости, сопереживания, содействия, ребенок становится более чутким, сердечным, внимательным к своим, товарищам, более восприимчивым к их просьбам, предложениям. Это определяет его готовность откликаться на нужды и потребности формирующегося коллектива.

Нередко по ходу творческих сюжетно-ролевых игр возникает необходимость в какой-нибудь атрибутике, т. е. создается удобная ситуация для того, чтобы поручение ребенку — сделать что-то для игры — исходило от детской группы. Например, мы привлекали старших дошкольников к игре «Библиотека», для проведения которой нужно было создать «книжный фонд».

Это серьезное, ответственное дело поручалось, нескольким детям. Перед началом игры ее участники просматривали имеющиеся в группе книги, отмечали, что в книгах яркие рисунки, ровные, аккуратно вклеенные странички. Таким образом этих детей ориентировали на то, какие они должны изготовить книжки, чего от них ожидают сверстники.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы


  • детский психолог

    Проблемы с ребенком? Наш детский психолог поможет их решить!

    my-self.ru