Как показали наблюдения, для значительной части дошкольников (32 %) доверие детского коллектива оказалось настолько значимым, что они стремились выполнить задание на самом высоком (доступном им) уровне. Дети с энтузиазмом взялись за дело, заботились о качестве, старались, чтобы «их книжечка была не хуже настоящей», тщательно подбирали цветную бумагу для обложки, многократно подравнивали странички. Осознавая необходимость и значимость своего труда для других, эти дети восприняли требования детской группы к книге как обязательные, определяющие содержание и качество их работы.

 

Особую позицию заняли участники игры — «заказчики книг». Проявляя интерес к трудовой деятельности детей-изготовителей, они как бы выступали в роли контролеров, заинтересованных в качественном исполнении своего заказа. Их сопричастность к процессу труда выражалась в требовательности к работающим, в поддержке и одобрении их действий, в доброжелательных советах.

Это очень стимулировало и вдохновляло изготовителей. Беспокоясь об успешном выполнении задания, они часто обращались с уточняющими вопросами к своим «заказчикам», интересовались, правильно ли делают, стремились улучшить результат. Заинтересованное отношение сверстников стимулировало активность детей. Сделав книжки-самоделки, как их учили, они не удовлетворились достигнутым. По собственной инициативе, предварительно расспросив играющих, какие книги они любят и хотели бы иметь в библиотеке, дети стали разрисовывать чистые странички по сюжетам известных сказок.

Не успев закончить работу, они попросили разрешения взять книжки домой, продолжали трудиться над ними дома, не забыли принести на следующий день. Многие дети также справились с заданием достаточно успешно, на уровне исполнительских действий, т. е. как их учил воспитатель, без элементов инициативы, творчества.

 

Вместе с тем не для всех дошкольников поручение сверстников стало актуальным. Некоторые из них, рьяно взявшись за порученное дело, быстро остывали и впоследствии совсем не беспокоились о качестве изготавливаемой книжки, не старались придерживаться способа выполнения, которому их обучали, упускали отдельные трудовые операции. Сам процесс изготовления книги был короче, беднее, и результат отличался небрежностью исполнения. Этих детей устраивала «условная», схематично выполненная книжка. Они старались побыстрее покончить с ней, чтобы продолжать прежнюю игру.

Некоторые из этих ребят пожелали раскрасить свои книжки, но превратили работу в забаву — смеялись, шалили, не заботились о качестве рисунков. Когда изготовление книг было закончено, игра возобновилась.

Получив свой «заказ», дети устроили тщательный просмотр и отбор лучших книжек. Оки отказывались принимать в библиотеку некрасивые, небрежно сделанные самоделки. Аккуратно выполненные, но неразрисованные книжки, хотя и были приняты, ко не пользовались популярностью у «читателей», что огорчило их «изготовителей» и даже побудило некоторых из них вновь взяться за работу и со всей тщательностью разрисовать свою книжку.

Столкнувшись с жестким контролем, призадумались и «формальные изготовители», они чувствовали себя неловко; им пришлось испытать неприятные минуты, когда их работы подвергались серьезной критике детей. Детям, выполнившим задание наилучшим образом, участники игры предложили главные роли в игре — заведующей библиотекой, библиотекарей.

 

Как видим, ориентация на сверстников, потребность в их признании повышает значимость для ребенка доверия и оценочного отношения детской группы. Так развивается чувство ответственности за порученное дело перед коллективом сверстников. Игровые ситуации, в которых бы у детей возникала необходимость в атрибутах, подготавливаются и создаются воспитателем.

Однако не следует спешить делать недостающие пособия. Целесообразно даже создать некоторый дефицит необходимых предметов, а затем предложить детям делать все, что нужно, своими руками, поручая друг другу задания. Важно проследить только, чтобы задания детской группы были доступными для данного возраста, например: вылепить из глины хлебобулочные изделия, овощи, посуду для игры «Магазин»; сделать маленькие книжки, тетрадки, учебники, дневники для игр «Библиотека», «Школа».

Следует заметить, что в процессе формирования чувства ответственности у дошкольников прослеживается активизация гуманных чувств: доброты,, сочувствия, сердечности. При ответственном выполнении ребенком порученного дела обязательно, прямо или косвенно, проявляется его забота об окружающих, стремление сделать что-то приятное, полезное для них. Ответственность как формирующееся качество приобретает нравственную, социальную направленность и имеет особое значение в становлении детских взаимоотношений, прежде всего в. условиях жизни ребенка в обществе сверстников,, их совместной деятельности, направленной на решение, задач, важных для всей детской группы или других людей.

 

Включение дошкольника в трудовую кооперацию помогает ему прочувствовать и осознать значительность своей роли в коллективной деятельности, обязательность подчинения общепринятым нормам, пробуждает ответственность за конечный, результат общего дела. Это сближает детей, порождает положительные взаимоотношения между ними, способствует появлению чувства товарищества в работе.

При выполнении коллективного задания, как и в ролевых играх, возникает много ситуаций, когда приходится поступиться своими желаниями или прийти на помощь сверстнику, выручить его. От этого порой зависят нормальный ход и конечный результат работы. Правильно организованная совместная деятельность учит дошкольников действовать в интересах коллектива, воздерживаться от эгоистических поступков, сочетать инициативу с дисциплиной. И чем больше развито чувство ответственности у ребенка, тем больше он ориентирован на партнера, сочувствует ему по поводу неудач, затруднений, помогает их преодолеть.

 

Важное условие повышения, коллективной ответственности — выдвижение воспитателем общей цели, объединяющей старания, активность детей, направляющей к преодолению препятствий, к получению результата. Помимо основной цели, совместная деятельность предъявляет участникам конкретные задачи и требования относительно качества исполнения. Если дошкольники относятся к ним ответственно, принимают как обязательные для успешного выполнения общего задания, то между партнерами устанавливаются особые взаимоотношения гуманного содержания, для которых характерны сочувственный интерес друг к другу, сопереживание, содействие.

Анализ выполнения старшими дошкольниками коллективных поручений и обязанностей свидетельствует, что, несмотря на совместный характер деятельности, дети часто трудятся как бы изолированно друг от друга. Каждый сосредоточен на своем участке работы, не вникает в действия партнера, не замечает его затруднительного положения, не стремится придти на помощь.

При оценке результатов труда дети в основном заботятся лишь о том, чтобы их отметили, выделили, похвалили, в случае неуспеха возлагают вину друг на друга. Между детьми нередко возникают споры: они начинают выяснять, кто сделал больше и лучше; при этом каждый стремится доказать свое превосходство. Предложение воспитателя помочь товарищу по работе вызывает открытый протест, возмущение: «Я все свое сам сделал, пусть и он сам делает».

Насколько же меняется картина, когда в совместной деятельности объединяются дети, доброжелательно относящиеся друг к другу: они стремятся оказать помощь товарищу, поддержать его; показывают и советуют, как исправить допущенные ошибки, далее делают какую-то часть работы за него. Благодаря такому взаимопониманию и результат получается высокий.

В коллективном детском труде содержатся значительные воспитательные возможности, при условии правильно, тщательно продуманной его организации. Первоначальная задача воспитателя — раскрыть детям смысл совместной практической деятельности, ее общественную направленность.

 

Этому способствует последовательная работа по формированию у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых. Важно, чтобы дети усвоили примеры их трудовых взаимоотношений, отношение к своим обязанностям. Рассказывая дошкольникам о различных профессиях, воспитатель должен акцентировать их внимание на том, что люди трудятся вместе, сообща, на благо общества, что они объединены в трудовые коллективы, что их согласованные, взаимосвязанные действия направлены на достижение общего результата.

Все стремятся выполнить работу наилучшим образом, так как от труда каждого зависит успех общего дела. Осознание смысла общественно значимых трудовых отношений взрослых во всем их многообразии повышает в глазах ребенка ценность совместной деятельности.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы