Поручая детям коллективное задание, следует разъяснить необходимость их объединения. Важно, чтобы дошкольники понимали: сложную, большую по объему работу лучше выполнять всем вместе, дружно. Только тогда с ней справишься своевременно и успешно. Воспитательный эффект совместной деятельности усиливается, если дети осознают ее полезность для окружающих. Дежурные быстро, аккуратно сервировали столы — значит, поработали для всех, помогли няне, позаботились о своевременном начале обеда; хорошо убрали в игровом уголке — потрудились для товарищей, и у взрослых освободилось время для более важных дел.

Чтобы объединить детей в коллективной деятельности, важно четко определить общий объект труда, то, за что они вместе несут ответ перед сверстниками и воспитателем. Взаимоотношения дошкольников в ходе выполнения группового задания во многом зависят от способов распределения обязанностей между ними.

 

Работа по участкам (например, каждый дежурный отвечает за ряд столов) предполагает относительную независимость ее исполнителей. Конечный результат их практической деятельности — совокупность достижений каждого. Многие дошкольники, несмотря на разъяснения воспитателя, еще плохо осознают это, так как значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступают только после окончания самого процесса деятельности. Поэтому такая форма выполнения коллективного поручения часто провоцирует детей на то, чтобы добиться собственного успеха, не ориентирует их друг на друга. Партнер, его состояние, радости и неудачи остаются вне поля зрения детей.

 

Чтобы довести до сознания ребенка, что продукт совместного труда создается усилиями каждого, необходимо показать его роль в осуществлении общего дела. Этому способствует организация деятельности по видам работы, когда каждый ее исполнитель выполняет не все задание целиком, а какую-либо его часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда партнеру, который продолжает работу. При этом дети оказываются в условиях функциональной зависимости в самом процессе деятельности, когда каждый отвечает друг перед другом.

Например, при изготовлении новогодней гирлянды, один ребенок готовит полоски бумаги (складывает бумагу, чтобы заготовки получились ровные, затем нарезает их), другой конструирует из полосок флажки и распределяет их на ниточке, чередуя по цвету, третий склеивает их, четвертый украшает.

Подобное распределение обязанностей и технология выполнения общего изделия ставят детей перед необходимостью обязательного координирования усилий, ориентации на партнера. Выполнив свою операцию, дети начинают помогать остальным, подбадривают их, дают советы, рекомендации. Их радуют успехи товарищей, огорчают неудачи.

Некоторая законченность каждой рабочей операции позволяет воспитателю проверить качество и темп деятельности каждого участника коллективного труда. Анализируя их отдельные достижения и обобщая итоги работы, педагог подводит детей к пониманию того, как важно выполнить каждый ее этап наилучшим образом: быстро, правильно, аккуратно, чтобы не подвести товарищей.

 

Постепенно возрастает и взаимная требовательность детей друг к другу. На практике они убеждаются, что успех общего дела зависит от стараний каждого, недобросовестное выполнение кем-то своих обязанностей сказывается на результатах работы в целом. Отношения взаимозависимости и взаимоконтроля активизируют у детей переживания ответственности, направленные на обеспечение общего успеха в деятельности, а также успеха товарища.

Постепенно осознавая свою взаимосвязь друг с другом в коллективном труде, дети проявляют готовность прийти на помощь товарищу, выручить его. Таким образом, ответственность дошкольников за общие результаты способствует формированию у них ценных качеств — умения действовать на пользу другим, согласовывать свои действия с общепринятыми нормами, правилами, привычки считаться с окружающими.

К взаимодействию детей в совместной работе побуждает мотивация, ориентирующая их на ожидания окружающих людей: «Постарайтесь вместе выполнить порученное дело так, чтобы понравилось детям», «Мне будет очень приятно, если вы сделаете все так, как я объяснила». При этом дошкольники должны усвоить основные условия эффективного выполнения коллективного задания.

 

Это — четкая, наиболее рациональная последовательность трудовых действий (например, полки, подоконники в уголке природы дежурный вытирает только после того, как его партнер вспушил землю в горшочках), старательное исполнение взаимосвязанных между собой трудовых операций, совместное преодоление трудностей, одновременное завершение работы в целом. Очень важно, чтобы дошкольники осознали и убедились на практике, что выполнение правил коллективного труда является непременным условием достижения общего успеха.

 

В условиях такой совместной деятельности, когда дети руководствуются определенными предписаниями, создается необходимость соотносить свои действия с общественными ожиданиями, коллективной оценкой.

Поэтому дошкольники стараются не только координировать собственные усилия, но и оказать помощь, поддержку друг другу, стремятся делать все так. как принято в коллективе. Для обеспечения успешного выполнения группового задания целесообразно чаще привлекать старших до» школьников к роли контролеров. Они уже способны наблюдать за работой друг друга, выделять ошибки, неточности, требовать их исправления.

Если кто-то из детей, выполнив задание, забывает помочь напарнику, который не успевает, контролеры обязательно напомнят ему. По мере того как в ходе самостоятельной практической деятельности складывается осознанное мнение детей относительно необходимости соблюдения распоряжений взрослого, выполнение трудовых обязанностей оценивается уже не только воспитателем, но и самими дошкольниками.

Поэтому важно систематически привлекать воспитанников к обсуждению результатов совместной деятельности, объясняя им, что коллективная деятельность оценивается по тому, в какой степени действия исполнителей и полученный ими результат соответствуют установленным требованиям. Вопросы помогают акцентировать внимание детей на особо существенных моментах: Кто кому помогал и как предлагал свою помощь? Вы вместе закончили работу? Какие хорошие поступки товарищей вы заметили?

 

Обобщая высказывания детей, педагог вносит свои коррективы, дает объективную итоговую оценку совместной работе, еще раз подчеркивает ее полезность для окружающих.

Не следует забывать, что в формирующемся коллективе дошкольников на передний план выступает эмоциональная сторона их поведения. Переживаемые совместно эмоциональные состояния (радости, удовлетворенности от успешно выполненной работы) вызывают у детей заинтересованность в успехе общего дела, стимулируют их активность, объединяют и сближают дошкольников, повышают их ответственность. Поэтому важно включать детей в эмоциональные ситуации, в которых бы они совместно переживали одно состояние.

 

Эта ситуации возникают в ходе коллективной деятельности подгруппы детей. Но воспитатель может расширить их влияние и на остальных дошкольников, привлекая всю группу к просмотру и одобрению результатов труда сверстников. Здесь важно, чтобы все дети радовались успехам и достижениям своих товарищей, были благодарны им. От того, насколько дошкольник эмоционально спаян с детской группой, удовлетворен взаимоотношениями со сверстниками, во многом зависит его отношение к заданиям общественной значимости.

При организации коллективной деятельности необходимо тщательно продумывать объединения детей в микрогруппы, учитывать их симпатии,, а также индивидуальные особенности, в частности уровень развития чувства ответственности.

 

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы