Целесообразно включать детей, которые обычно формально, несерьезно, как к забаве, относятся к порученному делу, в группы, куда входят ребята исполнительные, добросовестные. Уместны объединения детей, склонных к эгоистическим проявлениям, с теми, кто любит трудиться, беспокоится о качестве общего результата.

Такой подход обеспечивает наиболее благоприятные условия для позитивного влияния одних дошкольников, более ответственных, на других, с низким уровнем развития этого качества. Проиллюстрируем сказанное примером поведения детей при выполнении совместной работы — изготовлении новогодней гирлянды.

Саша заметил, что Андрей, неправильно складывая бумагу, склеивает флажок серой бумагой снаружи и стал смеяться: «Ха-ха, смотри, что ты наделал? Ну и мастер!» Андрей огорчился до слез. В разговор вмешалась Оля: «Может быть, у него не получилось. Ему и так обидно, а ты смеешься.

Разве ты не понимаешь, что мы делаем одну гирлянду на елку, и если у него получится плохо, то вся наша гирлянда будет некрасивой». И стала помогать Андрею переделывать флажок. Саша смутился: «Ты, Андрей, не расстраивайся, у тебя все получится. Мы с Олей тебе сейчас поможем».

Как видим, ответственные дети воздействуют на сверстников не только собственным примером, но и тем, что вы» двигают определенные требования, напоминают правила взаимоотношений, оценивают работу.

Участие в правильно организованной совместной деятельности вызывает у ее участников эмоциональные переживания, создает бодрое, радостное настроение. В процессе работы, основанной на отношениях ответственной зависимости, между детьми возникают положительные контакты, пробуждающие у них добрые чувства. Тщательно продуманная педагогом, коллективная деятельность активизирует у дошкольников ответственность за общий результат.

Здесь уже не существует разделения на «свою» и «чужую» части работы. Возрастает понимание зависимости общего успеха от вклада каждого. Это способствует развитию более тесного взаимодействия между участниками трудовой кооперации, побуждает их советоваться, друг с другом, сообща решать, как лучше выполнить порученное. Движимые чувством заботы об успехе общего дела, дети проявляют внимание друг к другу и требовательность, тщательно проверяют качество выполненной работы, не пропускают малейшей ошибки, неаккуратности. При этом взыскательность сочетается с чуткостью.

 

Дима обращается к своему напарнику по работе: «Старайся резать ровно, а то наши флажки будут некрасивыми. Ты нас всех подведешь». Саша: «Я стараюсь, но у меня ножницы плохо режут». Дима: «Ты, главное, не расстраивайся — с первого раза могло и не получиться. Ты ножницы держи прямее, и все будет в порядке».

Ребенок, заметив затруднения товарища, приостанавливает выполнение своей части работы, чтобы помочь ему. Ответственность за результаты совместной деятельности предполагает ответственное отношение и к работе партнера. Дети проявляют сочувствие товарищу, готовность оказать ему помощь, поддержку.

 

Ориентация на конечный результат в совместной работе вызывает потребность делиться опытом, помогать тому, кто не успевает. В интересах коллектива, общего успеха взаимная требовательность сочетается с взаимовыручкой, взаимопониманием. Можно наблюдать, как многие дети берут на себя роль терпеливого учителя и охотно объясняют, показывают, как надо делать. Доброта, чуткость порождают в ответ благодарность, сердечность, предупредительность, внимание; взаимоотношения детей теплеют. Приведем пример из жизни детей в детском саду.

Дети совместно делают панно для украшения групповой комнаты. У Славы все получается. Работает он увлеченно, с подъемом, старается необычно, по-своему составить узор из сухих листьев. Вдруг замечает, что для придуманного им узора не хватает нескольких листиков. Мальчик огорчается: «Жаль, не получится, как задумал». Илья: «Почему, Славик? Возьми вот мои листики, у меня много еще. Ты нас всегда выручаешь, так что, мы тебе не поможем?»

 

В процессе совместной деятельности у детей появляется потребность вместе рассмотреть работу, порадоваться хорошо выполненному делу. Коллективная деятельность, основанная на отношениях ответственной зависимости, предполагает взаимопомощь, взаимовыручку, требовательность и сотрудничество.

Можно сделать выводы, что формирование чувства ответственности у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием гуманных чувств (симпатии и сочувствия к людям). Начальные формы ответственности (исполнительность, инициативность) возникают на основе этих чувств.

Вместе с тем формирование ответственности у дошкольников, в свою очередь, активизирует у детей проявление заботы, доброты, отзывчивости, сопереживания. Атмосфера доверия, максимальное использование детской совместной деятельности обеспечивают успех воспитательной работы. Результатом ее будет усвоение детьми моральных норм ответственности, основанных на принципах гуманности.

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ

Для ребенка дошкольного возраста семья — первая и часто единственная общественная среда, первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность, а влияние на дошкольника всех остальных общностей лишь корректирует семейное воспитание. Форма и содержание семейных отношений, в которые ребенок включен с самого раннего детства в известном смысле являются для него основой определенных социальных образцов нравственного поведения.

Главными компонентами здесь следует признать систему ценностей и социальных установок семьи; стиль взаимоотношений между членами семейного коллектива и окружающими людьми, семейные традиции, уровень психолого-педагогической культуры родителей. Ряд исследований подтверждает эти положения (Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Маркова, Т. А. Репина и др.). В нравственном воспитании дошкольника большое значение имеет опора на эмоции, которым по праву отводится ведущая роль, так как этому возрасту свойственна неразделенность оценок, чувств и мотивов.

 

И для практики, и для науки существенным является вопрос об определении средств, благоприятно воздействующих на формирование чувств.. В отличие от обучения здесь мы имеем дело с интимным миром, вследствие чего несравненно возрастает значение воспитательных влияний, определяющих превращение нравственных представлений, правил поведения во внутреннее отношение.

Однако известны и факты отрицательного влияния на детей так называемой слепой родительской любви. В. А. Сухомлинский, отмечая необходимость воспитания детей в атмосфере любви, своей «Родительской педагогикой» предостерегает нас от чрезмерного их изнеживания.

 

Мы - попытались проанализировать характерные особенности проявления детьми-дошкольниками эмоционального отношения к близким взрослым в условиях разных типов' взаимодействия со взрослыми в семье и определить их влияние на формирование гуманных чувств ребенка.

Систему целенаправленных наблюдений начали со средней группы дошкольного учреждения, исходя из того, что этот возраст, по утверждению известного советского психолога А. Н. Леонтьева, является первой ступенью в развитии личностных механизмов поведения. М. И. Лисина также отмечает, что именно в этом возрасте особенно активизируется развитие потребности в общении, благодаря чему ребенок как бы заново начинает понимать рядом находящегося человека.

Обострение потребности в общении создает благоприятную почву для усвоения социальных норм взаимоотношений. Педагог должен именно с первых дней знакомства со своими воспитанниками устанавливать доверительные отношения и с их близкими.

 

Используют специальные методические приемы: включенное наблюдение ситуаций общения ребенка с родителями в детском саду, специальные и случайные беседы с родителями с целью получения информации о взрослом и о семье. Следует отметить, что далеко не каждый воспитатель владеет мастерством общения с родителями, методом убеждения. Творческое содружество практических работников и сотрудников НИИ психологии явилось хорошей помощью педагогам в этом плане.

Были установлены контакты с родителями 23 воспитанников группы. Основой таких контактов стали взаимная доброжелательность и готовность к совместным действиям в воспитании ребенка.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы