Особую роль отводили целенаправленному наблюдению, строго отрабатывая процедуру и технику наблюдения. Непосредственному наблюдению предшествовал длительный подготовительный период, в течение которого испытуемые привыкали к присутствию постороннего человека. Постепенно к нему вырабатывалось индифферентное отношение как к лицу, занятому каким-то своим делом.

Вместе с тем мы понимали, что полного безразличия к чужому человеку не может быть ни у детей, ни у взрослых, Вот почему при анализе данных во внимание принимались проявления, менее других подверженные изменению под влиянием третьего лица. Однотипные ситуации наблюдались семь — десять раз по отношению к одним и тем же партнерам. Беседы проводились при посещении взрослыми дошкольного учреждения и обращении их с вопросами, а также по нашей инициативе.

 

Использовали и естественный эксперимент, который предусматривал выполнение ребенком задания в присутствии одного из родителей, воспроизведение в домашних условиях заданных ситуаций. Возможны такие ситуации:

1. Родители выражают свое положительное отношение к поведению ребенка — похвалу (заслуженную и незаслуженную):

а) ребенок дома вдвоем с одним из родителей. Взрослый обращается к нему с предложением: «Давай уберем в комнате». И начинает работать, никакой активности по отношению к ребенку больше не проявляя. Независимо от поведения ребенка взрослый дает положительную, эмоционально выразительную оценку ребенку.

б) взрослый просит: «Ты поиграй тихонько сама, чтобы не мешать мне. Я должна поработать». 15 — 20 минут взрослый занят своим делом, затем высказывает похвалу ребенку,

 

2. Родители высказывают свое неудовлетворение поведением ребенка:

а) взрослый делает замечание ребенку, выражая удивление тем, что он забыл выполнить поручение «Как же ты мог не сделать?», но не возмущение, а именно удивление.
б) в спокойной необидной форме взрослый высказывает порицание по поводу беспорядка в уголке.

 

3. Взрослый отвечает отказом на просьбу ребенка:

а) по деловым мотивам;

б) по личным мотивам.

 

После этого взрослый обязательно первым обращается к ребенку со своей просьбой. Взрослым, выполнявшим наши задания, мы предложили сделать запись-фотографию поведения ребенка, особо отмечая характер реакции на указания, просьбы и оценки взрослого.

 

Опосредованный эксперимент: запись одним из взрослых эмоциональных проявлений ребенка в повседневном общении с другим взрослым.

 

Анализировались полученные данные в процессе изучения семейных условий воспитания по следующим параметрам:

1. Ценностные ориентации родителей в воспитании и место в них гуманных чувств: представления о сформированное™ гуманных чувств у ребенка, понимание своей роли в формировании гуманного отношения ребенка к окружающим людям.

2. Характер отношений друг к другу в семье и к другим людям: доброжелательность, предупредительность, готовность считаться с желаниями другого, теплота и эмоциональная выразительность отношений.

3. Преобладающее содержание общениях ребенком — деловое взаимодействие и личное общение в повседневных контактах: забота об условиях жизни ребенка и недостаточное внимание к его интересам; деловое взаимодействие, личное взаимодействие, общение; целенаправленные воспитательные воздействия.

4. Степень вовлеченности ребенка в жизнь семьи.

 

Дети

Характер эмоционального отклика: способность видеть затруднительную ситуацию, в которой находится взрослый, проявлять к нему сочувствие и оказывать посильное содействие; понимание затруднительного положения другого или испытываемой им неприятности, не ведущее, однако, к попыткам проявлять соучастие; своеобразная черствость ребенка по отношению к другому человеку, т. е. неготовность эмоционально воспринимать происходящее с другим.

 

В результате анализа данных были выделены отдельные группы обследованных семей. Первая группа — семьи, в которых сложились теплые, доброжелательные отношения между всеми ее членами. Как правило, каждая такая семья представляет собой дружный коллектив. Эмоциональная привязанность друг к другу — стойкая особенность сложившихся взаимоотношений между всеми взрослыми и ребенком. Об этом свидетельствуют уже ситуации встреч и расставаний в детском саду: тепло, искренность, любовь.

Содержательная характеристика наблюдаемых ситуаций общения подтверждает и наличие эмоциональной направленности на другого. У взрослых это потребность знать всё, чем жил ребенок «без них», а у ребенка — умение «видеть» настроение близкого по внешним проявлениям и желание объяснить его тут же. Характер вопросов свидетельствует о том, что ребенок достаточно хорошо осведомлён о жизни взрослых в семье. Даже не совсем понимая многие её стороны, он подражает взрослым, выражая свое отношение к тому или иному событию.

 

Ценностные ориентации родителей первой группы характеризуются высокой оценкой гуманных чувств, серьезным интересом к условиям формирования у ребенка данных качеств, правильным пониманием роли семьи в их становлении. Разные по типу поведения, владеющие разным опытом эмоциональной выразительности, взрослые члены каждой семьи данной группы в основных вопросах воспитания ребенка стремятся быть едиными, поддерживают авторитет друг друга в глазах ребенка. Более глубокое знакомство с такими семьями показало, что они испытывают многие типичные трудности в вопросах воспитания ребенка: дети у них как дети, со всеми присущими им шалостями, возрастными капризами, своими проблемами, претензиями, настроениями.

И взрослые также живут обычной жизнью, бывают усталыми, занятыми, в плохом настроении. Вся мудрость их семейного воспитания заключается в том, что они не пытаются оградить сына или дочь от своих житейских хлопот, а, напротив, видят свою задачу в том, чтобы научить ребенка жить среди людей.

Желаемое поведение ребенка умело стимулируется доброжелательной подсказкой, советом либо эмоционально выразительным предвосхищением нежелательных проявлений. Естественно, подобные приемы действенны почти всегда именно потому, что в данных семьях вообще принято откликаться на нужды родных и знакомых. Живя одной жизнью со взрослыми, дети очень рано приобщаются к подобным заботам близких. С ребенком всегда обсуждают семейные события, отвечают на все его вопросы, объясняют свои действия, мотивируют отказ.

Вот пример. Отец Саши пришел за сыном очень взволнованный. Мальчик выбежал к нему с поделкой из бумаги, хотел показать. Но в двух шагах от отца остановился, внимательно посмотрел на него и ничего не сказал. Папа обратился к сыну: «Пожалуйста, поторопись. Я должен срочно вернуться на завод, а тебя к бабушке отвезу, мама зайдет за тобой». Мальчик быстро собрался. Игрушку отдал воспитательнице: «Лариса Константиновна, спрячьте, пожалуйста, до завтра, папа очень занят, я завтра ему покажу». На следующий день воспитательница специально завела разговор с Сашей о том, чем был озабочен вечером его отец. Оказывается, на работе машина не включалась и целый день не могли найти поломку. Папа весь вечер проверял все по книге-справочнику и рано ушел на работу..
Как выяснилось обо всем этом мальчик узнал от отца — утром рассказал, хотя и очень торопился.

Оксана несколько дней рассказывала, как они с мамой ходили в универмаг за подарком для новорожденного сына папиной сестры — тети Тани: «Папа ведь не понимает так, как мы с мамой, это же малюсенький ребеночек. Надо, чтобы все было мягенькое, красивое и вообще то, что нужно. Вот папа нас с мамой и попросил. В субботу мы все поедем тетю Таню забирать домой. А мама моя покажет, как нужно купать маленького. Я свою ванночку отдала на подарение. Я уже большая, мне не надо».

Поведение детей в подобных ситуациях привлечения их к заботам, выходящим за пределы внутрисемейных проблем, свидетельствует о том, что ребенок воспринимает эмоциональную сторону доброжелательного отношения родных к другим людям. Это и есть те уроки радости от сделанного другому добра, значение которых трудно переоценить на данном возрастном этапе формирования личности. Подобные ситуации стимулируют эмоциональное отношение ребенка к тем переживаниям взрослых, которые он воспринимает и понимает, способствуют переносу их за рамки внутрисемейных отношений.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы