Трое детей этой группы не отличаются ярко выраженной коллективистской направленностью, но они инициативны в контактах со взрослыми (воспитателями и няней), первые помощники в любом деле, хорошо владеют трудовыми навыками, старательны в выполнении поручений и внимательны к партнерам по деятельности, умеют наладить сотрудничество с каждым ребенком группы, убедить в том, что «так лучше и быстрее». Как правило, не конфликтуют с друзьями, обижаясь, уступают, со своими переживаниями справляются сами, не жалуются воспитателю.

Рассказывают родителям обо всех событиях, недоразумениях с друзьями. Среди сверстников пользуются авторитетом. Товарищи их чаще других рекомендуют в «бригадиры» в своей подгруппе при выполнении коллективного задания. В роли старшего уровень активности несколько выше, заметна ответственность за всех и каждого (замечания — по существу, конструктивного характера, помощь — по сути), переживают чужие неудачи.

Любимое занятие — помощь слабому в том деле, в котором они сами на высоте. Оксана, например, умеет вязать на детской машине, и целыми днями учит желающих, возится подолгу, не сердится, очень доброжелательна, утешает и обнадеживает товарищей при. неудачах.

Охарактеризованная нами первая группа составила 21,5 % от общего числа обследованных семей.

 

Вторая группа семей по общей характеристике внутрисемейных отношений во многом сходна с первой: здесь также царит дух доброжелательности и предупредительности во взаимоотношениях, воспитательная функция считается важнейшей семейной обязанностью, а ребенок — серьезным объектом внимания каждого члена семьи. От предыдущих эти семьи отличаются тем, что вся жизнь их подчинена интересам ребенка. Большинство ситуаций общения наполнено заботами о нем, стремлением удовлетворить его потребности.

В такой семье ребенок окружен теплом, заботой, общение взрослых с ним эмоционально насыщено. Взрослые искренне и достаточно выразительно (часто намеренно, в расчете на восприятие ребенка) доставляют ребенку радость своим чутким отношением к нему, желанием и умением помочь, разрешить трудную ситуацию, посочувствовать, поднять настроение.

 

Высоко ценя гуманные проявления в характеристике личности, родители придают большое значение установлению правильных взаимоотношений с ребенком в семье. Они высказывают уверенность, что в ответ на свою любовь обретут в дальнейшем прочную привязанность, однако ничего не ожидают в этом плане от дошкольника.

Вниманием, заботой и чрезмерной опекой окружен ребенок и в ситуациях совместной со взрослыми деятельности. Ему заранее подбираются самые легкие и удобные участки либо операции, взрослый предвосхищает возможные трудности, берет их на себя. Ребенок может прекратить деятельность в любой момент, независимо от результата. Оценивая степень сформированности гуманных чувств у своих детей, родители имеют в виду лишь отношение детей к близким людям. Характерно и то, что оцениваются в большинстве своем высказывания детей; никаких тревожащих либо вызывающих неудовлетворение моментов поведения родители не замечают.

 

По сравнению с первой группой эти семьи имели отличительную особенность: один ребенок на 4—5 взрослых, любящих его слепой любовью. Уделяя ему довольно много внимания, проявляя достаточное терпение при организации интересной жизни дошкольника в выходные дни, в праздники, взрослые как бы создают для ребенка вне детского сада замкнутый круг общения, в центре которого, превыше всего интересы самого младшего члена семьи.

Одна из трех отнесенных ко второй группе семей отличалась более низкой культурой взаимоотношений: допускался резкий тон в обращении, отсутствовали слова вежливости, в активном словаре встречались грубые слова. Правда, все это проявлялось не по отношению к ребенку, но очень часто в его присутствии. Так, мама, рассказывая о конфликте Сережи с друзьями по двору, в результате которого у мальчика появилась ссадина под глазом, резко оценивает «дурные» привычки детей, которые затевают «сумасшедшие» игры.

Она считает всех детей, кроме Сережи, «вообще плохими». Очень часто отрицательные проявления в поведении сына (грубость, безразличие, каприз) объясняет именно влиянием сверстников, «которых дома не воспитывают». Она всегда старается оставить мальчика дома при малейшей возможности: «всё меньше глупостей увидит».

Каковы же эмоциональные проявления детей, воспитывающихся в таких семьях? Наши наблюдения и характеристики воспитателей свидетельствуют о наличии очень близких отношений у детей со всеми членами семьи. Моменты встреч и расставаний здесь, как правило, затягиваются интимными разговорами, лаской взрослого.

Содержание разговоров чаще всего сводится к обещаниям взрослого относительно удовлетворения очередных просьб и желаний (мама «выпрашивает» у сына право придти за ним не раньше, а «сразу после работы, никуда не заходя», папа терпеливо объясняет, почему нужно идти домой, а не на качели, как хочется Славику). До конфликта дело не доходит даже в самых острых ситуациях. Не всегда и взрослые уступают, наоборот, чаще удается всё же уговорить ребенка «сделать одолжение» отцу или матери.

 

При этом взрослые искренне благодарны ребенку, что и подкрепляют ласковыми словами. О доверительных отношениях свидетельствует также и то, что дети каждый день рассказывают родителям все новости своей жизни в саду со всеми подробностями.

Много места в детских рассказах занимают жалобы на сверстников. Интересен способ их разрешения. Родители внимательно выслушивают всё, почти всегда становятся на сторону ребенка, но не высказывают при этом порицания другим, а как бы уводят ребенка от того, что случилось («А ты бы не играл с таким мальчиком, ушел бы к другим детям», «Не обижайся на нее! Я завтра тебе тоже дам книжку и ты будешь читать, как и она», «В другой раз не слушай глупые слова, уходи от таких детей. Лучше сам поиграй, возьми игрушку у воспитателя»).
Все это произносится не с упреком, а с сочувствием и потому выглядит как своего рода отрицательная оценка поведения сверстников и одновременно как инструкция относительно поведения ребенка в будущем.

Дома эти дети очень любят быть рядом со взрослыми, достаточно активны в общении с ними. Как отмечают сами взрослые, дети требуют к себе много внимания, постоянно заставляя близких заниматься ими: «Я с ним дома ничего не могу сделать, все время я ему нужна: то читаем, то помогаю конструктор собирать, то гулять идем. Даже, когда сказка по телевизору, я должна рядом быть и вместе с ним смотреть». Все это произносится, с гордостью за своего ребенка. Как правило, дети из таких семей достаточно развиты, почти всегда активны в беседах со взрослыми, у них хорошо развита речь.

 

Продолжительные наблюдения и специальный эксперимент обнаружили, что между детьми и взрослыми в семьях второй группы развиваются более сложные отношения. Участие в домашних делах дети принимают в зависимости от настроения.

Иногда трудятся долго, с удовольствием, очень инициативны. Но их увлекает исключительно сам процесс той или иной деятельности. Совместных действий не ищут и не очень откликаются на предложения других, предпочитая позицию «Я сам». В ответ на предложение взрослого поработать вместе откликаются также в зависимости от ситуации: в состоянии бездействия включаются в работу, выбирая интересные моменты, а не участки дела (пылесосить ковер интересно, а дорожку — неудобно; молоть мясо хорошо, а лук — плохо).

Сотрудничества со взрослыми нет, могут по нескольку раз «выходить» из деятельности и «возвращаться» в нее. Особой ориентации на оценку нет, хотя похвалу воспринимают как должное в любом случае.

В других ситуациях могут просто «не слышать» предложения взрослого и заниматься своим делом рядом с убирающей мамой, моющим посуду отцом, проявляя уважение к их занятости своим «ненадоеданием». Предложения взрослого не мешать заниматься серьезным срочным делом всегда принимают без капризов, легко находят себе занятие. Иногда, увлекшись, выполняют условие. В случае возникшей потребности в общении со взрослыми проявляют активность в ее удовлетворении, не испытывая при этом ни малейшего чувства смущения.

 

Надо заметить, что сами взрослые не согласны с нашей интерпретацией подобных моментов как сигналов о возможном неуважительном отношении ко взрослому. («Рано вы хотите от них того, на что не все взрослые способны» или «Ничего плохого он не сделал, ему ведь не к кому обратиться больше, а сам он не справится».) Двое из трех детей этой группы отличались хорошей воспитанностью, послушанием. Как свидетельствуют взрослые, им редко приходится делать замечания (если учесть отсутствие всяких претензий к поведению ребенка при многих «няньках» у одного ребенка).

Выполнив наше задание (высказать неудовлетворение по поводу поведения ребенка), родители сами заинтересовались полученными ответными реакциями детей. Во всех случаях замечание в форме удивления никак не воспринималось детьми, вернее воспринималось как обычная фраза, не несущая отношения или оценки. Порицание, высказанное в спокойной форме, всегда вызывало удивление ребенка, он сомневался «не ослышался ли». Услыхав подтверждение сказанного взрослым, ребенок умолкал, делал недовольный вид, но ничего не предпринимал, чтобы изменить ситуацию. Добиться послушания в ответ на порицание в большинстве случаев не удавалось. Ребенок в крайнем случае «делал одолжение» и кое-как, для видимости, наводил внешний порядок в своих вещах, но при этом демонстрировал обиду.

 

Порицание в обидной форме воспринимали агрессивно. Сразу ярко выраженная обида на взрослого, но никакого отношения к самой ситуации, которую им предлагалось оценить.

 

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы