Выделяют несколько категорий эмоционального обращения воспитателя к детям. При положительном эмоциональном обращении поведение педагога по отношению к ребенку дружелюбное, сердечное, нежное, радостное; он поддерживает ребенка, приветствует, утешает, охраняет его. При нейтральном обращении доминирует деловитость, а эмоциональная окраска обращений не выражена, ее трудно оценить.

 

Отрицательное эмоциональное обращение — недружелюбное, неприветливое отношение к ребенку. Воспитатель сердится, наказывает ребенка, угрожает ему. Тон при этом раздраженный, взрывной, повелительный и т. д.

В исследованиях психолога Э. Хабинаковой показано, что воспитатели в большинстве случаев обращаются к детям нейтрально, а эмоциональные положительные или отрицательные обращения составляют ежедневно от десяти до двадцати в каждой группе. Часть нейтральных обращений в отдельные дни недели оставалась постоянной. Число же отрицательных эмоциональных обращений в некоторые дни наблюдений было особенно велико (до 80).

Итак, что же подчас мешает воспитателю в управлении детской деятельностью? Как выяснилось, то, что взрослый бывает иногда недостаточно эмоционален, недостаточно выразительно проявляет свое отношение не только к ребенку, но и к конкретному его поступку, действию, результату деятельности. И воспитаннику при невыразительном отношении взрослого бывает трудно определить, понять, доволен или недоволен педагог его поведением, поступком, проявлением чувств».

 

Известно, что понимание другого возникает в общении, но не в любом, а в таком, которое включает эмоциональный компонент. Эмоции опосредуют понимание ребенком взрослого. И когда воспитатель показывает, демонстрирует ребенку свое отношение, у того развивается способность воспринимать и понимать педагога, поскольку эмоции взрослого становятся объектом его познания. Дошкольник учится у воспитателя выражать свое отношение, свои чувства к окружающим людям, ведь педагог для него — эталон, образец для подражания и копирования.

У опытных педагогов интонация, мимика, жесты помогают ребенку вникать в смысл их слов, требований, указаний, распоряжений. Дополняя живую речь, экспрессивные средства придают ей большую выразительность, помогают воспитателю высказать свое отношение ко всему, что делает ребенок. Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель-мастер владеет всеми оттенками интонации. А. С. Макаренко придавал этому огромное значение.

 

Он вспоминал, что почувствовал себя настоящим мастером лишь тогда, когда научился произносить простые фразы: «иди сюда», «можешь идти» с 15—20 оттенками интонации голоса, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, позы, жеста. После этого он уже не боялся, что кто-то не подойдет к нему или не будет ощущать того, что нужно; воспитатель, говорил Антон Семенович, должен уметь управлять своим настроением, а в случае необходимости, показать и гнев, и неудовольствие, не забывая, что подобные проявления должны иметь педагогическое влияние.

Значение выдающиеся педагоги прошлого и современности. Так, советский педагог Ш. А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети!» пишет о том, что его постоянно волнует вопрос, с какими словами он обратится к детям при встрече с ними: «Какими будут первые слова, с которыми я обращусь к детям? Эти слова мною найдены давно — «Здравствуйте, дети!»....Впрочем, дело не в самих словах, а в том, каким голосом я их произнесу, какое будет у меня при этом выражение лица.

Мой голос, разумеется, должен быть добрым, располагающим. А выражение лица должно соответствовать моему тону». Особая тональность приветствия, добрая, стимулирующая бодрость духа, радость, счастье общения достойны того, считает Ш. А. Амонашвили, чтобы ее рассматривали как прием воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды на человека. «Скажите человеку «Здравствуйте!» тоном снисхождения или тоном, выражающим радость встречи, и вы увидите, как одно и то же слово, произнесенное по-разному, будет менять отношение к вам людей.

Как произнести приветствие «Здравствуйте, дети!»— это серьезная педагогическая проблема, и для педагога важнее всего овладеть нужным сплавом его звучания и мимики»

 

Уметь намеренно, специально усиливать компоненты проявления разных эмоциональных состояний — гнева, недовольства, удовлетворения, радости — важная составная часть в системе построения взаимоотношений педагога с детьми.

Каждый воспитатель может проверить, достаточно ли выразительно проявляет он отношение к тому, что делает ребенок. Как же это можно сделать?

Прежде всего, понаблюдайте за детьми: по тому, как они передают, копируют, имитируют эмоциональную выразительность взрослого, можно в определенной степени судить о том, достаточно ли он экспрессивен. Можно, например, создавать такие игровые ситуации, в которых ребенок, взяв на себя роль куклы, будет рассказывать и мимикой демонстрировать другой кукле, которая только что «пришла» в детский сад, как воспитатель выражает радость, если дети хорошо себя ведут, или недовольство, когда они его не слушают.

Если этого окажется недостаточно, следует проверить, насколько дети вообще воспринимают эмоциональную выразительность окружающих. Для этого целесообразно прибегнуть к такому приему — показать воспитанникам изображения лиц людей, на которых отражено их эмоциональное состояние (радость, удивление, недовольство). По ответам детей, по их описанию различных состояний можно понять, как дети различают настроение другого человека.

Для определения уровней понимания детьми эмоциональных проявлений воспитателей были использованы ситуации, в которых ярко выражалось аффективное отношение взрослого к ребенку. Была поставлена цель — выяснить, замечает ли ребенок переживания воспитателя, какие именно проявления педагога (речь, интонация, мимика, жесты) служат для детей информацией о том, доволен воспитатель их поведением или недоволен. Показателями чувствительности детей к эмоционально-выразительным средствам педагога были: быстрота их обнаружения; повышенное к ним внимание; тонкость различения оттенков экспрессии.

В целом мы отмечали повышение активности детей после подкрепления взрослым их правильного действия, как при речевых, так и жестово-мимических влияниях, что нашло отражение в особенностях поведения дошкольников: они исправляли ошибки, становились более общительными, доброжелательными. Были обнаружены особенности в различении и понимании эмоциональных проявлений воспитателя детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Прежде всего, следует отметить общую характерную особенность, которая заключалась в том, что, различая эмоциональные проявления воспитателя, дети младшего и среднего дошкольного возраста указывали не на отдельные экспрессивные компоненты эмоциональных проявлений педагога, а давали им общую, недифференцированную оценку, называя воспитателя «строгим», «некрасивым», «злым» или, наоборот, «веселым», «ласковым», «добрым».

Обращает внимание тот факт, что большинство младших дошкольников вообще не смогли назвать признаки, по которым они различали — доволен ими воспитатель или нет.

Хотя адекватные реакции детей на экспрессивные средства воздействия взрослого (они отлично понимали значение взгляда педагога и сразу прекращали посторонние занятия или баловство) свидетельствовали об их действенном характере, однако неумение многих детей младшего и среднего возраста назвать отдельные экспрессивные признаки эмоций удовольствия или недовольства говорит о том, что, во-первых, у них еще нет опыта акцентирования внимания на отдельных признаках эмоциональных проявлений взрослых.

Во-вторых, нет опыта интерпретации отдельных эмоционально-выразительных средств (их этому не научили ни дома, ни в детском саду), в-третьих, за внешне привычными действиями своего воспитателя малыши еще не умеют «прочитать» раздельно его эмоциональные проявления, различать его переживания.

Наблюдения показали также, что среди младших дошкольников есть дети, которым особенно трудно различать такое эмоциональное состояние воспитателя, как недовольство.

Они не понимали, что значит —«воспитатель недоволен».

И даже в ситуациях яркого выражения педагогом своего недовольства их поведением или действиями малыши не различали, не понимали именно этих переживаний взрослого.

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы