Различия в умении детей понимать экспрессивную сторону эмоциональных воздействий воспитателя объясняются прежде всего различным опытом их общения со взрослыми. Если, например, отношение воспитателя к конкретному ребенку эмоционально невыразительно, то он и не выделяет экспрессивных средств педагога, что препятствует правильному реагированию на воспитательные воздействия. Таким образом, очень важно, чтобы воспитатель, с одной стороны, развивал свои эмоционально-выразительные способности, насыщал свою деятельность эмоциональными проявлениями, а с другой — ориентировал детей на них.

В практике воспитания экспрессивная окраска обращения к ребенку является существенным компонентом эффективности воспитательных воздействий. Роль экспрессивной окраски специфична прежде всего для детей дошкольного возраста, поскольку эмоциональные контакты дошкольника с взрослым представляют собой ориентацию ребенка в окружающем его мире; они являются для него сигналом правильного или неправильного поведения, то есть позволяют разобраться в той или иной ситуации.

Однако очевидна недооценка некоторыми педагогами экспрессивно-эмоциональной стороны влияния на ребенка. Воспитатели часто прибегают к нотациям, морализированию, многословию, уговорам в случаях, когда достаточно было бы адресовать ребенку выразительный жест, строгий взгляд, намеренное молчание. Здесь уместно вспомнить слова А. С. Макаренко о том, что не может быть хорошим воспитателем тот, кто не владеет мимикой, не может придать своему лицу нужного выражения или сдержать свое настроение.

 

Педагогу следует так себя вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и он всегда должен знать, чего он хочет добиться в данный момент и чего не хочет. Мимика, поза, движения, жесты — своеобразные инструменты воздействия на детей. Они же, как считал Макаренко, и являются необходимыми компонентами педагогического мастерства.

Итак, чтобы сделать экспрессию средством управления детской деятельностью, необходимо, прежде всего научить детей выделять выразительные компоненты различных чувств.

Можно вводить детей в игры, сюжеты которых требуют проявления сочувствия, сострадания, например в игру «Больница», где сталкиваются врач и больной. Например: «Не разговаривай громко,— говорит воспитательница,— больной спит, он плохо себя чувствует»; «Не шуми, у нашего зайчика болит голова, его нужно пожалеть»; «Не врывайся в дверь, не постучав, ты можешь испугать малыша. Постучи и спроси: «Можно?»
Если скажут «Можно, входи» и т. д. Дети легко «заражаются» чувствами других. Учитывая это, воспитатель должен постоянно следить за оттенками своего поведения. Не только указания и призывы определяют поведение малыша, но и тон, каким взрослый говорит с детьми.

Чувства, переживаемые ребенком в дошкольном учреждении, в значительной мере зависят от поведения окружающих его взрослых. Бывает, как мы уже указывали ранее, что воспитатель не очень считается с интересами ребенка, разговаривает с ним раздраженно, находит повод лишний раз упрекнуть его. 'Стоит ли удивляться после этого, что в поведении ребенка обнаруживаются признаки беспокойства, что он не проявляет сочувствия к другим, когда тем плохо.

 

Умения дошкольников выражать свои чувства к воспитателю мы определяли и в обычном общении с воспитателем и в специально смоделированных ситуациях, имитирующих затруднительное положение взрослого. Например, воспитательница сидит рядом с ребенком и дает ему общие указания, как надо себя вести на прогулке. В момент объяснения «случайно» падает предмет, который она держала в руке; воспитательница пытается его поднять, но «не может» («не может» одной рукой расстегнуть браслет часов, «не может» без посторонней помощи открыть коробочку).

Основная цель подобных ситуаций — определить, умеет ли ребенок самостоятельно увидеть затруднительное положение взрослого и, соответственно, его реакцию. Чтобы определить направленность чувств ребенка и выяснить его расположение к педагогу, с ним проводили беседу на тему «Моя любимая воспитательница», в которой содержались такие вопросы: За что ты любишь свою воспитательницу?

 

Как ты думаешь, когда бывает приятно твоей воспитательнице: когда ты ей скажешь добрые, хорошие слова, улыбнешься или сделаешь что-нибудь доброе (аккуратно уберешь в игровом уголке, польешь цветы)? Когда бывает неприятно твоей воспитательнице: когда ты с кем-то подерешься, отберешь игрушку, когда ты что-то не сделаешь, забудешь выполнить то, что тебе сказали?

Для определения эмоциональных предпочтений детей создавали ситуации словесного и реального выбора. Ситуации словесного выбора. Скоро ты поедешь отдыхать с родителями. Кого из взрослых детского сада ты хотел бы взять с собой и почему? Скоро твой день рождения, кого из взрослых детского сада ты пригласишь на свой праздник? У тебя есть один лишний билет в цирк, кого из взрослых детского сада ты возьмешь с собой на представление?

Ситуации реального выбора. Выбери самую красивую открытку (салфетку) для подарка своему товарищу, воспитательнице или для себя. В другом случае ребенок приглашался в комнату для игры с новой механической игрушкой, но игрушка в его присутствии «ломалась», и взрослому приходилось долго ее «чинить». Малышу предлагалось сделать выбор: помочь воспитателю, посмотреть картинки в новой книжке или же взять другую игрушку для игры. Необходимость выбора между этими тремя разными по нравственному смыслу действиями в случае эмоциональной отзывчивости вызывала «колеблющееся» эмоциональное состояние ребенка с выраженными «муками совести».

Прослеживая связь между общением детей и их умением выражать свои чувства, адресованные взрослым, мы установили, что инициативность, контактность детей оказывают влияние и на особенности проявления ими чувств к педагогу. Так, коммуникативно-активные дошкольники умеют более четко и выразительно проявлять свои чувства, чем малообщительные и замкнутые.

 

В ситуациях словесного и реального выбора эти дети отдавали предпочтение какому-то одному, определенному воспитателю. Например, Валерий ответил, что он пригласил бы с собой летом на Десну воспитательницу В. Е., «чтобы она отдохнула», ее же он пригласил бы на день рождения, «чтобы ей было весело», ее же он взял бы с собой в цирк, «чтобы она посмеялась, когда появится клоун», и угостил бы конфетой.

 

Валерий сказал, что любит В. Е. за то, что она «добрая, хорошая, сказки читает, много интересного рассказывает». И в ситуациях реального выбора мальчик высказывал желание сначала помочь воспитательнице, а уж «потом можно и игрушкой поиграть». Затруднительное положение взрослого Валерий замечал сразу: быстро поднимал упавший предмет, подавая его, улыбался взрослому.

 

Пытался расстегнуть браслет часов, приговаривая при этом: «Ну что же он никак не открывается,, вам уже больно... немного потерпите... я сейчас его раскрою». И в повседневной жизни детского сада Валерий оказывал помощь педагогу тогда, когда нужно было (независимо от того, кто из воспитателей был на смене). Мальчик был внимателен, предупредителен, проявлял готовность практически всегда оказать услугу взрослому. Вместе с тем любил приласкаться, посидеть на прогулке рядом с воспитательницей, поговорить на личные темы.

Аналогичное выражение чувств к педагогу было зафиксировано еще у двоих детей. Однако в группе коммуникативно-активных детей были и дошкольники, которые более остро выражали желание, чтобы взрослый разделял только с ними их увлечения, одобрял их усилия, оценивал их умения. Они стремились к тому, чтобы взрослый обращал внимание только на них, проявлял заботу, ласку исключительно к ним. Если же воспитатель по каким-либо причинам не замечал такого ребенка, он сам обращался к взрослому (иногда по несколько раз подряд): «Смотрите, какое красивое дерево я сам уже нарисовал!», «Посмотрите, я сам уже сложил игрушки. Правда, красиво?», «Видите, как я уже умею прыгать».

Предыдущая глава   Оглавление   Следующая глава

Внимание

Простая снежинка из бумаги

Объемная (3D) снежинка из бумаги

Петух из бумаги на 2017 год

Еще "British Bulldog"


2015 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2011 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Еще "Русский медвежонок"


2015 год


Для учителя
2-3 класс
4-5 класс
6-7 класс
8-9 класс
10-11 класс



Еще "Кенгуру"


Кенгуру 2015


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


Кенгуру 2015


4 класс (выпускникам)
9 класс (выпускникам)
11 класс (выпускникам)


Кенгуру 2014


2 класс
3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Кенгуру 2013


2 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-10 класс


2012 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 10 класс


Еще "Золотое руно"


2016 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2015 год


3-4 класс
5-6 класс
7-8 класс
9-11 класс


2014 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


2013 год


3 - 4 класс
5 - 6 класс
7 - 8 класс
9 - 11 класс


Меню сайта

Главная страница

Учебные материалы